-
Зачем фотографировали покойников и почему нас это пугает?
23.07.2021 12:50Источник фото: Амурские отголоски, архив читателейВ апреле амурские неокраеведы исследовали одну из освобождённых квартир старого деревянного дома в Благовещенске. Среди брошенной мебели, посуды и другого хлама удалось найти несколько фотографий. На одном снимке группа людей собралась вокруг гроба, в котором лежит покойник.
О находке рассказали в сообществе "Амурские отголоски". Неокраеведы отметили, что для взрослого поколения такие фотографии – привычное дело, но многим молодым людям это кажется дикостью. Что же так пугает и завораживает в подобных фото?
Пост-мортем
Посмертная фотография (от лат. post mortem - после смерти) – это обычай фотографировать недавно умерших людей. Появился он в XIX веке.
Викторианская Англия особенно ценила такие снимки, здесь посмертные фотографии стали искусством. Фотографы, чтобы разнообразить композицию, использовали подпорки, верёвки и фиксаторы. С помощью всех этих приспособлений они могли добиться того, что на фотографии умерший человек выглядел спящим или вовсе живым.
Особенно видна трепетная работа над кадром на фотографиях детей. Их старались сделать неотличимыми от живых, в чём и преуспели. Если не знать, что на снимке мертвец, отличить живого малыша от мёртвого часто почти невозможно. Многих из них усаживали в окружении игрушек, братьев и сестёр.
Сохранились фотографии, где детей держали «спрятанные матери», которых с ног до головы укутывали тканью. И хотя роль матерей обычно заключалась в том, чтобы удерживать живого ребёнка, сохранились и фотографии, на которых «спрятанные матери» держат мёртвых младенцев.
Посмертные фотографии детей были особенно дороги, так как при жизни у большинства людей фотографироваться не было возможности. А посмертные фото можно было сделать в нескольких экземплярах, послать другим родственникам и хранить как память.
В настоящее время посмертные фотографии становятся предметом изучения и коллекционирования.
фото:https://citifox.ru/
Экскурс в российскую историю
Феномен посмертного изображения существовал и в России. Как рассказывают неокраеведы, запечатлеть умершего родственника люди желали ещё до появления посмертной фотографии. Например, в России существовала традиция посмертной живописи.
Так, после смерти Петра I в 1725 году два придворных живописца - И. Никитин и И. Г. Таннауер - были вызваны в Зимний дворец писать его посмертный портрет, - приводят пример благовещенские исследователи.
Все приведённые примеры визуальной фиксации смерти и похорон, взятые нами из русской культуры XVIII - начала XX века, показывают, что посмертные портреты, фотографии и киносъёмка похорон существовали и в русской, и в советской культуре, - продолжают неокраеведы. – Это говорит о «нормальности» подобных изображений для носителей культуры: их могут вставить даже в подарочный фотоальбом.
Рассмотрим поближе
Вернёмся к найденной фотографии. Снимок неокраеведы датируют 1930-ми годами. На фото можно проследить русские традиции, связанные с похоронными обрядами.
Так, например, было принято после смерти человека завешивать зеркала на 40 дней. Постепенно это распространилось на другие отражающие поверхности, в том числе окна. И в центре фотографии можно заметить закрытое одеялом окно.
Видно икону с лампадой, которые стоят в «красном» углу комнаты. Исследователи предполагают, что дом принадлежал зажиточной семье – видны остатки роскоши: обои и растение, похожее на пальму, а также красивое покрывало с вышивкой, которым укрыт покойный.
Вокруг усопшего собралась вся семья. Примечательно, что на фото есть дети, которых, судя по всему, не так берегли от суровой реальности, как в наше время.
Рассказы амурчан
Такая находка не могла остаться без внимания общественности. В ответ на вопрос, есть ли у кого-то ещё в семье такие фотографии, амурчане стали активно рассказывать о своих фотоархивах.
Да, в нашей семье тоже есть такие фото, делавшиеся вплоть до конца 50-х годов. По-моему, это нормально - запечатлеть последний путь родного человека. Жуткая традиция была в Европе, когда на посмертных фото покойник усаживался рядом с живыми, и даже глаза ему открывали для снимка, - рассказал один из читателей паблика.
У меня есть одно фото, на котором запечатлено прощание моих бабушки и дедушки с усопшим сыном. Почему-то не поднялись до сих пор руки уничтожить эту фотографию, - поделилась другая.
Своей историей поделилась и читательница полезного портала 2х2.su:
Мне тогда было лет десять, - рассказывает Юлия. – Мы были у подружки дома, лазили у них в «стенке», смотрели, что у них есть, и нашли большой пакет с фотографиями. Они лежали отдельно. Много снимков было именно с похорон, с кладбища прямо. Были гробы, вокруг стояло много людей. Фотографий было на целый альбом. Мы тогда испугались, не поняли, что это, зачем это хранить. Посмотрели и спрятали подальше. И только во взрослом возрасте я узнала, что была такая традиция.
Другое отношение
Светлана Зенина, доцент, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета объясняет, что негативное отношение к этому феномену связано с изменением роли и доступности фотографии.
Раньше это была единственная возможность сохранить образ родного человека в памяти, чтобы хоть где-то он был запечатлён, чтобы можно было это передавать по наследству, - рассказывает Светлана Рашидовна. - Сегодня фотография – это распространённое явление, все современные мобильные телефоны включают в себя фотоаппарат. Поэтому современного человека посмертные снимки могут пугать.
Людям неприятно и страшно, потому что само явление смерти вызывает дезориентацию и тревогу. Не даёт покоя вопрос: что происходит с человеком дальше? Отсюда нежелание хранить фотографии покойников, от них стараются избавляться, - продолжает Светлана Зенина.
Со временем изменились не только обряды и отношение к фотографиям, но и восприятие самой смерти как явления.
Да, смерть - неизбежное событие, это все понимают, но раньше в похоронных обрядах участвовали все члены семьи, включая детей, это видно на посмертных снимках, - подмечает Светлана Рашидовна. - Сейчас, наоборот, стремятся детей оградить от таких обрядов, поэтому новое поколение вырастает и уже не понимает смерть так глубоко. Подростки часто не осознают значимость этого события. Есть и влияние виртуальной реальности, которое может стирать восприятие смерти, ведь в игре можно умирать несколько раз, а в жизни так не получится. За счёт всех этих культурных изменений смысл похоронных обрядов теряется, они становятся непонятными, а любая непонятная информация вызывает беспокойство. Отсюда и неприятие.
Автор: Татьяна Рябова
Материалы по теме:
-
Культура
В Амурской областной библиотеке отреставрировали уникальную книгу XIX века
-
Общество
Неокраеведы показали фотографии Благовещенской бойни за 1899 год
-
Культура
В Благовещенске нашли дореволюционный фундамент и гараж НКВД
-
Культура
«Забыли сапоги и поплакали»: как корреспондент портала 2x2.su снялся в кино
-
Культура
Неокраеведы показали уникальное фото речного училища в Благовещенске
-
Отдых
Неокраеведы перечислили минусы Благовещенска, с которыми сталкиваются туристы из Китая