-
Проблемы с речью у ребенка - как распознать?
28.09.2015 11:17Источник фото: DepositPhotosНарушение речи у ребенка-дошкольника - явление нередкое. Но думать, что это само собой может исправиться, как минимум неразумно. Плохую речь необходимо выявлять на ранних стадиях и незамедлительно корректировать. Как это лучше сделать, нам помогла разобраться благовещенский логопед Наталья УшаковаЧас «X»Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух лет. Однако, если к 2,5 - 3 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простых фраз типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Причем в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет характер речевой активности, объясняет Наталья Александровна.
Навыки правильной, культурной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семьеЧаще всего, по наблюдению специалиста, дети не выговаривают звуки «л» и«р». Но сейчас редко встречается нарушение произношения одного звука, как правило, их несколько, может быть нарушена целая группа звуков, а могут и несколько групп сразу - свистящих (с-с’, з-з’, ц), шипящих (ш, ж) и соноров (р-р’, л-л’). Часто речь ребенка «смазанная», имеются искажения звуков, страдают темп, выразительность, в целом произношение невнятное. Все эти симптомы говорят уже о неврологических проблемах, которые нужно решать совместно с доктором.Дело в семье
Навыки правильной культурной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семье. Конечно, они не передаются по наследству, ребенок перенимает опыт разговорного общения, то есть овладение речью зависит от окружающей речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может также не заботиться о том, как его речь воспринимают остальные. Если дома говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и малыш будет так же разговаривать.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи родителей или старших братьев и сестер. Работать с такими детьми сложнее, потому что, занимаясь у логопеда, они все равно слышат неправильную речь дома, - объясняет Наталья Александровна. - Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных или сложных для его понимания. И, конечно, важно, чтобы ребенок слышал не просто правильную, но и вежливую речь.
Нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания, «сюсюкать»
Общаемся правильно и вежливо
Для профилактики нарушений речи Наталья Ушакова советует больше общаться с ребенком. Очень часто, как только ребенок начинает сидеть в манеже, его одного надолго оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но не стоит забывать, что в этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова родителя должны быть связаны с конкретной ситуацией - а как иначе малыш догадается, о чем идет речь?Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский» язык сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил, - делится логопед.Также необходимо развивать мышцы артикуляционного аппарата - особенно если ребенок находился на искусственном вскармливании или на грудном, но совсем короткое время. В результате он не успевает «наработать» нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. А потом такому ребенку дают протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков (ш, р и др.). Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц, полезно давать ребенку погрызть сухарик, морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его надувать шарики, дуть на вертушки, пускать мыльные пузыри через соломинку. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком можно «покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («как хобот у слоника»), почмокать губами («покажи, как целуешь маму»), поцокать языком («как скачет лошадка»). С четырехлетними детьми, если их речь недостаточно четкая, можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.
Уже давно доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. Тренировать пальцы рук можно уже с восьмимесячного возраста. Начинать следует с массажа, а с возрастом можно использовать множество приемов для развития мелкой моторики: запускать пальцами мелкие волчки; разминать пластилин или глину, нанизывать бусины, крупные пуговицы на нитку, застегивать пуговицы, играть с конструктором, мозаикой, рисовать и многое другое.
Наталья Ушакова уверена: доверять работу с речью ребенка можно только специалистуВ помощь родителям
Сейчас много методической литературы, в которой все логопедические проблемы предлагается решить самостоятельно. Но самодеятельность здесь не лучший вариант. Родители-неспециалисты не могут быть твердо уверены, что их собственное произношение, их фонематический слух идеальны, что тот или иной звук должен произноситься именно так. А переучить ребенка перейти с этого «почти правильного» звука на окончательно правильный будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий.
Необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы он показал родителям нужный звук и объяснил, как его произносить. А уж повторять пройденное можно и самостоятельно - с книжками.Заниматься со специалистом стоит не больше двух-трех раз в неделю. В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения минут по 10 - 15, не больше. На индивидуальных занятиях с логопедом ребенку приходится очень много работать, и потому их нельзя проводить ежедневно, разъяснила Наталья Александровна.
Материалы по теме:
-
Здоровье
В медучреждениях Амурской области ввели масочный режим
-
Здоровье
В Благовещенске ввели масочный режим во всех организациях
-
Здоровье
В Амурской областной больнице ввели ограничения на посещения в стационаре
-
Здоровье
В школах и детсадах Белогорска уровень заболеваемости ОРВИ не превышает эпидпорог
-
Здоровье
В школах Благовещенска рекомендовано ввести масочный режим
-
Здоровье
Как бороться с наркоманией в России: 6 конкретных предложений