Эксперты рассказали, почему в Благовещенске постоянно выключается свет - 2x2.su
  • Эксперты рассказали, почему в Благовещенске постоянно выключается свет

    31.07.2022 08:07
    Источник фото: t.me/Amurcomsys

    В центре Благовещенска вновь среди бела дня отключили свет. Авария на пару часов, но горожане буквально взвыли: «Что, опять?» Напомним, в июле в областной столице уже была энергетическая авария - чуть до локального режима ЧС не дошло. Четыре тысячи жителей 24 частных домов и многоэтажек двое суток (с некоторыми перерывами) сидели без света. Нервы ни к чёрту - и вот снова!

    Дефекту 58 лет

    Как выяснилось, отключилась воздушная линия электропередачи 35 кВ «Сетевая - Амур» (магистральная линия) и подстанция 35 кВ «Амур». А от магистрали идёт множество ответвлений - трансформаторных подстанций 10 кВ, которые питают непосредственно потребителей. В результате сбоя были обесточены 80 таких трансформаторов.

    При осмотре обнаружился оборванный шлейф линии 35 кВ. Окончательные выводы сделает комиссия. Предварительно же говорят о повышенных нагрузках из-за жары (как и при прошлой аварии).

    Нагрузка - скорее, сопутствующий фактор, - уточняет главный инженер «Амурских электрических сетей» Александр Воробьёв. - Одна из причин - скрытый дефект монтажа провода при строительстве линии ещё в 1964 году! Изъян с того времени не был сразу выявлен - был скрыт внутри соединительного зажима, но постепенно развивался. Дефект не наблюдался и в современном комплексе эксплуатационных мероприятий, в том числе при тепловизионном контроле контактного соединения. При этом нагрузка на линии не превышала допустимую. Вдобавок на этой линии за всё время эксплуатации это первый подобный случай! И он обратил наше внимание на необходимость более детального осмотра этой линии и принятия дополнительных мер. Ну а высокая температура воздуха, из-за которой провод нагрелся и произошёл обрыв шлейфа, - ещё одна сопутствующая причина.

    В целом потребительские электронагрузки даже сейчас, летом, для магистральных сетей не превышают допустимых показателей. Линии способны передать мощность и вдвое-втрое больше.

    Конечно, к энергосистеме подключаются всё новые объекты, но параллельно этому внедряется и энергосбережение. Поэтому в среднем прирост по энергосистеме составляет 2-4% в год, и запас пропускной способности ещё изрядный, - добавляет Александр Воробьёв.

    А вот состояние распределительных сетей 10 кВ и ниже (трансформаторных подстанций), их способность/неспособность выдать больше мощности для потребителей - это уже другое дело, другая ответственность. За это отвечают «Амурские коммунальные системы».

    Авария в Благовещенске в начале июля тоже была слоёным пирогом: и жара, и сверхнагрузки, и износ электрокабеля, и повреждение его дорожными строителями, и безалаберность (по версии руководства мэрии) компании, вовремя не переподключившей потребителей.

    Говоря о перегрузках, в АКС отмечают практически бесконтрольное подключение (и летом, и зимой) самих горожан к энергосистеме. Скажем, захотел себе кто-то в частном секторе сварочный аппарат, а мощность у него такая, что может весь район без света оставить. О кондиционерах и водонагревателях в квартирах и речи нет - десятками ставят. Вот и сбои.

    Но нужно запросить техусловия на установку подобных приборов, - подчёркивают в организации. - Должны приехать специалисты, оценить, потянут ли подстанция и сети возросшую нагрузку. А может, реконструкция нужна? А это дополнительные затраты, потребителю нужно пересчитывать тариф. А люди, конечно, не горят желанием платить больше.

    Значит, по идее, нужна глобальная проверка энергопотребления районов, питающихся от каждой подстанции: где какая мощность и каково фактическое потребление? А там уж какие-то меры принимать. Только какими силами это делать и за чей счёт?

    Зарыли, как попало?

    Отдельный вопрос о повреждениях коммуникаций дорожными строителями: то электрокабель подземный перерубят, то водовод - люди каждый раз остаются без ресурса. Законно возникает вопрос: у дорожников нет схем сетей, они вслепую роют?

    Основные схемы, конечно, согласовываем, - комментируют в АКС. - Но для уточнения перед самими работами наши специалисты должны на месте практически обкопать лопатами проходящие коммуникации. Однако вызывают нас не всегда. Более того, перерубив кабель, строители порой стараются быстро замести следы, в прямом смысле. А нам потом - ищи место порыва. Нарушить коммуникации могут опять же и граждане: собрался, скажем, кто-то поставить септик рядом с гаражом - и обрубил случайно чьи-то сети. Так что на любые земельные работы нужно получать разрешение.

    А теперь версия самих дорожников.

    Что касается подземных электрокабелей: да, схемы расположения дают. Но в них практически никакой конкретики, - рассказывает представитель одной из благовещенских стройорганизаций. - Большую часть сетей тянули ещё в советские времена, и все эти годы ими никто конкретно не занимался в плане уточнения. Например, по схеме кабель идёт прямо, а по сути виляет вправо-влево - он же гибкий, нащупай его, попробуй! Да, мы стараемся проверять сами: своим спецприбором, который мы между собой называем трассоискатель. Но если, например, сети отключены, мы их и не увидим даже с нашей техникой. А это может оказаться резервной линией, временно отключённой за ненадобностью. Не заметишь - повредишь, вот и нет резерва.

    А бывает, и действующий кабель не увидишь: в земле он есть, а на схеме нет. И чей он, никто внятно сказать не может (вот, например, у жителей нескольких домов на Игнатьевском шоссе уже несколько месяцев нет уличного освещения, а порой и воды: сети раньше принадлежали погранотряду, а потом их передали…кому-то). А рабочий, этого не зная, начинает долбить грунт и получает удар током, как было в прошлом году. Слава богу, жив остался! А собственника кабеля так и не нашли.

    А бывают и ведомственные кабели - например, ФСБ, у которой всё секрет, в том числе и прохождение коммуникаций. Силовики, конечно, своего специалиста на раскопки приглашают, но в целом дорожники стараются с подобными службами не работать.

    Должны ли мы вызвать спецов из АКС? Безусловно, - продолжает представитель застройщика. - И мы вызываем, и специалист приходит, и даже со своим трассоискателем. Но он один! А объектов по городу десятки, и у всех свои графики и сроки. Поэтому многие просто не дожидаются этого спеца и работают на свой страх и риск. Кстати, и сам специалист порой в схеме путается - я ж говорю, как положили сети когда-то, так и положили. Практика показывает и несоблюдение нормативов залегания кабеля под землёй: не менее 70 см, песчаная подушка 20 см над кабелем, сигнальная красная лента или красный кирпич в качестве опознавательных знаков.

    Естественно, никто не возьмётся уже за полную сверку того, что под землёй и что на бумаге, как и за капитальную замену уже порядком изношенных линий - только кусками выпиливать и вставлять. Дело ещё осложняется тем, что в одном месте могут проходить провода разных ведомств - как змеи кишат. И тут никаких экскаваторов - только лопатами работать. Ну, летом хоть подкопать можно, а вот зимой рыть мёрзлую землю - сущее мучение. И в этом случае точность по обнаружению сетей важна стопроцентная.

    А вот в повреждениях трубопровода на 70-80% вина дорожных строителей, - констатирует наш собеседник. - Труба - не кабель, и не виляет под землёй!..

    Кстати, об АКС и первой июльской крупной аварии. Тогда прокуратура пообещала «проверить обстоятельства и причины массовых отключений электроснабжения, дать оценку своевременности устранения аварии и проведения мероприятий по обслуживанию объектов электросетевого хозяйства и взять на контроль вопрос проведения перерасчёта платы за коммунальную услугу».

    И вот проверили. Оказалось, что виной всему высокий износ электрических сетей, их несвоевременный ремонт и замена. АКС грозит штраф в размере нескольких десятков тысяч рублей или приостановление деятельности на 90 суток. На этом пока всё.


    Кстати

    Благовещенск по-прежнему раскопан. Текущие ремонты наслаиваются на капитальные и на дорожные нацпрограммы. В этой связи руководство горадминистрации изрекло загадочную фразу: мол, имеет место рассинхронизация производственных графиков дорожных подрядчиков. На некоторых объектах их количество доходит до пяти из-за разноплановых работ: нужно и установить освещение, и провести кабельную канализацию, и выполнить благоустройство, замену сетей, асфальтирование. Поэтому, дескать, надо наладить взаимодействие. Горожан же интересует только одно: когда все эти перекопы закончатся?

    Между тем

    У жителей с. Чигири Благовещенского МО проблемы с водоснабжением. Периодически в кранах снижается давление или вода вовсе пропадает. Никаких плановых и внеплановых ремонтов не было. Оказывается, в Чигирях дефицит водных источников. Действующие водозаборы не справляются с нагрузкой. Нужно срочно проектировать подключение к другим водозаборам. Решить проблему должна модернизация «Северного» и «Амурского» водозаборов. Она-то планируется, но точных сроков не говорят. «Амурский» предлагается сделать водным резервом всего города, а «Северный» - гарантом снабжения заодно и Чигирей. Так что его модернизация приоритетнее.

    Ещё больше интересных материалов на портале 2x2.su

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом