Другой уровень: чем питаются школьники Благовещенска - 2x2.su
  • Другой уровень: чем питаются школьники Благовещенска

    09.09.2023 15:25
    Источник фото: администрация Благовещенска

    Эксперты - о сбалансированном меню и обстановке в столовых.

    Смаженка из школьной столовой - как много воспоминаний с ней связано! Но эпоха прошла, и теперь одними булками рацион ученика не ограничивается. Для всех школьных возрастов разработали сбалансированное меню из первого, второго, третьего... А так ли оно сбалансированно и что ещё можно найти в школьных обеденных залах кроме супов да котлет - разберёмся с диетологом и психологом.

    Согласовано с Роспотребнадзором

    Власти серьёзно заинтересовались не только знаниями детей, но и их здоровьем. Конечно, в школьных буфетах всё ещё можно купить булочку, сосиску в тесте или смаженку, но теперь в школах есть утвержденное цикличное меню из первого, второго и третьего, где для каждого блюда рассчитаны вес порции и калорийность. Предусмотрено оно на 12 дней, чтобы день ото дня не повторять одни и те же супы да салаты.

    Все варианты рекомендованного меню можно изучить на сайте амурского минобра. И действительно, там и овощи, и мясо, и рыба, и морская капуста. Но грамотно ли составлено меню? И стоит ли родителям настаивать на том, чтобы дети обязательно питались в школе? Эти вопросы мы задали благовещенскому диетологу Алине Божко:

    В школьных столовых сейчас очень разнообразное питание, утверждённое Роспотребнадзором и разработанное согласно нормам для детей. Там стараются готовить каждый день разные блюда. Конечно, родители должны мотивировать детей есть в школе.

    Однако имеются некоторые проблемы, говорит эксперт. Многие ученики просто не привыкли питаться правильно и некоторые блюда не хотят даже пробовать.

    Там ведь на завтрак каши, на обед - супы. Многие дети не приучены к такому. И, бывает, дают запеканку, например, а ребенок её даже не пробует! И, конечно, сдвинуть обед, чтобы школьник дошёл до дома и поел уже после уроков, можно. Но нужно понимать, если у ребёнка много уроков, то пообедает он только после трёх. Это очень большой промежуток без еды. В итоге он длительное время будет голодным, а потом съест всю норму во второй половине дня, ближе к ужину, а это не полезно для здоровья!

    Такой распорядок дня вырабатывает неправильные пищевые привычки и может привести к лишнему весу и другим нарушениям.

    Лучше всего проводить работу с ребёнком, что желательно питаться в столовой. Там он поест сбалансированно и полноценно. В меню мы видим, что у детей до 12 лет меньше объём порции и менее калорийные блюда. После 12 лет потребность в калориях другая, нормы калорийности другие, и это тоже учитывается в школьном рационе. Меню сбалансированно: первые, вторые блюда, разнообразные салаты, где учитывается количество белков, жиров и углеводов. Меню прекрасное. Но если уж ребёнок совсем не ест в школе, давайте ему на перекус фрукты, йогурт, бутерброды из цельнозернового хлеба с маслом и сыром, например, и по возможности исключите из питания школьника колбасы.


    Свобода поваров

    Итак, все общеобразовательные учреждения Благовещенска работают по согласованному меню, которое составляется специалистами МКП «Комбинат школьного питания» с учётом возраста детей. И всё же блюда там скорее рекомендованные, примерные. Это значит, что их можно изменить, учитывая пожелания, индекс съедаемости и другие факторы, отмечает городская администрация.

    При составлении меню технолог руководствуется действующими сборниками рецептур, учитывает физиологические потребности организма детей школьного возраста, обязательно указывает информацию о составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде, - объясняют в мэрии.

    Но что делать, если твоему ребёнку требуется особый режим питания? Обратиться к руководству школы. Ведь в случае какого-либо диагноза у ребёнка учебное заведение может предоставить ему подходящие варианты.

    В таких ситуациях родитель пишет заявление на имя руководителя образовательной организации, в котором указывает медицинские показания ребёнка и прикладывает к заявлению соответствующие рекомендации от врача-диетолога. Технолог МКП «Комбинат школьного питания» рассматривает документы, представленные родителями, и в соответствии с рекомендациями диетолога составляет меню для обучающегося.

    Но, разумеется, никто не запрещает детям брать еду из дома, отмечают педагоги благовещенских школ. Только вот за эту пищу учебное заведение ответственности не несёт.

