Буллинг в школе: истории амурчан, которые оказались по другую сторону травли - 2x2.su
  • Буллинг в школе: истории амурчан, которые оказались по другую сторону травли

    13.11.2021 11:38
    Буллинг в школе: истории амурчан, которые оказались по другую сторону травли - 2x2.su
    Источник фото: pixabay.com

    В вопросе школьного буллинга люди практически всегда проникаются жалостью к жертве. Это нормально, ведь подобную модель поведения гораздо проще примерить и пропустить через себя, принять её и осознать эмоции другого человека. Однако на фоне такого перекоса ещё острее встаёт вопрос о тех, кто травит других или остаётся в стороне, молчаливо одобряя действия агрессоров. Что побуждает их к действию или бездействию?

    Ничего не предпринимали

    Особое место в буллинге можно отвести тем, кто не выступает в конфликте ни на одной из сторон. Такие личности не участвуют в травле, но и не стараются помочь жертве, лишь наблюдая за этим со стороны и стараясь не замечать, когда вне их круга происходит что-то из ряда вон выходящее.

    Такое поведение может иметь под собой целый спектр причин. Оно базируется как на нежелании попасть в заведомо небезопасную ситуацию, так и на отсутствии мотивации изменять статус-кво ради защиты чужого человека.

    Одна из тех, кто оставался в ситуации буллинга лишь сторонним наблюдателем, - благовещенка Ирина. В её классе травля началась совершенно спонтанно и не имела под собой никаких видимых причин.

    Помню, как у нас с шестого по восьмой класс мальчики очень сильно издевались над одной девочкой. Даже сейчас не могу понять, с чего это началось и почему. Их поведению не было никакой причины. Ни конфликтов, ни ссор, ничего. Они просто стали вести себя по отношению к ней так, будто она прокажённая. Обзывали её, построили вокруг девочки буквально стену из пренебрежения. Никто не садился к нёй за парту. Все её вещи брали в руки только двумя пальцами и сопровождали всё это криками отвращения, - вспоминает Ирина.

    Девушка рассказывает, что если жертва шла куда-то, то все от неё разбегались в стороны. Школьница постоянно слышала оскорбления, но ничего не могла поделать с ними. А одноклассницы не предпринимали никаких действий, чтобы защитить её или дать мальчикам отпор.

    Сейчас я понимаю, что наш коллектив не был настолько «отбитым». Если бы все девочки собрались, мы бы могли дать отпор и защитить её. Если бы мы их осаживали, это могло бы помочь. А так, класс был разделён на группы, и травлю отбивали только те, кто дружил с ней, - отметила амурчанка.

    Сейчас, став взрослой, Ирина поняла, что молчаливое наблюдение за буллингом – это фактически участие в нём и одобрение действий коллектива. Не предпринимая ничего, человек снимает с себя ответственность.

    Моё бездействие – это то, за что мне очень стыдно. Мне неприятно даже то, что я ни разу не подошла к своей однокласснице и не поддержала её, пусть даже с помощью простых и понятных слов, - призналась благовещенка.




    Буллинг в школе: истории амурчан, которые оказались по другую сторону травли

    «Меня так научили»

    Катерина столкнулась со школьной травлей ещё в первом классе. Тогда, в 1995 году, девочка из неблагополучной семьи оказалась в ситуации экономического расслоения социума, в который её поместили. Семья амурчанки была менее обеспечена, чем у других детей. Это порождало проблемы, которые влияли на отношения со сверстниками.

    Я привлекала внимание одноклассников тем, что неопрятно выглядела. От меня пахло, я была замкнута. Конечно, это вызывало насмешки и отчуждение, - вспоминает амурчанка.

    Об отношении к девочке родители и родственники не знали. Когда первоклассница сбегала из дома и ночевала на улице, её просто возвращали в семью. Учителя тоже не заботились о её психологическом комфорте, но отчитывали ученицу перед классом за побеги из школы и ночёвки в подъездах. Морализаторская функция стояла в списке их приоритетов выше личной работы с состоянием ребёнка.

    Позднее, спустя два года, Катерина оказалась в совершенно другой школе, так как её забрали на воспитание бабушка с дедушкой. Это стало переломным моментом в школьной жизни девочки. С первых дней ей удалось завоевать популярность среди одноклассников.

    Стала лучше учиться, опрятно выглядеть, плюс в принципе была тогда общительным ребенком. А ещё бессердечным, наверное. Потому что с того времени, пытаясь быть лидером, я начала отстаивать это право, - поделилась благовещенка.

    По её словам, класс делился на группки, которые Катерина могла контролировать и изменять. Она решала, кто с кем будет дружить или враждовать. На этом фоне и получалось так, что некоторых детей в классе третировали.

    Мы их не били, но могли дать обидное прозвище, смеяться над ним… Я была умным и творческим ребёнком. Могла песню в честь одноклассника сочинить, переделав её в унизительный для него хит. А потом класс это дружно пел. Могла кличку дать, с которой человек и ходил потом все годы. О том, что я веду себя как-то неправильно, тогда даже не задумывалась, - призналась женщина.

    В те годы понятия буллинга не было в принципе. Катерина вспоминает, что не дралась с девочками, но могла выяснять отношения с мальчиками. Однако как-то раз её подкараулила сестра одной из обиженных школьниц.

    Она была старше нас. Слово за слово, завязалась потасовка. Где-то в гуще событий эта девушка дала мне пощечину. Самую унизительную, по ощущениям, в моей жизни. Я шла домой, плакала и представляла, как потом подкараулю её и отомщу, наваляю ещё больше. Пришлось даже привлекать к конфликту старших друзей, которые уже договаривались с моей обидчицей. Мне кажется, даже тогда я не до конца осознавала, что стало причиной той ссоры и пощечины. И что я сама расплачивалась за то, что делала с одноклассниками, - поделилась Катерина.

    Осознание неправильности своих действий накрыло Катерину в старших классах после одного случая. Одна из ее одноклассниц  тогда ушла в другой класс и объяснила это тем, что не могла больше терпеть плохое отношение к себе с её стороны.

    Это было, как обухом по голове. До этого я старалась доказать лидерство и даже не ставила себя на место ребёнка, которого обижали долгие годы, хотя тоже когда-то была на его месте. Я просто реагировала на общество и вела себя так, как меня научили в моей первой школе. Вот сейчас рассказываю это, и до сих пор стыдно за себя и свои действия. Мне бы хотелось извиниться перед всеми, кого я обидела в школьные годы, но вряд ли это реализуемо, - признаёт амурчанка.

    Сейчас она старается, чтобы вокруг неё не обижали других людей. Ни из-за внешнего вида, ни из-за запаха, ни из-за веса. Получив опыт и жертвы, и агрессора, женщина говорит, что хорошо понимает и тех, и других. По её мнению, годы травли – это ужасный опыт, который очень трудно пережить.

    Этот паттерн поведения закрепился у неё в студенческие годы, когда Катерина попала в абсолютно нормальное и здоровое общество. Однокурсники могли шутить друг над другом, но никогда не переходили черту и не давили человека коллективом, навешивая на него ярлыки или ссорясь с кем-то. Так в сознании Катерины укрепилась мысль о том, что люди имеют право на непохожесть и никто не в праве унижать их за это.

    Сейчас женщине интересны любые люди, иногда - полные противоположности по характеру и темпераменту. С особой теплотой она относится к тем, кто выглядит одиноким и потерянным. Катерина признаётся, что именно среди них встретила и открыла для себя самых лучших людей и друзей.

    Мой опыт – это не то, чем нужно гордиться. Но то, что нужно помнить. А ещё – жизнь такая штука, сегодня ты травишь, завтра тебя травят. Я жалею, что в школе мне не показали пример, как общаться с одноклассниками, как реагировать на травлю и не становиться таким же агрессором, что обижали меня. Я бесконечно сочувствую тем, кто прошёл через это, и считаю, что многое зависит от взрослых. Только их вмешательство может помочь. Дети зачастую не видят берегов и бывают жестокими, - подытожила Катерина.

    О том, как говорить с ребёнком в случае, если он подвергается травле или сам устраивает её, редакция портала писала в прошлых материалах рубрики. Прочитать советы психолога и опыт других амурчан можно по ссылке.
    Польза
    4.5
    Актуальность
    5
    Развёрнутость
    5
    Фотография
    4.5
    Пожелания автору
    Проголосовало: 2 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом