-
За ноль внимания покусаю
17.03.2020 10:30Источник фото: DepositPhotosКак северные авторы помогут современной литературе?Сейчас нужно вручную вылавливать тех, кто пишет грамотно и со вкусом, утверждает поэтесса Ольга Магницкая.
В марте амурчанка стала лауреатом премии имени Юрия Рытхэу. Это, по её словам, в какой-то мере послужило подтверждением её поэтической квалификации. О делах литературы мы поговорили в преддверии Всемирного дня поэзии (21 марта).
Ушли в блог
- Чем ценна эта премия?
- Начать с того, что Юрий Рытхэу (1930 - 2008) - известный русский и чукотский писатель. Его северными романами зачитывалась вся страна в конце прошлого века. Я, помню, ещё в школьном возрасте читала его «Сон в начале тумана» с
5 лет назад обнял святой - пошли стихи с фонариком под одеялом. И когда меня поздравили с третьим местом в конкурсе имени Юрия Сергеевича в номинации «поэзия» (всего их три, вместе с «прозой» и «публицистикой»), было чувство, что замкнулся какой-то судьбинский цикл в моей жизни.
Премия хотя и не национальная, а межрегиональная, но в её соискании участвуют достаточно серьёзные люди из российской литературной элиты (в этом году выставлялось около 70 произведений). Конкурс несколько специфический, так как направлен на поддержку и развитие, в том числе, этнической северной литературы. В большинстве лауреатами становятся московские литераторы или местные авторы. И в такой традиции я считаю свой результат очень хорошим, ведь для комиссии я была абсолютно «чужеродным» элементом, без всяких писательских званий и статусов. Но мои стихи, представленные на конкурс, были написаны в многочисленных командировках по северу Дальнего Востока. В общем, знала, о чём писала.
То же, кстати, случилось и с моим товарищем по созданному нами Творческому объединению «Полярная литература». Он долгое время работал на Ямале и выпустил прекрасную книгу об индустриализации полуострова. В номинации «публицистика» он стал вторым после известного московского журналиста, и для жюри тоже был не конъюнктурной фигурой. Не секрет, что для конкурсных работ многие авторы выбирают выигрышные темы в русле статуса и миссии премии. И комиссии зачастую приходится выбирать между актуальностью произведения и его литературной ценностью. Так что я благодарна жюри последнего состава за непредвзятость и эстетическую компетентность. Часто литераторы сами ставят оргкомитеты в щекотливое положение. Вот «очаровательную» ситуацию я наблюдала в прошлом году на фестивале «Литература Тихоокеанской России» во Владивостоке. Прибывшие московские литераторы три дня заглядывали в рот заму полпреда президента РФ по ДФО, потому что прошёл слух о некой обещанной премии. Тематику не разглашали, но, видимо, чтобы угодить вкусам властей, москвичи сами предложили: «Давайте сделаем героем нашего времени предпринимателя?» Смеялся весь зал.
- А вообще без конъюнктуры в литературе никак?
- Конечно, есть определённые знаковые события, актуальные темы - их надо описывать. И это нормально - поработать в какой-то теме. А задача жюри - соблюсти баланс между актуальностью и собственно творчеством.
Здесь просматривается другая проблема, несколько необычная для России, где литературная элита и власть всегда были в каких-то «отношениях». В ходе перестройки, я так понимаю, к власти пришли абсолютно равнодушные к литературе и искусству люди, кидая творческой интеллигенции «подачки» в виде премий, повышения зарплат, но по существу просто её не замечая. Объективно эта позиция понятна - в 90-е важнее были экономические, оборонные задачи. И в этом власти преуспели! Но так и не поняли, почему их за это не носят на руках. Думается, потому, что нельзя всю творческую интеллигенцию заменить командой «Камеди клаб» и идеологическими педалями типа «Вести за неделю» и «Вечер с Владимиром Соловьёвым». Та же советская номенклатура, при очевидных ошибках и перегибах, чётко понимала и место творчества в обществе, и невозможность заменить его качественной пропагандой.
Российской культуре всегда были свойственны такие явления, как идеологическая борьба, гонения инакомыслия и т. п. Всё это держало литераторов «при делах». Но безразличия они не вынесли - ушли в блоги. И не удивительно, что в творческой среде считается хорошим тоном ругать власть: «За ноль внимания на меня я тебя хоть покусаю». Недавно довольно известный московский композитор попросил меня написать стихи к его музыке. Я предложила бодрую заготовку - как раньше бы сказали, «про Родину, про партию…» Реакция: «Ты хочешь меня карьеры лишить? Не отмоюсь потом!»
Досье
Ольга Николаевна Магницкая. Родилась в Херсоне в 1958 г. Училась в Новосибирском госуниверситете по специализации «Геология». Работала в Штабе ЦК комсомола на БАМе, ж.-д. инженером, модельером, журналистом в дальневосточных изданиях. Окончив философскую аспирантуру, некоторое время преподавала социологию в АмГУ. Сейчас - директор исследовательского центра «ВЦИОМ-Амур.ру» и исполнительный директор ТО «Полярная литература».
