Благовещенский репетитор - о детях, родителях и том, что бесит в работе - 2x2.su
  • Благовещенский репетитор - о детях, родителях и том, что бесит в работе

    06.01.2022 11:58
    Источник фото: герой публикации

    Учитель – работа непростая, и это известно многим. Не раз мы читали и смотрели интервью, из которых можно понять, что быть педагогом - непосильный труд. А репетитор? Это же вроде фрилансеры, которые работают на себя и могут выбирать… О том, так ли это, рассказала репетитор по математике Анастасия Ивукова.

    Тернистый путь

    - Анастасия, как вы пришли к репетиторству?

    - Когда я училась в школе, очень часто замечала, что учитель объясняет предмет не настолько понятно, насколько это возможно. Возвращаясь домой, я всегда искала информацию и старалась адаптировать её под себя, так, чтобы на доступных примерах донести её до себя, а потом и до других. Мне всегда доставляло огромное удовольствие рассказывать материал, который я нашла и разобрала сама. Но ещё большую радость мне приносило именно то, что ребята понимали темы, которые я объясняла. Очень часто я слышала от них, что учить, рассказывать и объяснять - это прямо моё. Любовь к математике мне привил мой дедушка. Когда я окончила школу, решила, что лучше всего знаю математику и умею понятно её объяснять. Так и начался мой путь.

    - Почему именно это, а не работа в школе?

    - Быть учителем в школе лично для меня - это невероятно тяжёлая и зачастую недооценённая работа. Больше всего меня расстраивает отношение детей к учителям, но я не отрицаю и того факта, что сами учителя могут быть неправы. Это очень сложная система, в которой много недочётов. Но люди, которые работают в школах, вызывают у меня восхищение и гордость. Сама я никогда не видела себя учителем в школе. Мне по душе именно репетиторство, это доставляет мне удовольствие.

    - Тяжело ли было найти первых клиентов?

    - Начинать  что-то с нуля всегда тяжело и страшно, но если не перебороть себя, то в итоге так и останешься на месте. В самом начале я ещё не знала всех нюансов и тонкостей работы, поиска учеников и прочего. Сначала я пробовала разные варианты, чтобы люди могли узнать обо мне, а спустя время они сами стали меня искать и советовать друг другу. Как говорится: сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет работает на тебя.


    Благовещенский репетитор - о детях, родителях и том, что бесит в работе

    О детях и родителях

    - Сложно ли находить общий язык с детьми?

    - Нельзя сказать, что это безумно легко. Все дети разные, и каждого нужно понимать, видеть его, в буквальном смысле, насквозь. В этом мне помогает то, что я не стою на месте в самообучении. Я занимаюсь психологией, изучаю много материалов, касающихся её, прохожу образовательные курсы - мне это интересно. Всё это качественно улучшает мою работу, особенно знание психологии. За пять лет моей практики ещё ни разу не видела детей, с которыми было бы невозможно работать. Каждый по-своему уникален, каждый из них - это отдельная вселенная.

    - А с родителями как?

    - С ними примерно такая же ситуация. Да, иногда бывают исключения - без этого, конечно, никак. Родители, которые прислушиваются к моим рекомендациям, знают, что они быстрее придут к успеху и нужным им результатам. Это логично, я всегда об этом говорю. Рекомендации я даю, опираясь на состояние ребёнка и его пробелы, ничего лишнего. Родители, которые не хотят прислушиваться, всегда мною об этих моментах предупреждены, но я всегда стараюсь найти лучшее решение.

    - С детьми какого возраста работать проще?

    - Раньше я работала со всеми возрастами, но сейчас решила сузить диапазон с 6 по 11 класс, чтобы совершенствоваться в одном. Лично моё мнение - с любым ребенком можно найти контакт, остальное - дело техники и опыта. Каждый возраст по-своему интересен.

    - Не бывает такого, что с малышами труднее, потому что они не очень понимают, зачем учиться?

    - Нет, это вообще не так. Маленькие дети ещё не задаются такими вопросами, они просто знают, что это надо, и в силу возраста не думают, что можно иначе.

    Для меня малыши – это дети до 7 класса, дальше они уже осознаннее. Чем ребёнок взрослее, тем больше он знает и видит, вот тогда он уже задумывается о том, что можно и не учиться. Лишь в более старшем возрасте у детей начинается анализ себя и ситуаций, появляется мнение и своя позиция по разным вопросам. В этом плане с малышами может быть сложнее только потому, что они утомляются быстрее, поскольку уровень концентрации и вовлечённости у них ниже.

    - Чаще всего репетитора хочет нанять родитель или это инициатива ребёнка?

