-
Специалисты рассказали, почему в Приамурье после ремонта дорог появляются новые проблемы
18.09.2022 12:20Источник фото: ГК "Дважды Два"Большой скандал вышел с ремонтом улицы Центральной в селе Чигири Благовещенского района. С 2018 по 2021 год местные чиновники потратили почти 100 млн рублей на работы, а качество покрытия на самой загруженной дороге не улучшилось.
Ремонт по ночам
В начале августа здесь уже случилась первая в этом году авария из-за отсутствия безопасного дорожного покрытия, - рассказывает житель Чигирей Егор Макаревич. - Машина по бампер ушла всем колесом в огромную яму. И никаких предупреждающих знаков. Я в конце июля интересовался, когда яму залатают. Ответ: мы, мол, смету составили - попросим денег у облминтранса. А то, что в ремонт этого участка ещё два года назад вкладывались, и гарантия должна быть минимум три года - не смущает?
Больше всего злит, что на местах нет настоящих специалистов, - подчёркивает Егор Макаревич. - Вот в разбитой Центральной винят большегрузы. Но ведь уже давно освоены деньги на уличные видеокамеры, которые должны следить за потоком транспорта! А большегрузы всё ездят.
Ситуацию по Центральной комментирует прокурор Благовещенского района Елена Бажал:
Жалоб от населения становилось всё больше, поэтому и была проведена комплексная проверка. Оказалось, что контракты на дорожные работы заключались ежегодно, а качество покрытия не улучшалось - дефекты видны невооружённым глазом. В рамках гарантийного обслуживания также ничего не делалось, а власти района этого и не требовали.
Работы по дорогам в Чигирях очень много, - подчёркивает Елена Анатольевна. - Село густо населено, очень много улиц, и все нуждаются во внимании. Дело в том, что ещё с 8 августа в Чигирях введён режим ЧС из-за обильных осадков, поэтому местные дороги усиленно приводят в нормативное состояние. Дожди в последние годы вообще становятся для чигиринских дорог настоящей проблемой.
Сыпанул, ногой прижал
А куда же надзор смотрел все эти годы? В прокуратуре отметили, что приёмка по Центральной была, но кто и как принимал, непонятно. Вопросов не было, даже когда дефекты явно полезли наружу. Следствие должно разобраться и с этим.
Исходя из этого, вопрос: должен ли на дорожной приёмке присутствовать некий независимый надзор, не относящийся ни к местной администрации, ни к облминтрансу? С этим вопросом мы обратились в ассоциацию лабораторных испытаний «Азимут-Прогресс» в Хабаровске. Специалисты в своё время проводили экспертизу амурского асфальта.
Организовать независимую строительно-техническую экспертизу - это обязанность по федеральному законодательству. Заказчик работ может провести экспертизу и сам, но это целесообразно, если есть свои специалисты, необходимое оборудование и разрешение на специсследования. В противном случае лучше привлечь сторонних экспертов.
Кстати, как показывает опыт, слабость дорожных подрядчиков не только Приамурья, но и всего ДФО - в отсутствии квалифицированных кадров. Например, в 2020 г. в ходе глобального капремонта ул. Калинина в Благовещенске по нацпроекту (!) один из участков потребовалось переделывать. У подрядчика асфальт был не по ГОСТу, покрытие уложили неровно, водоотвод с проезжей части не провели. Вот на что списать такое безобразие?
Но, отмечают в «Азимуте», в Приамурье управление дорожным хозяйством постоянно совершенствуется. Может быть. Тем более что именно «Азимут» помог региону в 2019 г. определить реальное качество дорог, потому что область могла вылететь из соответствующего нацпроекта. По данным Минтранса РФ, более 50% амурских дорог были в хорошем состоянии - впереди нас была лишь Москва. Какой уж тут нацпроект? И только с помощью экспертов удалось доказать, что в порядке лишь 27% дорог.
Полное ощущение, что в последние годы качество дорожного строительства резко упало, а сроки работ наоборот выросли! - делятся наши читатели. - Странно, что компетентные органы, перемещаясь по тем же улицам, что и мы, объезжая из года в год те же ямы на «отремонтированных» дорогах, не задаются тем же вопросом: «Почему к работам привлекают некомпетентных подрядчиков? И как получается, что вроде отремонтированная дорога снова требует ремонта?» Ямочный ремонт - отдельная боль: чуть ли не с борта машины кидают в яму смесь гравия с гудроном, прижимают ногой и едут дальше.
Хорошо: появились ямы и трещины в течение гарантийного срока - это показатель некачественного ремонта? Так как автодорога - слоистая система, то дефекты возникают или от давления сверху - транспортом, перепадами температур, или от деформации снизу. Если крошится асфальт, значит, ищем причину в трёх составляющих: качество материалов, условия приготовления (асфальтобетон, как любое блюдо, готовится строго по рецепту) и укладка.
Ремарка: можно ли уже на этапе ремонта засечь применение некачественных материалов? Вообще материалы, изделия и конструкции до момента их применения в работе должны пройти так называемый входной контроль (с лабораторными испытаниями, если надо). Брак - сразу за порог!
Если же земляное полотно «поехало», надо разбираться, правильно ли укреплено основание.
Так что однозначно и не скажешь, виноват подрядчик в возникших трещинах или нет.
Между тем
В 2022 г. выявлено больше 1,5 тысяч нарушений закона по ремонту и содержанию дорог - на 30% больше, чем в 2021 г. (900 нарушений), - сообщили в областной прокуратуре. - В суд направлено 166 исков, 399 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 29 лиц - к административной. Наиболее распространённые нарушения - ненадлежащее содержание автодорог. Зимой, например, их не чистят от снега и наледи. Не обустраивают уличное освещение, плохо следят за состоянием дорожной разметки. По работам в рамках нацпроектов нарушаются сроки выполнения контрактов. Фактов нецелевого использования средств дорожного фонда не выявлено.
- дорожный фонд - 2022 - 14,1 млрд рублей
- план ремонта местных и региональных дорог - 53 км
- сумма на региональные дороги - 5,25 млрд рублей
- сумма на местные дороги - 2,15 млрд рублей
Данные правительства Амурской области
Мнение властей
Мэр Благовещенска Олег Имамеев:
В этом году очень затянулся ремонт ул. Красноармейской. Подрядчик не только не сдал объект досрочно, как обещал, но и в сроки по контракту не уложился. Это не первая история, когда из-за неподготовленности подрядчика страдают жители. Теперь заказчик жёстко контролирует взаимодействие со всеми подрядчиками, чья работа вызывает опасения. Также раз в два дня, включая выходные, я лично проверяю планы и отчёт по выполненным объёмам. С нарушителей условий поручено брать неустойки, пени вплоть до расторжения контрактов.
Часто слышим: «Ищите нормальных подрядчиков!» Увы, по закону нет ни возможности, ни права. Не мы выбираем, а нас. Выиграть конкурс может хоть чёрт лысый, если соответствует всем требованиям. А в наших силах только давить на нерадивых подрядчиков всеми законными средствами.
По социсследованиям, состояние дорог - проблема, которая сегодня больше всего волнует амурчан. Подрядчики действительно попадаются не всегда ответственные. Поэтому на будущее надо указывать сроки начала работ на дорогах в контрактах с подрядчиками. И при плохой работе должно остаться достаточное время для расторжения старого договора и заключения нового, но уже с другой компанией, чтобы уложиться в сезон.
Мы второй год ремонтируем в Благовещенске по нацпроекту основные улицы с полной заменой сетей. И если выполним поручение президента РФ с опережением на год (к 2024 г. 85% дорог областного центра должны быть в порядке), то сможем больше средств из регионального дорожного фонда направить на местные дороги. Средства по районам делятся на количество его жителей. А что ремонтировать в первую очередь, решать вам. К 2030 г. в нормативное состояние должно быть приведено 60% местных и региональных дорог.
Автор: Иван Зубарев
Материалы по теме:
-
Природа
В Амурской области ожидают мощный циклон с 25 по 28 ноября
-
Общество
Мэр Благовещенска раскрыл, почему в городе не успевают убирать снег
-
Общество
«Люди безразличны»: в Зее неизвестные разломали фигурки животных на детской площадке
-
Общество
В Благовещенске отремонтировали единственный в городе подземный переход
-
Общество
Жителям Благовещенска объяснили, где брать воду во время ледостава
-
Общество
Гололёд и накат: благовещенцы недовольны уборкой улиц после снегопада