-
Специалисты рассказали, почему в Приамурье после ремонта дорог появляются новые проблемы
18.09.2022 12:20Источник фото: ГК "Дважды Два"Большой скандал вышел с ремонтом улицы Центральной в селе Чигири Благовещенского района. С 2018 по 2021 год местные чиновники потратили почти 100 млн рублей на работы, а качество покрытия на самой загруженной дороге не улучшилось.
Ремонт по ночам
Судя по отзывам жителей, чиновники уже привычно тратят бюджетные деньги на ВРОДЕ БЫ решение застарелых проблем, но они снова не решаются.В начале августа здесь уже случилась первая в этом году авария из-за отсутствия безопасного дорожного покрытия, - рассказывает житель Чигирей Егор Макаревич. - Машина по бампер ушла всем колесом в огромную яму. И никаких предупреждающих знаков. Я в конце июля интересовался, когда яму залатают. Ответ: мы, мол, смету составили - попросим денег у облминтранса. А то, что в ремонт этого участка ещё два года назад вкладывались, и гарантия должна быть минимум три года - не смущает?
Проблемы и на других улицах Чигирей. На Садовой так и не появилось обещанное властями водоотведение. На Светлой уже полгода не замнут вспученный грунт - обруливай или по встречке, или по пешеходному тротуару. По размытой дождями Промышленной перестал ходить общественный транспорт. И только с пинка прокуратуры дорогу прогрейдировали и автобус снова пошёл. Подъезд к самому селу с Новотроицкого шоссе капитально ремонтировали год назад, а вид такой, будто никогда! Скорая и пожарные вечно буксуют, а это уже угроза жизни и здоровью людей…Больше всего злит, что на местах нет настоящих специалистов, - подчёркивает Егор Макаревич. - Вот в разбитой Центральной винят большегрузы. Но ведь уже давно освоены деньги на уличные видеокамеры, которые должны следить за потоком транспорта! А большегрузы всё ездят.
Ситуацию по Центральной комментирует прокурор Благовещенского района Елена Бажал:
Теперь будет детальная экспертиза, подсчёт ущерба. Губительную для асфальта роль большегрузов, конечно, учтут, но её предстоит доказать. Хотя сезонный запрет на проезд в своё время не вводился. Ну хоть сейчас объявили. А ремонт на Центральной теперь кипит по ночам!Жалоб от населения становилось всё больше, поэтому и была проведена комплексная проверка. Оказалось, что контракты на дорожные работы заключались ежегодно, а качество покрытия не улучшалось - дефекты видны невооружённым глазом. В рамках гарантийного обслуживания также ничего не делалось, а власти района этого и не требовали.
Дожди часто показывают, что дороги (уже грунтовые) после «ремонта» становятся только хуже. Так, на трассе Завитинск - Райчихинск раньше подсыпали щебнем, теперь - глиной и песком (дешевле же!). Скорей бы зима: мороз скуёт грязь, и можно будет ездить нормально.Работы по дорогам в Чигирях очень много, - подчёркивает Елена Анатольевна. - Село густо населено, очень много улиц, и все нуждаются во внимании. Дело в том, что ещё с 8 августа в Чигирях введён режим ЧС из-за обильных осадков, поэтому местные дороги усиленно приводят в нормативное состояние. Дожди в последние годы вообще становятся для чигиринских дорог настоящей проблемой.
Сыпанул, ногой прижал
А куда же надзор смотрел все эти годы? В прокуратуре отметили, что приёмка по Центральной была, но кто и как принимал, непонятно. Вопросов не было, даже когда дефекты явно полезли наружу. Следствие должно разобраться и с этим.
Исходя из этого, вопрос: должен ли на дорожной приёмке присутствовать некий независимый надзор, не относящийся ни к местной администрации, ни к облминтрансу? С этим вопросом мы обратились в ассоциацию лабораторных испытаний «Азимут-Прогресс» в Хабаровске. Специалисты в своё время проводили экспертизу амурского асфальта.
Организовать независимую строительно-техническую экспертизу - это обязанность по федеральному законодательству. Заказчик работ может провести экспертизу и сам, но это целесообразно, если есть свои специалисты, необходимое оборудование и разрешение на специсследования. В противном случае лучше привлечь сторонних экспертов.
Кстати, как показывает опыт, слабость дорожных подрядчиков не только Приамурья, но и всего ДФО - в отсутствии квалифицированных кадров. Например, в 2020 г. в ходе глобального капремонта ул. Калинина в Благовещенске по нацпроекту (!) один из участков потребовалось переделывать. У подрядчика асфальт был не по ГОСТу, покрытие уложили неровно, водоотвод с проезжей части не провели. Вот на что списать такое безобразие?
Но, отмечают в «Азимуте», в Приамурье управление дорожным хозяйством постоянно совершенствуется. Может быть. Тем более что именно «Азимут» помог региону в 2019 г. определить реальное качество дорог, потому что область могла вылететь из соответствующего нацпроекта. По данным Минтранса РФ, более 50% амурских дорог были в хорошем состоянии - впереди нас была лишь Москва. Какой уж тут нацпроект? И только с помощью экспертов удалось доказать, что в порядке лишь 27% дорог.