    У нас есть мальчик, у которого особый рацион. Родители не стали обращаться с этим к руководству, решили, что обеспечат сына едой самостоятельно. Он приносит обед с собой и либо со всеми идёт в столовую и ест там, либо остаётся обедать в классе, я не запрещаю, - рассказала учитель младших классов Евгения Иванова (фамилия изменена по просьбе респондента, - прим. Ред.).


    Сила оформления

    Но не только о правильном питании задумались в школах города, но и о культуре потребления пищи. В этом году в некоторых школах Благовещенска вместо столовых стали работать кафе.

    У нас появилась электронная вывеска, где показывается время и факты о кислородном коктейле. Появился телевизор и столики с диванами. На них приятно сидеть. Людей стало больше в столовой, но ненамного, потому что там всегда было много народу. Можно и платно и бесплатно есть. Бесплатно, это то, что нам дают на обед. За деньги можно всё остальное. Любимые блюда – пельмени, картошка, фруктовый салат ещё очень вкусный, молочный коктейль и мармелад. Друзьям моим тоже кафе понравилось. С удовольствием ходим туда на переменах, - рассказывает Влад, ученик благовещенской школы, где открыли кафе. 

    Плюсы отмечает мама школьника:

    Мне такая перемена в школьной жизни по душе. Я рада, что приходят новые веяния в жизнь школьников, что места для приёма пищи и досуга, общения, перезагрузки становятся комфортными и уютными. Сын говорит, что там стало приятнее проводить время. Уровень другой. Ребята уже от одного слова «кафе» идут туда с большим желанием. Поэтому пусть работают в новом формате во благо учеников.

    О положительном эффекте школьных кафе на поведение учеников говорит и благовещенский психотерапевт, психолог, тренер Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Максим Чекмарёв:

    Я могу предложить любому человеку провести небольшой ассоциативный эксперимент: записать или проговорить те ассоциации, которые приходят в голову при словах «столовая» и «кафе». Скорее всего, второе предполагает более приятные мысли, больше эстетики, больше культуры. Соответственно, и представления ребёнка о кафе будут иными. Это особое место, где действуют свои правила приличия. Там нужно вести себя иначе, - объясняет эксперт. - Это очень старая идея, которую впервые применяли в Нью-Йорке: «теория разбитых окон» - если вокруг есть грязь, мусор, разбитые окна, легче мусорить дальше. Будем честны, многие школы - довольно мрачные учреждения. И эстетически приятные пространства создают новый контекст для поведения детей: «Я могу беречь то, что есть в месте, где я учусь». Да, будут ребята, на которых новшества не подействуют, но всё же. Введение таких элементов, которые называются так и выглядят так, чтобы стимулировать культуру учеников, - это штука полезная.

    Более того, психолог предлагает идти ещё дальше:

    Я бы не только про кафе говорил, но и о других вещах: об эстетике в школьных коридорах, о манере общения в школах. Ведь одно простое слово - меняем столовую на кафе - и мы уже говорим об эффекте. Представьте, если бы этого стало больше.


    ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

    «Важен личный пример»

    Диетолог Алина Божко:

    - Чтобы построить питание школьника на следующий день, нужно ориентироваться на ужин этого дня. То есть, если ужин будет очень сытным или поздним, то ребёнок утром скорее всего ничего есть не захочет. Нужно следить, чтобы вечером школьник съедал примерно 25% от дневного рациона, как и утром.

    Завтрак может содержать каши, но лучше готовить их самостоятельно, а не покупать те, что быстрого приготовления. Утром хорошим вариантом будет творог, если дети его любят, со сметаной, ягодами, фруктами. Можно сделать омлет или бутерброды из цельнозернового хлеба, масла и сыра. Колбасы лучше в меню детей не использовать. Не надо приучать детей к завтракам, состоящим из белого хлеба, булок, выпечки, печенья.

    Обед должен составлять 30-35% рациона. В идеале, конечно, это суп, второе, чай или компот. Дома первое и второе редко кто готовит, но тогда хотя бы полноценное второе. Супы хорошо варить нежирные, так как многие дети сейчас страдают избыточной массой тела. Вторые блюда: каша-котлета, макароны-курица или мясо-овощи, рыба-овощи.

    Стоит стремиться к тому, чтобы приёмы пищи были в одно и то же время. И до 16:00 - 17:00 ребёнок уже должен съесть 70% дневной нормы.

    Конечно, детям необходимо говорить об опасностях неправильного питания. Но прежде всего мы, взрослые, должны подавать ему пример. Родители транслируют пищевые привычки. Если мы говорим ребёнку что-то, но сами делаем иначе, все наши слова - пустой звук, так что начинать нужно с себя.

    Польза
    4
    Актуальность
    5
    Развёрнутость
    4
    Фотография
    3
    Пожелания автору
    Проголосовало: 1 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом