-
Испытано на себе: как в 23 года сдать ЕГЭ по литературе (фото)
05.02.2016 06:06Источник фото: ИД «Дважды два»Наш корреспондент вспомнил «Мастера и Маргариту», а также проанализировал лирику Блока. А вы что помните из школы?Еду в автобусе, думаю о предстоящем экзамене. Переживаю, как школьница, у которой от баллов по ЕГЭ зависит оценка в аттестате. Знаю, что вместе со мной экзамен по литературе будут писать и другие журналисты. Может быть, они тоже переживают, ведь многие, так же как и я, окончили школу несколько лет назад. Но от этого волнуюсь не меньше. Школьную программу я уже подзабыла, если не сказать, что не помню совсем.Среди участников вижу знакомые лица. Оказалось, что ЕГЭ по литературе решили написать и мои вузовские преподаватели. Конечно, преподавателям литературы легко. Они все произведения от классики до современности знают назубок. Чего не скажешь обо мне. За день до экзамена пролистала несколько вариантов ЕГЭ за прошлые года. Вспомнила имена героев повести «Капитанская дочка» и роды литературы, размеры стихов и годы жизни писателя Антона Чехова. На этом краткий ликбез закончился.В здание института, где проходит ЕГЭ, вбегаю быстро - опаздываю на регистрацию. На входе стоит девушка, она объясняет мне, как пройти на экзамен. По пути в нужную аудиторию встречаю еще двух сопровождающих. А на втором этаже уже стоят телеоператоры с камерами, журналисты с диктофонами, работники института и строгий охранник с металлоискателем. Мимо него никто не пройдет со шпаргалкой, гаджетом, или, как в моем случае, с диктофоном и фотоаппаратом. Съемка во время экзамена строго запрещена даже журналистам.
- Лена, как думаешь, будет сложно? - спрашиваю у коллеги.
- Я стараюсь об этом не думать, - честно признается она.
Вместе с нею спешим встретить главу областного минобрнауки Марину Селюч. Она тоже пишет ЕГЭ. Бодро и весело Марина Григорьевна делится с журналистами: «Перед экзаменом я переживаю, как и другие школьники. Экзамен - это для всех волнительно». Министр - персона важная, но строгий дяденька-охранник ее тоже проверяет металлоискателем.
- На экзамен - только с ручкой и паспортом, - предупреждает меня суровый мужчина, глядя на фотоаппарат и блокнот в моих руках.
Написать за 235 минут
Так и вхожу в аудиторию только с ручкой и паспортом. Организатор просматривает список участников и рассаживает нас по партам. За каждым, кто пишет ЕГЭ, закреплен свой стол. Номер моего - восемь, сижу прямо по центру. Впереди - тележурналистка и министр Марина Селюч, позади и по левую руку - мои преподаватели.
Разговаривать во время экзамена строго запрещено, иначе могут дисквалифицировать, а сходить с дистанции никак нельзя. Организатор раздает задания - контрольно-измерительные материалы (КИМы). Все конверты запечатаны, это одно из обязательных условий проведения ЕГЭ.
Вместе с организатором заполняем первый лист регистрационного бланка. Код региона - 28, код предмета - 18. В графе «пол» обязательно надо ставить крестик, а не галочку.
- На столах у вас должны быть только ручка и паспорт, - говорит организатор, подходя к столу одной из участниц и забирая у нее блокнот. - За нарушение дисциплины во время экзамена вас могут удалить из аудитории.
Списать, подглядеть, подсмотреть - точно не получится, хотя позади меня преподаватель литературы…
- Начало экзамена - 10 часов 9 минут. На написание вам дается 3 часа 55 минут, - предупреждает организатор.
Бегло просматриваю задания. Они не сложные, справиться можно и без помощи интернета или шпаргалок. Задания состоят из двух частей. В первой части от нас требуется анализ прозаического отрывка и стихотворения. Вторая часть - ключевая. Нужно написать сочинение на одну из трех предложенных тем.