    - На моей практике было и так, и так. Обычно детям помладше ищут родители, а ребята постарше ищут сами, и это здорово, очень развивает самостоятельность.

    - Вы подстраиваетесь под конкретного ребёнка в своём преподавании?

    - Да, конечно. Я наблюдаю за поведением, привычками, как лучше ребёнок воспринимает и запоминает. И в дальнейшем применяю с ним именно то, что подойдёт ему. Механизмы восприятия и понимания у всех разные.

    - Даёте примеры, которые были бы интересны (английский с «Гарри Поттером», русский на примере любимой книги, математика со «Смешариками» и т. п.)?

    - В математике я все теоремы, задачи адаптирую под ребёнка, перевожу на более понятный язык, простой для понимания конкретного ученика. Поэтому мои примеры и сравнения - не унылые, а забавные и понятные. Они вызывают определённые эмоции, а всё, что вызывает у нас эмоции, лучше запоминается. Главное, чтобы это работало.


    О том, что бесит

    - Есть ли топ того, что вас бесит в профессии?

    - Моя профессия мне нравится, но такие моменты, конечно, есть везде.

    - Какие, например?

    - Безусловно, это родители, которые хотят одно занятие в неделю, но знают, что у ребёнка очень большие проблемы с математикой. По сути, они желают невозможного, а я - не фея, к сожалению. 

    Бесит, когда родители начинают диктовать, как лучше будет заниматься и сколько, отказываются прислушиваться к каким-либо рекомендациям вообще.

    Забавно, когда родители хотят присутствовать на занятии со взрослым ребёнком. Бесит это только потому, что родитель не понимает, что ребёнка это реально отвлекает, максимально дезорганизует работу. Ребёнок не чувствует себя расслабленно, что мешает быстрее его понять.

    Бесит, когда объясняют, что мне делать и как мне работать. В такие моменты хочется сказать, что я знаю, училась, работаю, и мне точно лучше знать, сколько занятий надо ставить и что на них изучать. Каждый должен заниматься своим делом, не берите на себя чужую работу.

    С детьми же, в большинстве случаев, всегда все прекрасно.

    - С чем приходилось сталкиваться в своей работе?

    - Негативные ситуации были. Большинство, конечно же, происходили в начале моего пути, когда я ещё не все нюансы знала и учитывала.

    Бывали разногласия с родителями учеников, доходило даже до прекращения сотрудничества. Иногда очень сильно расстраивало, что не могла договориться с родителями о чём-то или они отказывались прислушиваться. Один раз меня даже обманули с оплатой занятия, было очень неприятно. Обычно из таких ситуаций я просто делаю выводы для себя и иду дальше.


    Об эмоциях и поощрении

    - Что для вас лучшая награда как для репетитора?

    - Самое ценное для меня - это радость учеников от того, что они смогли понять тему. Когда они говорят, что моё объяснение было для них максимально доступно. Это бесценно. Награда для меня - и счастливые родители детей, которые сдали экзамены на 5 и 80+ баллов (максимальный балл на ЕГЭ – 100. – Прим. ред.)

    - Правда ли, что репетиторы деньги лопатами гребут?

    - Не могу говорить за других, могу лишь сказать, что нужно знать себе цену, уважать свой труд, тогда его начнут уважать и другие. Есть много аспектов в данной ситуации: опыт, умение доступно объяснять, самообучение, репетиторство - как работа или же хобби. Из всех этих факторов и формируется ценообразование. Так что это индивидуально.

    Об ответственности, экзаменах и подарках

    - Чувствуете ли вы ответственность, когда готовите школьника к экзаменам?

    - Конечно, моя работа очень ответственная. Но не стоит думать, что успех в сдаче экзаменов лежит только на плечах репетитора, отнюдь. 30% зависят от ученика, который, в свою очередь, должен учить и выполнять все задания. А 20% зависят от родителей, которые идут на контакт, не препятствуют работе, выполняют рекомендации и максимально заинтересованы в успехе, как и я.

    - «Натаскиваете» ли на экзамен, или всё же стремитесь, чтобы ребёнок всё понял и полюбил предмет?

    - На экзамен я не натаскиваю, я вообще презираю бездумное нарешивание задачек. Такой путь к успеху никогда не приведёт, это провал. Малейшее изменение задания поставит ребёнка в ступор, потому что в его голове просто нарушится алгоритм, и всё, прощайте баллы. Я сначала даю знания, понимание основ, а уже потом знакомлю с заданиями и строю практику именно на них. Если приходит понимание, решать становится легче. И незаметно для самого ученика возникает любовь к предмету.

    - Может ли ребёнок, не особо увлекаясь предметом, правильно написать всё на экзамене, а потом забыть?

    - Для сдачи экзаменов не обязательно увлекаться предметом, достаточно всего лишь выполнять рекомендации и быть максимально открытым. Я никогда не ругаю ребёнка за оценки, вопросы или непонимание темы, мне нетрудно объяснить ещё раз, но уже на другом примере. У ребёнка может не лежать душа к предмету, но, качественно работая, он сдаст. Забыть то, что ты когда-то выучил, можно лишь из-за отсутствия практики, но забыть, как решать – никогда. Качественно полученные знания остаются с нами надолго.

    Своих ребят я не только математике учу, я могу рассказать интересный факт из любой области. Они узнают что-то новое, и мне это очень нравится! Именно так я вижу идеального преподавателя.

    - Как ведут себя родители, если ребёнок не сдал: кричат, ругаются, обвиняют вас или всё понимают?

    - Как я уже говорила, это командная работа, многое зависит от ученика и родителя. Перед экзаменом невозможно не волноваться, я всегда объясняю все тонкости и подводные камни, это придаёт ребёнку уверенности. Но всё равно исключать эти факторы нельзя. Родителям я это всё тоже говорю, поэтому все относятся с пониманием. Но на моей практике пока не было таких ситуаций, все сдавали экзамены.

    - А бывают родители, которые благодарят?

    - Да, конечно, каждый родитель благодарен безмерно за отличную сдачу экзаменов, за хорошие оценки в четверти. Каждый родитель замечает, что их ребёнок меняется в лучшую сторону, становится более собран, у ребят появляется понимание предмета и пропадает ненависть к учёбе. Учиться – большой труд, это точно.

    - Дарят ли подарки?

    Да, бывает такое. К праздникам и по окончании учёбы. Как правило, это цветы, книги, конфеты. К Новому году некоторые ребята даже креативят и собирают целые коробочки с мелкими приятными вещицами, а главное, мандаринами. Задают мне тон праздника, так сказать. Это очень мило.


    Об обучающих материалах

    - В своей работе вы используете те же программы/учебники, что и в школе, или нет?

    - Да, большая часть занятий посвящена именно устранению пробелов по программе ученика, а далее - работа именно над его домашними заданиями. А зачем ученику другая программа? В этом нет смысла. Моя цель – понимание учеником тем, заданий. Как итог - успешная сдача экзамена, но ведь и оценки никто не отменял, что очень качественно влияет на состояние ученика. Ведь приятнее знать, что у тебя 4 и 5. Да и родители только так могут отследить результаты, не все смотрят на уверенность ребёнка. Поэтому школьная программа — это основа, иногда даже стараюсь заходить с ребятами вперёд, чтобы они увереннее чувствовали себя на уроке.

    И только для подготовки к экзаменам я использую свои проверенные сайты, которые есть в общем доступе, но без помощи ты с ними не справишься. Также в качестве дополнительных материалов я использую книги/сайты. К интернету я спокойно отношусь в этом плане, но учу ребят работать с ним не бездумно, а фильтровать информацию. Учу критическому мышлению, тому, что нужно подвергать сомнению любую информацию, я учу думать.

    - Что думаете о школьной программе по своему предмету?

    Есть замечательные авторы, хорошо идущие темы, в правильном порядке. Есть неудачные учебники, но больше вопросов вызывает именно объяснение математики. Это всегда так невыносимо заумно и сложно, будто учебник на академиков рассчитан. Некоторые темы настолько ненужные и ни на что не влияющие, что их пропускают даже в школах. Думаю, что это единственное, что не нравится, в остальном программа и учебники меня устраивают.


    ​О ЕГЭ

    - Что думаете о ЕГЭ?

    Что ЕГЭ, что ОГЭ учит детей лишь умению решать типовые, подобные друг другу задачи. Это, конечно, печально, убивает некоторую индивидуальность.

    - Есть ли смысл в экзамене?

    - Наша система образования далеко не идеальна. Очень много недочётов, много лишнего. Я понимаю, что это сложная система, но в ней просто нужно разобраться и сделать её более удобной, полезной и целесообразной. Экзамен, по сути, нужен для конечного подведения итога, чтобы с этими баллами и оценками идти дальше.

    Но в то же время – это невероятный стресс, по вине которого некоторые сдают хуже, чем могли бы. Вот в этом контексте это глупо, конечно, потому что отличник может сдать на 3, а троечник может списать и сдать на 5. Такие масштабные работы, экзамены/контрольные, большинство просто учат грамотно списывать.

    Польза
    4
    Актуальность
    4
    Развёрнутость
    4
    Фотография
    4
    Пожелания автору
    Проголосовало: 14 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом