-
Как привлечь зрителя в кино: интервью с якутским режиссером Степаном Бурнашёвым
03.10.2022 13:07Источник фото: ru.freepik.comНа ежегодном фестивале кино и театра «Амурская осень» в конкурсный показ фильмов вошли две картины якутских режиссёров.
Республика Саха - пожалуй, единственный дальневосточный регион с максимально плодовитым кинопроизводством. Феномен якутского фильмотворчества всё с большим интересом изучает киношная Москва. И соседей Приамурья по ДФО с полным правом можно назвать авторитетными кинематографистами. Хотя мы вместе живём на задворках большой страны.
Поэтому мы решили поговорить о местном кино как регион с регионом с режиссёром, сценаристом, продюсером Степаном Бурнашёвым, представившим на «Амурской осени - 2022» свою ленту «Наша зима» (12+) - 12-ю картину за 13 лет работы (13-й фильм ждёт своего показа на другом фестивале).
Прошлое - дорого
- Этим летом власти Хабаровского края заявили о намерении снять настоящий истерн об ограблении крупного золотоносного каравана - реальное событие 1916 г. Идут переговоры с «Ленфильмом». В Амурской области ещё в 2016 г. определили победителя всероссийского конкурса сценариев художественного фильма о защитниках Албазинского острога во второй половине XVII века. Но к самим съёмкам с тех пор не приступали: мол, финансово это неподъёмное дело. По вашему опыту, регион вообще способен такое потянуть без хотя бы московской помощи?
- Мне кажется, если сам регион не раскручен в кинематографических кругах, снять сразу что-то масштабное вряд ли получится. Все якутские режиссёры мечтают об историческом кино! Но даже нам, уже заработавшим своему кинопроизводству определённое имя, пока по силам лишь небольшие экскурсы максимум в 1980-1990-е гг. И даже это дорого! Мы всё понимаем и пока занимаемся в основном современностью: реализмом (иногда даже мистическим) - жизнь нынешнего общества, его истории, проблемы простых людей. Но опыта для съёмок чего-то масштабного накоплено уже немало. Думаю, подобная картина - всё-таки дело времени.
Амурским кинематографистам можно посоветовать пока набивать руку, параллельно прорабатывая как можно глубже идею исторического фильма: что требуется, как этого достичь. Якутское кино стало известным благодаря очень многим авторским проектам, не обязательно государственным. Наш так называемый феномен в том, что бюджеты лент у нас очень скромные, поэтому снимаем в основном камерное кино, но много и на энтузиазме. Подключаем активистов, ищем разные локации для съёмок, реальные квартиры арендуем (не строим декорации в павильоне) - в общем, постоянно выходим из положения. Но финансовая ограниченность зато научила нас, я считаю, снимать достойно, потому что в любом кино, за тысячу или за миллион, самое главное - отличная история.
Хорошо бы также, если историческую ленту снимет именно местный автор - знающий этот край, живущий в нём. Вместе с тем автор должен обладать заметным багажом знаний, опытом. А опыт только у того, кто снимает много, переводя количество в качество. На примере Якутии: много фильмов (обязательно разножанровых!) активизировали наш кинопрокат на демонстрацию местных лент, на которые стал ходить наш зритель. И молодые режиссёры стали понимать, что снимать можно, что будет свой зритель. Потом пошли всевозможные фестивали, а значит, большие амбиции попасть на показы А-класса.
- Трудно ли было Якутии приучать своего зрителя к местному кино?
- Скорее, зритель нас воспитывал. Сначала смотрели всё подряд, потом стали формироваться определённые запросы. Думаю, не секрет, что зритель пойдёт смотреть в первую очередь на себя, на поднятые проблемы региона, на его специфику.
И вот на примере опять же якутского кино видно, что именно региональный сегмент может развиваться. Тем более, Россия большая, и мы друг о друге в общей массе ничего не знаем. Да мы мало знаем даже самих себя, тех, кто живёт по соседству. По большому счёту, мы смотрим московскую жизнь и уже неплохо её знаем. А мы, простые люди, кто мы есть? И если на местах будет развиваться качественное кино (в этом и высшая цель регионального фильмопроизводства), то это и даст наиболее полное представление о России. Не о стране, образованной просто смешением ряда культур, а о государстве, стоящем на различных традициях, как на твёрдых опорах.
- Ну а как мотивировать на региональные показы местный прокат?
- Убеждать! В том числе, повторяю, качественным материалом, прокатчики ведь тоже зрители, тоже люди. Но мало хорошо снять, нужно и продвигать. Мы очень серьёзно работаем с маркетингом, подключая любые каналы: блогеров, местных знаменитостей, которых и самих можно пригласить в фильм. Везде о себе рассказывать, развешивать баннеры, крутить видеоролики и т.д. И не унывать: не получилось раз, два, три, но на десятый обязательно получится!
Если на рекламу совсем нет средств, то те же фестивали - это очень хороший способ пробиться. В конце концов по результатам может даже и прокат закупить для показа. Для малобюджетного кинофестивали архиважны.
Обмен с Собчак
- Один из московских продюсеров говорил нам: «Для вашего фильма об Албазине, кроме всего прочего, нужна хотя бы одна звезда!» А для вашего кино насколько важны звёзды?
