Топливный вопрос: сколько будет стоить бензин и хватит ли его амурчанам? - 2x2.su
  • Топливный вопрос: сколько будет стоить бензин и хватит ли его амурчанам?

    27.11.2018 08:14
    Источник фото: DepositPhotos
    Последние месяцы благовещенцы серьезно обеспокоены ценами на бензин. Когда и насколько они взлетят? Удастся ли правительству ограничить их рост? Не случится ли в городе дефицита топлива? Ведь ситуация на рынке ГСМ довольно непредсказуемая и ожидать можно чего угодно. Прокуратура области, опасаясь неконтролируемого роста цен на горючее, поручила областному правительству разобраться с ситуацией в срок до 10 декабря.

    Корень проблемы

    Чтобы не допустить скачка цен на топливо, правительство предприняло ряд мер, подписало соглашение с рядом крупных нефтяных компаний, установив на горючее индикативные цены. Но почему это стало необходимым, в чем причина удорожания топлива?

    По словам председателя Общественного совета при УФНС России по Амурской области Бориса Белобородова, нефть стала еще больше, чем раньше, выгодна для экспортирования. И хотя ее производители уверяют, что поставок ГСМ на внутренний рынок они не уменьшали, есть ряд косвенных признаков, позволяющих заключить, что это не так.

    - Раньше они спокойно продавали ГСМ своим конкурентам - независимым АЗС, а сейчас перестали, - утверждает Борис Леонидович. - Значит, дизтоплива стало меньше, чем раньше. Но так как правительство погрозило пальцем, производители уверяют, что заморозили отпускные цены и не продают дороже. На самом же деле другим они вообще не продают. А своим АЗС поставляют по старым ценам.

    Теперь мелким АЗС приходится покупать горючее на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, но цены на ней всегда выше, чем при покупке напрямую у крупных производителей. Все лето АЗС торговали старыми запасами, сейчас же столкнулись с проблемой: УФАС прислал им требование не повышать цены. Но как можно продавать по старым ценам новое топливо, купленное дороже?

    - Если говорить макроэкономически, отсутствует рыночный механизм ценообразования, - рассказывает Борис Белобородов. - У нас только система госрегулирования. Со стороны выглядит все так, будто правительство, прокуратура и УФАС борются с повышением цен. А фактически это приводит к тому, что крупные нефтяные компании ничего не теряют, малым же участникам рынка поставки ГСМ прекратились.

    Ждем дефицита?
    Как считает президент Амурского топливного союза Павел Игоревич Филипченко, дефицита топлива на автозаправках области не предвидится. По крайней мере в центральных районах и в Благовещенске. Возможны сложности в отдаленных районах, где представлены только независимые участники топливного рынка, ведь для них индикативные цены, установленные правительством, не действуют - приходится работать с биржевыми ценами.


    Схема работает - временно

    И все же благодаря постановлению правительства об индикативных ценах оптовые объемы ГСМ начали по ним продаваться. Как следствие, недавно одна из розничных независимых сетей снизила цены на дизельное топливо. А раньше независимые компании снижать цены не могли. Если рынок продолжит наполняться топливом по индикативным ценам, то снижение продолжится.

    Однако, несмотря на то что государственное регулирование начало давать положительные результаты, в нем же таится опасность: 

    - Госрегулирование на рынке возможно только на короткое время в чрезвычайной ситуации, - утверждает Борис Белобородов. - А когда у нас нет войны, нет стихийных бедствий, его тоже не должно быть. Должен быть свободный рынок. А его нет, что означает: в любой момент что-то где-то может лопнуть, сломаться, взлететь, упасть и так далее.

    Группа экстренного реагирования

    Ситуация с ценами на бензин и его доступностью находится на контроле губернатора. 2 ноября прошло совещание, на котором помимо Василия Орлова присутствовали представители минэкономразвития, УФАС, Амурского топливного союза, «Опоры России» и других заинтересованных структур.

    Василий Орлов провел это совещание потому, что он - высшее должностное лицо области, он ответственен за все, - говорит Борис Белобородов. - И как губернатор он произнес такую значимую фразу, обращаясь прежде всего к вертикально-интегрированным нефтяным компаниям: «Если где-то случится ЧП, связанное с отсутствием топлива, скажем, у скорой помощи или у полиции, то вы ответите по закону!»

    По результатам совещания губернатор принял решение, что на базе минэкономразвития необходимо создать группу оперативного реагирования. Она будет сводить всю информацию по вопросам цен на ГСМ, вести системный анализ решений, принимаемых в Москве.

    - Заседания группы уже проходят, - сообщает заместитель министра экономразвития Амурской области Татьяна Сергеевна Величко. - Сейчас мы активно работаем с минсельхозом, так как сельхозпроизводителям уже нужно заготавливать топливо. А далее планируем обратиться к местным руководителям вертикально интегрированных нефтяных компаний по поводу того, будет ли топливо отпускаться мелким оптом в необходимой мере.

    Прогноз

    Таким образом, ситуация с ценами находится на контроле у властей. Но даже если цены начнут стремительно расти, то, по утверждениям экспертов, для рядовых автомобилистов рост будет не слишком болезненным. Зато малому бизнесу, который занимается продажей ГСМ, он сулит большие проблемы. 

    Объемы реализации независимых розничных сетей уже уменьшились в три раза, и, возможно, вскоре начнется их вымывание с рынка. Придется решать, продолжать вести бизнес и оказаться в долгах или же закрываться. 

    В последнем случае на смену независимым АЗС придут крупные компании, и таким образом произойдет монополизация сегмента данной отрасли. В итоге это отрицательно скажется и на бизнесе, и на рядовых автовладельцах нашего города.

    Коварная подмена?

    Многие автомобилисты встревожены тем, что уже на четырех АЗС города место бензина марки АИ-98 занял бензин АИ-101. На заправках заявляют: «Скоро 98-й бензин уйдет совсем». Люди предполагают: замена связана с тем, что правительство заморозило топливные цены, - вот компания и стала продавать вместо старой марки бензина новую, более дорогую, желая компенсировать убытки.

    Эксперты с этим мнением не согласны:

    - Никто не утверждает, что везде уйдет бензин АИ-98 и останется только АИ-101, - говорит Татьяна Сергеевна. - Ведь не каждому двигателю он подойдет… Как бы то ни было, этот бензин нужен. В первую очередь для современных спорткаров. Да и вообще, каждый производитель на рынке имеет право совершенствовать свои продукты, а на рынке нефтепродуктов у нас давным-давно не было новинок. Поэтому я считаю, бояться не нужно. Тем более на западе России бензином АИ-101 уже активно пользуются. И с точки зрения экологии этот вид топлива чище.

    Нельзя утверждать, что бензин марки АИ-98 менее качественный, чем АИ-101 - такое сравнение будет некорректным. Это два разных продукта, как, например, молоко и кефир. Что же касается цены на бензин марки АИ-101, то, по словам президента Амурского топливного союза, она адекватна рынку и показывает реальную стоимость этого горючего.

    - По-моему, сто первый бензин - это продукт одной лишь компании, - говорит Павел Филипченко. - Другие его не начали еще производить, и на бирже его нет. Так что вряд ли девяносто восьмой уйдет из-за него с рынка.


     

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом