-
Из-за парты в слесари: школьник должен уметь работать руками
22.01.2018 22:13Источник фото: DepositPhotosТри года назад в Приамурье заговорили о возрождении и развитии трудового образования и воспитания школьников. И даже собирались разработать на этот счет региональную КонцепциюВ Приамурье от уроков труда не отказывались никогда. Правда, расцвет трудового воспитания пришелся все же на советскую эпоху. Девочек учили шить, вязать, готовить, мальчиков - столярничать и слесарить.
- У нас в школе уроки труда проводили в производственных мастерских, - вспоминает выпускница свободненской школы № 192 Галина Семенова. - Например, было отдельное здание кухни, а еще шикарный столярно-слесарный цех с разными станками. А производственную практику многие мальчишки-старшеклассники проходили на местных заводах, некоторые девочки устраивались на летнюю практику в детсады и ателье мод.
Расходными материалами - деревом, металлом, нитками и прочим - обеспечивала в основном школа. Родители покупали разве что ткань и продукты: цены позволяли.
К садоводству и огородничеству приучали всех поголовно хотя бы на уровне прополоть и окучить. А посев семян, высадку рассады и сбор урожая доверяли только особо ответственным учащимся. Осенью школьников также возили в колхоз на уборку овощей или на овощную базу на переборку урожая.
Многие, наверно, запомнили общественно-полезный труд: побелку-покраску школы летом и мытье полов в течение учебного года, ну и сопутствующие этому пары краски, изъеденные известью пальцы и экзему от грязной воды (хозяйственных перчаток не полагалось).
Даже в сложные постперестроечные времена, когда денег не хватало не то что на содержание мастерских - на зарплату учителям, директора пытались сохранить пришкольную производственную базу.
В начале нулевых о пользе работы руками как-то вообще забыли. Потом обновился закон «Об образовании», запретивший без согласия родителей привлекать детей к какому-либо труду, кроме прописанного в учебном плане. Школяры перестали ходить на субботники, мыть полы и парты в классе, постепенно разучились ценить и свой, и чужой труд.
Возвращение былого
Амурскую Концепцию трудового воспитания и профориентации школьников приняли летом 2015 года сроком на пять лет. А прошлой весной ее дополнили «Примерным Положением о привлечении обучающихся к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой». Теперь детям не только прививают трудовые навыки, потому что «так надо», а учат приносить пользу обществу. Отношения сегодня рыночные, роль человека в производстве решающая, да и на всех уровнях бесконечно говорят о необходимости создавать высокотехнологичные рабочие места. Поэтому возрастает роль и трудового воспитания молодежи, и вообще подготовки ее к труду. У подрастающего поколения нужно выработать потребность в труде. И конечно, нужно уже со школы развивать систему профессиональной ориентации, чтобы старшеклассника вопрос «Кем будешь?» не вгонял в ступор.
Кроме того, обществу сегодня нужны социально активные люди, ответственные, с четкой жизненной позицией, способные к сознательному и творческому преобразованию окружающего мира. Этому, например, способствует активное развитие добровольчества. По данным минобра области, в постоянно действующих волонтерских организациях сегодня задействовано более семи тысяч обучающихся - в экологических и социальных акциях, патриотических митингах и т. д. Также амурские школьники навещают одиноких пенсионеров, помогают им по хозяйству, как это в советские годы делали тимуровцы.
- Волонтерское движение у нас никогда не прерывалось. Сегодня в группе добровольцев числятся 25 школьников, - рассказывает директор школы с. Поярково Михайловского района Наталья Болкунова. - Они помогают ветеранам и одиноким старикам убирать подворье, пропалывают и поливают в огороде (кстати, поярковские школьники выращивают овощи и на пришкольном участке для школьной столовой), ходят в магазин за продуктами и почтой, учат правильно пользоваться мобильником. Но чаще люди просят общения, и дети, разговаривая с ними, узнают историю страны и родного села, как раньше жили люди, с какими трудностями сталкивались.
Еще одна функция трудового воспитания - отвлечь детей от соцсетей и тлетворного влияния улицы. Больше заняты делом - меньше времени на глупости. Главное - дети должны видеть, что от их труда есть практическая польза, понимать, в чем она заключается. Иначе выйдет просто изображение бурной деятельности. Например, в благовещенской школе № 17 уже который год школьники начиная с первого класса озеленяют территорию. Родители покупают саженцы, вместе с детьми готовят лунки, носят воду, сажают. А в процессе объясняют школярам, что дерево, когда вырастет, будет очищать воздух и дарить тень. Или традиционная акция помощи детдомам и приютам для бездомных животных, когда дети едут туда с подарками. Кто-то, повзрослев, выучится на ветеринара, а кто-то станет педагогом, чтобы дарить заботу детям, потерявшим родителей.
В Приамурье:- 177 учебно-опытных участков (УОУ) и пять производственных отделов, обрабатываемая площадь - 72,2 гектара. Продукция, выращиваемая на УОУ, - картофель, корнеплоды и овощи - идет на удешевление питания в школьных столовых.
- 31 ученическая производственная бригада (УПБ) и 14 трудовых звеньев (площадь обрабатываемой земли одной образовательной организацией - менее одного гектара) в 16 муниципальных образованиях области. В основном в районах работают одна-две бригады, в Белогорском и Шимановском районах - пять бригад, в Серышевском районе - четыре бригады. Общая обрабатываемая земельная площадь - 153,4 гектара, выращиваются соя, зерновые, картофель, овощи.
- 13 школьных лесничеств.
К слову, труд школьников на учебно-опытных участках, в учебно-производственных бригадах, школьных лесничествах и ремонтных звеньях оплачивается. Так что остается переломить сознание некоторых родителей, которые и помыслить не могут, чтобы их дитя отмывало школьные коридоры или орудовало граблями на пришкольном участке.
В соответствии с Концепцией к 2020 году планируется выстроить систему сопровождения профессионального самоопределения школьников с привязкой к кадровой потребности Приамурья. Школьники должны быть психологически и практически готовы к труду, а их интересы и способности должны быть выявлены и развиты в направлении выбора будущей профессии. Будем стремиться увеличивать количество проектных и исследовательских работ школьников, а также численность детей, занятых общественно-полезным и производительным трудом. Под это, кстати, нужно подтянуть и уровень профкомпетентности педагогов, занимающихся трудовой подготовкой и профориентацией.
Материалы по теме:
-
Образование
В Благовещенске лицей № 6 готовится к ремонту: детей переведут в другие школы
-
Общество
Амурчан пугают сообщением про «клубничный наркотик» в школах
-
Образование
В Благовещенске обновили фасады местных колледжей
-
Образование
«Деньги потратили не зря»: глава Белогорска проверил новое школьное кафе
-
Образование
В Благовещенске первоклассниками стали свыше 3000 детей
-
Образование
В Благовещенске 1 и 2 сентября ограничат продажу алкогольных напитков