- Мы очень редко этим пользуемся. У нас и свои актёры есть. С другой стороны, интерес к якутскому кино со стороны москвичей всё больше. Вот у меня в одном из фильмов играл Андрей Фомин из столичного театра «Табакерка». Гонорар Андрея, конечно, был небольшой, но всё получилось на его интересе к работе. Он с радостью прилетел, пробыл у нас почти месяц и отбыл очень довольным.
- А как в «Нашу зиму» занесло знаменитую Ксению Собчак, которой в фильме ещё и руку отрубают?
- Совершенно случайно. Ксения приехала к нам с группой снимать документальную ленту о феномене якутского кино. Я снялся у неё и в порядке культурного обмена предложил поучаствовать у меня. Был как раз эпизод со съёмкой фильма внутри «Нашей зимы» о коррупции. А Ксения в роли себя была как бы в плену мафии. Ну, сам момент отрубания кисти руки мы не показывали - просто она сидит на стуле, и идёт подготовка съёмок.
Фильм Ксении я смотрел - хорошая работа. И сама Собчак - серьёзный профессионал, в пику тому скандальному образу, который она имеет.
- Москвичи много говорят о вашей национальной экзотике, которая, мол, на фильм очень хорошо может повлиять…
- Думаю, это ошибочный подход. Местная специфика - это оболочка, контекст. Мы же смотрим западное кино не столько из-за этой оболочки. Везде же поднимаются общечеловеческие проблемы, ценности, отношение к жизни, смерти, любви.
Вот «Наша зима» - о разводе супругов, 10 лет проживших вместе - эта история могла происходит где угодно… хоть в Благовещенске! Конечно, и местная специфика помогла: мы, например, использовали самый холодный город как символ ледяных отношений. А туман в фильме - это как пелена, невозможность увидеть своё будущее вместе. То есть даже климат берём в подмогу.
- Вас на эту сложную тему что-то натолкнуло?
- Меня вообще всегда волновали отношения мужчины и женщины, истоки разладов в семье. Я и сам разводился. Уверен, где бы ни показал ленту, зритель бы увидел себя.
Семейные проблемы вообще в последнее время обострились. С развитием информатизации у нас большие проблемы с общением, в том числе в браке.
- Возможным фильмом об Албазине у нас рассчитывают и туристов привлечь. Но стоит ли это держать в голове в процессе съёмок?
- Конечно, у кино очень большие возможности! И нам оно в плане туристов немного помогает. Многие хотя бы узнали, где Саха вообще находится. Но также мы своей работой ломаем стереотипы о себе. До сих пор есть мнение, что мы живём в чумах и на оленях ездим. Если уж на то пошло, то мы исторически - не оленеводы, а коневоды.
- На севере Приамурья ещё остались эвенки - тоже можно было бы национальный колорит использовать…
- Конечно! Вот мы отвязываемся от стереотипов, а вы, наоборот, можете взять в свою пользу: «Эй, оленеводы-то у нас - приезжайте к нам!»
- Западные санкции ударили по якутскому кино?
- Да, и сильно - не можем сейчас, например, попасть на зарубежный фестиваль, как ни стараемся. Показы-то, как правило, европейские, и эти площадки самые большие. Везде сейчас отказы, и это уже сказывается отрицательно, в том числе на нас.
В Якутии наш зритель пока ходит на местные картины. Но и у нас уже привыкли к блокбастерам. Посмотрим, как будет развиваться обстановка.
Справка
Интересно, что Степан по образованию информатик-экономист. Но после окончания вуза уже через три года ушёл в кино. Что же такого произошло за это время?
- Работал в школе высшего спортмастерства, два месяца в кинотеатре, в министерстве экономики республики, потом ушёл в своё фото- и видеоагентство, исключительно временно, чтобы заработать. И вот оттуда в кино, - рассказывает Степан. - Первый фильм был совсем любительским - я понял, как это сложно, и зарёкся этим больше заниматься. Но в 2012-м вернулся - с концом, осознав все трудности, почитав и посмотрев, как люди снимают. Специального киношного образования у меня нет - учился на съёмочной площадке, я по жизни вообще практик. Сперва, конечно, были некоторые комплексы из-за отношения образованных в кино людей к моей персоне. А потом как-то получилось, что они, образованные, ничего особо не снимают, а я снимаю, и зрители ходят, и в фестивалях участвую. Я в своё время пытался советоваться со знающими, но понял, что лучше делать самому как чувствуешь. Теперь знающие уже у меня советуются.
Автор: Иван Зубарев
Материалы по теме:
-
Культура
В Амурской областной библиотеке отреставрировали уникальную книгу XIX века
-
Общество
Неокраеведы показали фотографии Благовещенской бойни за 1899 год
-
Культура
В Благовещенске нашли дореволюционный фундамент и гараж НКВД
-
Культура
«Забыли сапоги и поплакали»: как корреспондент портала 2x2.su снялся в кино
-
Культура
Неокраеведы показали уникальное фото речного училища в Благовещенске
-
Отдых
Неокраеведы перечислили минусы Благовещенска, с которыми сталкиваются туристы из Китая