-
Грозит ли закрытие амурским колледжам, рассказали в областном минобре
20.11.2022 14:31Источник фото: соцсетиНедавно губернатор Приамурья Василий Орлов заявил о необходимости проверить эффективность амурских колледжей. И поручил изучить, какие специальности, отделения можно или объединить, или вовсе закрыть. Зачем тратить госденьги на ненужные в нынешней экономической ситуации кадры?
Поднять престиж
Идея не нова: ещё летом 2022 г. глава региона просил ускорить разработку рейтинга региональных колледжей, сделав одним из показателей эффективности учебного заведения процент трудоустроенных выпускников. Отдельно - отслеживать карьерные маршруты губернаторских стипендиатов.
Важно понимать, какие механизмы работают и что дают, - подчеркнул В. Орлов. - По итогам рейтинга, возможно, какие-то учреждения трансформируем.
В том же 2020-м В. Орлов поручил проработать механизмы поддержки сельхозколледжей, закрепить за каждым училищем курирующее предприятие. Для самих работодателей продумать систему субсидирования и грантовой поддержки.
Подводя итоги уходящего года, мы обязательно проверим, что из поручений было выполнен, и какая трансформация может грозить колледжам. Интересно же, куда в случае оптимизации хирургическим путём пойдут студенты и преподаватели - на улицу? Да и только ли от эффективности учебного заведения зависит дальнейшее трудоустройство? Сколько раз в Приамурье поднималась проблема с дефицитом медиков и учителей: многие выпускники уходили на другую, более денежную работу. Значит, вопрос не к ссузу/вузу, а к экономической ситуации?
Колледжи открываются/закрываются/объединяются на основании управленческих решений учредителя, в соответствии с запросом отраслей экономики региона на подготовку рабочих кадров, - пояснила первый замминистра образования и науки Амурской области Елена Бурдуковская. - Учредители определяют и эффективность работы колледжей по более чем 30 показателям - эффективность трудоустройства выпускников, исполнение госзадания, качество образования, эффективность финансово-хозяйственной деятельности, воспитательной работы и т. п.
Восстановление престижа профессии - точно дело не одного года! Как верно замечают наши читатели: «В своё время позакрывали ПТУ: мол, не надо нам рабочих! А когда понадобились, оказалось, что людей, умеющих работать руками, просто нет!»
Увеличивать набор
Эффективность работы колледжей оценивают ежегодно - и на региональном, и на федеральном уровне, - продолжает Е. Бурдуковская. - В целом наши учебные заведения высоко оценены по соответствию их работы запросам рынка труда, материально-техническая база в основном соответствует той, что на производстве.
Больше никакой ликвидации по региону не планируют. Как, впрочем, и открытия новых ссузов. Речь лишь о новых специальностях и направлениях профподготовки по отдельным запросам работодателей. Так, в 2020 г. в колледже транспорта и дорожного хозяйства открыли специальность «Почтовая связь». А в 2022-м педколледж открыл набор по направлению «Спорт».
Мы просмотрели список специальностей в наших колледжах - есть немало дублирующихся в разных училищах. Может, об этом мог говорить губернатор в части оптимизации?
Специальности дублируются в связи с высокой потребностью работодателей в рабочих конкретной профессии и ограниченностью рабочих мест в отдельно взятой образовательной организации, - отметили в минобрнауки Приамурья. - Скажем, при плане набора по профессии «мастер общестроительных работ» в 100 бюджетных мест невозможно набрать всех абитуриентов в один колледж. Нет столько рабочих мест в учебных мастерских и близко расположенных мест производственной практики. Поэтому эти 100 мест распределяются по трём колледжам.
В связи с этим вдвое увеличен набор по ряду строительных специальностей, активизирован процесс профобучения по дефицитным профессиям взрослых, в том числе безработных амурчан, - добавила Е. Бурдуковская.
Ещё один ключевой сектор экономики Приамурья - сельское хозяйство. С кадрами и в нём дефицит, хотя в аграрном колледже практически все студенты - целевики, и после окончания учёбы три года обязаны проработать на предприятии. Ребят и на практику берут, ещё и платят им за это. Как пояснили в самом колледже, объёмы сельхозпроизводства в регионе так быстро растут, что подготовка специалистов за таким темпом не успевает. А тут ещё и часть персонала в отрасли мобилизовали. Стало быть, и здесь набор надо увеличивать?
Между темАмурское управление ветеринарии получило серебряную медаль в Москве на всероссийской ежегодной агропромышленной выставке «Золотая осень» в номинации «Популяризация профессии ветеринара». Сегодня в области свободных вакансий нет, а пять лет назад в районах не могли найти специалистов. Зарплата у ветврача за три года выросла с 33,6 тысячи до 60 тысяч рублей.
Компетентно
Врач-психотерапевт, психолог, тренер Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Максим Чекмарёв:
Позиция губернатора о разделении профессий на нужные и ненужные кажется мне странной. Образование в целом связано с формированием личности. Мне, например, трудно разделить образовательный и воспитательный элементы. И в выборе профессионального пути присутствует и личностная траектория, соответствующая интересам человека. Кроме того, мы же учим детей свободе выбора. А указывая, куда поступать и чем заниматься, как бы намекаем, что их выбор может быть никому не нужным? Значит, и сам человек может быть ценным или не ценным? Это уже селекция, откат даже не к плановой, а к кастовой системе, при которой власть относится к людям, как к функциям. А как же теория общественного договора: люди создают сообщество, в том числе государство, чтобы оно защищало их права, но не наоборот? Мы, наконец, пытаемся строить инновационную экономику, которая как раз не рассматривает сотрудника как винтик, а поощряет его инициативу, самостоятельность и ответственность за своё место.
Наконец, о профориентации школьников. Честно, не всегда в 15-17 лет понятно, кем хочешь быть в будущем. Кроме того, в течение жизни мы вообще можем измениться до неузнаваемости, и наше занятие, которому отдано полжизни, станет бесполезным. Поэтому нацеливать на ОПРЕДЕЛЁННУЮ профессию - ретроградно. Важно дать возможность ребёнку попробовать разное, понять, к чему больше склонность; понять, в каких СФЕРАХ деятельности он может максимально раскрыться. То есть речь о познании себя и своих возможностей. И без разделения профессий по престижу, конкурентности: мы ищем свой путь - и все они ценны.
В первую очередь, нам нужны образованные люди, с хорошей базой знаний в разных предметах, благодаря чему они могут понимать реальность и осваивать критическое мышление, формировать собственное мировоззрение. В конце концов, административно-плановая работа школы, финансирование конкретных кластеров среднего профобразования не рождает в людях способность к предпринимательству - к умению себе и другим организовывать рабочие места. А эта способность в настоящее время критически важна для нашей страны.
Между тем в Госдуму РФ внесён законопроект о разрешении детям работать с 14 лет без согласия органов опеки. Из-за западных санкций доход многих семей снизился - пора и наследникам подключаться к выживанию.
Автор: Иван Зубарев
Материалы по теме:
-
Образование
В Благовещенске обновили фасады местных колледжей
-
Образование
«Деньги потратили не зря»: глава Белогорска проверил новое школьное кафе
-
Образование
В Благовещенске первоклассниками стали свыше 3000 детей
-
Образование
В Благовещенске 1 и 2 сентября ограничат продажу алкогольных напитков
-
Образование
В Приамурье советникам директоров в школах и колледжах доплатят по 5 тысяч рублей
-
Образование
«В списках не значитесь!»: российский вуз отказался зачислять абитуриентку из Благовещенска