Ещё о надзоре: срок службы автодорог - это период времени между капремонтами. Но промежуточный ремонт допустим - в рамках как раз гарантии, сроком от трёх до пяти лет.Полное ощущение, что в последние годы качество дорожного строительства резко упало, а сроки работ наоборот выросли! - делятся наши читатели. - Странно, что компетентные органы, перемещаясь по тем же улицам, что и мы, объезжая из года в год те же ямы на «отремонтированных» дорогах, не задаются тем же вопросом: «Почему к работам привлекают некомпетентных подрядчиков? И как получается, что вроде отремонтированная дорога снова требует ремонта?» Ямочный ремонт - отдельная боль: чуть ли не с борта машины кидают в яму смесь гравия с гудроном, прижимают ногой и едут дальше.
Хорошо: появились ямы и трещины в течение гарантийного срока - это показатель некачественного ремонта? Так как автодорога - слоистая система, то дефекты возникают или от давления сверху - транспортом, перепадами температур, или от деформации снизу. Если крошится асфальт, значит, ищем причину в трёх составляющих: качество материалов, условия приготовления (асфальтобетон, как любое блюдо, готовится строго по рецепту) и укладка.
Ремарка: можно ли уже на этапе ремонта засечь применение некачественных материалов? Вообще материалы, изделия и конструкции до момента их применения в работе должны пройти так называемый входной контроль (с лабораторными испытаниями, если надо). Брак - сразу за порог!
Если же земляное полотно «поехало», надо разбираться, правильно ли укреплено основание.
Так что однозначно и не скажешь, виноват подрядчик в возникших трещинах или нет.
Между тем
ЦифрыВ 2022 г. выявлено больше 1,5 тысяч нарушений закона по ремонту и содержанию дорог - на 30% больше, чем в 2021 г. (900 нарушений), - сообщили в областной прокуратуре. - В суд направлено 166 исков, 399 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 29 лиц - к административной. Наиболее распространённые нарушения - ненадлежащее содержание автодорог. Зимой, например, их не чистят от снега и наледи. Не обустраивают уличное освещение, плохо следят за состоянием дорожной разметки. По работам в рамках нацпроектов нарушаются сроки выполнения контрактов. Фактов нецелевого использования средств дорожного фонда не выявлено.
- дорожный фонд - 2022 - 14,1 млрд рублей
- план ремонта местных и региональных дорог - 53 км
- сумма на региональные дороги - 5,25 млрд рублей
- сумма на местные дороги - 2,15 млрд рублей
Данные правительства Амурской области
Мнение властей
Мэр Благовещенска Олег Имамеев:
Губернатор Приамурья Василий Орлов:В этом году очень затянулся ремонт ул. Красноармейской. Подрядчик не только не сдал объект досрочно, как обещал, но и в сроки по контракту не уложился. Это не первая история, когда из-за неподготовленности подрядчика страдают жители. Теперь заказчик жёстко контролирует взаимодействие со всеми подрядчиками, чья работа вызывает опасения. Также раз в два дня, включая выходные, я лично проверяю планы и отчёт по выполненным объёмам. С нарушителей условий поручено брать неустойки, пени вплоть до расторжения контрактов.
Часто слышим: «Ищите нормальных подрядчиков!» Увы, по закону нет ни возможности, ни права. Не мы выбираем, а нас. Выиграть конкурс может хоть чёрт лысый, если соответствует всем требованиям. А в наших силах только давить на нерадивых подрядчиков всеми законными средствами.
По социсследованиям, состояние дорог - проблема, которая сегодня больше всего волнует амурчан. Подрядчики действительно попадаются не всегда ответственные. Поэтому на будущее надо указывать сроки начала работ на дорогах в контрактах с подрядчиками. И при плохой работе должно остаться достаточное время для расторжения старого договора и заключения нового, но уже с другой компанией, чтобы уложиться в сезон.
Мы второй год ремонтируем в Благовещенске по нацпроекту основные улицы с полной заменой сетей. И если выполним поручение президента РФ с опережением на год (к 2024 г. 85% дорог областного центра должны быть в порядке), то сможем больше средств из регионального дорожного фонда направить на местные дороги. Средства по районам делятся на количество его жителей. А что ремонтировать в первую очередь, решать вам. К 2030 г. в нормативное состояние должно быть приведено 60% местных и региональных дорог.
Автор: Иван Зубарев
Материалы по теме:
-
Общество
«Остались без связи!» благовещенцы жалуются на режим «охлаждения»
-
Общество
Депутат Наталья Михайлова: ЛДПР продолжает обсуждать инициативы поддержки старшего поколения
-
Общество
В Благовещенске начались рейды на площади: ищут горожан, которые катаются на холмах
-
Общество
«Света нет»: жители ул. Строительной в Садовом три года ждут освещения
-
Общество
С ГСТК взыскали компенсацию за травму мальчика на детской площадке на набережной Благовещенска
-
Общество
Благовещенцы недовольны состоянием тротуаров на улице Кузнечной