Кто герой?
- Значит, загнать сегодня искусство в пропаганду - гиблое дело?
- Думаю, да. В той же литературе нужно вытащить всех (стОящих!) из блогов, а главное - куда вытащить, что предложить? И обязательно показать свою заинтересованность судьбой писателей, их местом в обществе, а не так: «Давно что-то мы ничего не давали литераторам». От этого лучше относиться к власти большинство наших литераторов не будет.
Сейчас часто вспоминают Гослит: не в смысле его цензорских функций, а как огромный штат редакторов, критиков, искусствоведов, который «окормлял» писательскую братию и способствовал повышению качества русской литературы, которая сегодня прихрамывает. Мне недавно плакался директор Института русско-корейского перевода мистер Ким: «Продажи русской литературы за рубежом неуклонно падают - нечего переводить, не берут современную литературу. Так, Пушкина, Гоголя…».
- Выходит, сегодня особая потребность в железной руке, которая всех «построит»?
- Дело в общественном консенсусе, когда мы слушаем друг друга и думаем, как лучше поступить. Такой консенсус и образуется через интеллигенцию, через культуру и искусство. И по-другому никак.
Не секрет, что после слома гослитовской системы исчезло давление не только политическое, но и эстетическое, и нас захлестнул ворох графоманства. И сейчас нужно прямо-таки вручную вылавливать тех, кто пишет грамотно и со вкусом. Вот этим мы в своём объединении «Полярная литература» и занимаемся уже два-три года. Скоро получим грант от арктических спонсоров, будем работать в штатном режиме. Хотелось заниматься Дальним Востоком, но власти этого уровня остались равнодушными к нашей идее. А вот по арктическим территориям поддержали. Север я очень люблю и понимаю его - ещё в детстве с родителями изрядно там поездила.
Добавлю, что школьные учителя просто плачут от отсутствия хорошей
Индия - страна чудес, и когда человек начинает задумываться, как он попал в этот мир, что он здесь делает и что должен делать - все эти мысли в итоге приведут его в Индию.
современной литературы - новых имён, форм. Поэтому цель нашего объединения - отфильтровать собранные произведения и внедрить их в региональный компонент школьного образования.
Бездействовать больше нельзя - всё идёт к потере престижа русской литературы. Профессионалы старой советской школы умирают. Им, конечно, есть кому передать свой громадный опыт, но нет системы передачи, каналов связи со способной молодёжью. Этому мешает ещё и масса псевдообучающих контор по литературному мастерству, в лапы которых молодые авторы первым делом и попадают. Пару раз обжигаются и теряют творческий запал. Всё кончается квартирными чтениями и разочарованием.
- Вы упомянули, что на предложение сделать литературным героем нашего времени предпринимателя Владивосток отреагировал смехом. А по-вашему, кто же этот герой?
- Человек, верящий в будущее своё и страны, работающий на эту веру вопреки всему безобразию вокруг: бюрократии, безразличию, общественным разногласиям. К примеру, некий амурчанин в некоем департаменте на руководящей должности отказался заниматься приписками для отчётов в Москву. Ему намекнули, что должность уйдёт его заму, и он ответил: «Пускай». И некоторое время, пока искал другую работу, таксовал.
- Как давно вы пишете стихи?
- Удивитесь, но всего лет пять. В то время судьба свела меня с индийским святым Муджи - Энтони Полом Му-Янгом - одним из самых известных и сильных духовных учителей современности. Мы встретились на одном из его даршанов (дословно - лицезрение божественности) в Киеве. Тогда на встречу целая толпа собралась со всей Европы. Муджи зашёл осмотреть зал, снятый для мероприятия. И я, случайно увидев его там, обрадовалась неимоверно - живой святой! Сама кинулась обниматься, Муджи засмеялся и тоже обнял меня. Тем же вечером пошли стихи, о которых до этого как-то и речи не было.
Наверное, в этом ничего удивительного: Индия - страна чудес, и когда человек начинает задумываться, как он попал в этот мир, что он здесь делает и что должен делать - все эти мысли в итоге приведут его в Индию.
Материалы по теме:
-
Культура
Амурские неокраеведы показали ретрофото из дореволюционного Благовещенска
-
Праздник
Благовещенцы жалуются на продавцов вербы, которые заполонили улицы
-
Культура
В Благовещенске пройдут увлекательные мастер-классы для детей и их родителей
-
Культура
Уникальный музей модернизируют в Зее за 9,4 миллиона рублей
-
Культура
Больших и маленьких жителей Благовещенска приглашают на «Библионочь» и «Библиосумерки»
-
Культура
Масштабный ремонт в библиотеки Усть-Ивановки проведут по напроекту