Амфибрахий, Базаров и реализм
В аудитории тихо, как и положено на ЕГЭ. Немного с завистью смотрю на тех, кто быстро-быстро строчит в черновиках. Другие вдумчиво читают тексты, а уже потом пишут.
А я читаю первые строки прозаического отрывка и про себя ликую. Это «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. История нигилиста Базарова запомнилась мне еще в школе. В университете тоже не раз перечитывала этот роман. Правда, отвечать на вопросы по тексту оказалось не так-то легко.
«Надо собраться с мыслями, надо собраться с мыслями», - твержу себе как мантру. Откуда же я помню, к какому литературному направлению относится роман? Копаюсь в памяти, вспоминаю уроки литературы, годы жизни Ивана Тургенева … и о, эврика, вспомнила! Это же критический реализм! Старательно вывожу в бланке «р-е-а-л-и-з-м».
К сожалению, анализ лирики дался мне сложнее. Читаю и перечитываю стихотворение «Россия» Александра Блока: «Опять, как в годы золотые, три стертых треплются шлеи…» Эпитеты и метафоры поэта-символиста воспринимаются крайне сложно. Определить размер стиха - сложнее вдвойне. Знаю, что есть двусложные и трехсложные размеры, помню слова «анапест», «дактиль», «ямб» и «хорей». Считаю ударения и строки в стихотворении, рисую черточки и кружочки в черновике. Но определить размер стихотворения я так и не смогла. В итоге в бланке наугад написала «амфибрахий».
Нравственная Маргарита
«Неужели!», - вздыхаю я, отложив в сторону листы с заданиями к первой части ЕГЭ. Полпути хоть и пройдено, но впереди самое сложное - сочинение. Из трех предложенных тем ближе всего мне была тема по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение я искренне полюбила еще школьницей. «Никогда и ни о чем не просите. Сами предложат и сами все дадут», - помню до сих пор.
Тема звучала примерно так: «Как автор раскрывает в романе проблему нравственного выбора?». И сразу в голове промелькнули отважная Маргарита, добрый Иешуа Га-Ноцри и таинственный Воланд.
И все равно писать сочинение получается с трудом. На бумагу рвется большой поток мыслей, и многие из них дублируют друг друга, так что получается «масло масляное». Видимо, сказывается рабочая привычка - набирать тексты статей в компьютере. А сочинение должно получиться связным и структурированным. В задании так и написано: «Продумайте композицию».
«Напишу, как напишу, просто поделюсь своими мыслями о хорошем романе», - решила я.
Переписываю сочинение из черновика в бланк ответов и попутно считаю количество слов. Так, первый абзац - 50, вместе со вторым - 110 слов. Дописываю последние строки и вновь пересчитываю количество слов. Это, правда, важно. Текст, в котором менее 150 слов, оценивается в ноль баллов, а норма - не меньше 200 слов.
Результаты - позже
Сочинение переписала, ответы на тестовую часть - тоже, а на часах всего лишь половина первого. Еще раз перепроверяю, правильно ли заполнен бланк, и с чистой совестью отдаю свой КИМ организатору.
- Спасибо вам за участие, - шепотом говорит она мне на прощание.
Но это, конечно же, еще не конец. 9 февраля все журналисты и другие участники пробного ЕГЭ узнают свои баллы за экзамен. Надеюсь, результаты не заставят моих учителей по литературе за меня краснеть.
Материалы по теме:
-
Проиcшествия
11-летняя благовещенка, сломавшая кости рук после падения с самоката, получит 400 тыс. рублей от ГСТК
-
Общество
В Приамурье группировка незаконно добыла уголь на сумму в 65 млн рублей
-
Общество
В Свободном разыскивают вандалов, оставивших странную надпись на зданиях
-
Общество
Прокуратура: ремонт фасада в амурском пансионате приняли и оплатили без выполненных работ
-
Общество
В России хотят усилить поддержку кризисных центров для женщин
-
Проиcшествия
Малолетние хулиганы в микрорайоне Благовещенска яйцами закидали здание библиотеки