«Руки немели от напряжения»: амурский лётчик рассказал, как посадил самолёт на арбузное поле и спас 40 человек - 2x2.su
  • «Руки немели от напряжения»: амурский лётчик рассказал, как посадил самолёт на арбузное поле и спас 40 человек

    10.02.2023 17:59
    Источник фото: минтранс Амурской области

    Историю о подвиге пилота опубликовал региональный минтранс.

    На пилотах гражданской авиации всегда лежит огромная ответственность за жизни людей, которые находятся в самолёте. И хотя воздушный транспорт считается самым безопасным, в небе тоже возникают аварийные ситуации. Такая произошла с амурским пилотом первого класса Андреем Конновым в 1989 году. Рассказ о подвиге 33-летней давности опубликовало региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства.

    Андрей Алексеевич смог поступить в лётное училище лишь со второго раза, первая попытка провалилась, и будущий герой отправился работать на завод физических приборов в Киргизской ССР. Однако небо манило, поэтому, отработав год, мечтающий о самолётах Андрей Коннов всё же стал курсантом Бугурусланского лётного училища гражданской авиации.

    После окончания учёбы занял должность второго пилота на Як-40, а через пять лет стал командиром того же судна.

    В те далёкие 80-е годы летали много, как говорят лётчики, «из капсул не вылазили». Самолёт Як-40 предназначен для местных воздушных линий, протяжённость которых невелика, поэтому время полёта было около часа с небольшим. Как правило, в день выполняли по шесть взлётов и посадок. Да, были и «длинные рейсы»: ходили с эстафетами в Омск, Новокузнецк, Целиноград (ныне Астана). Эти рейсы были все ночными и более интересными для меня, - рассказывает о начале своей лётной карьеры Андрей Алексеевич. – Зарплату пилота, конечно, и не сравнить с зарплатой заводских тружеников, но это было для меня не главное. Главное – это интересная и любимая работа.
    Но в августе 1989 года чуть не случилось страшное. Самолёт под управлением Андрея Коннова выполнял рейс из курортного Пржевальска в город Фрунзе (сейчас Бишкек, – прим. Ред.). Во время снижения взорвался гидроаккумулятор, и вся гидрожидкость вылетела в разреженное пространство. На высоте 7000 метров отказало управление стабилизатором и отключился автопилот.

    Управление воздушным судном перехватил экипаж. А ведь это только в фильмах выглядит легко, на самом деле нужна немалая сила. Как рассказывает лётчик, они со вторым пилотом сменяли друг друга у штурвала, руки немели от напряжения. И всё же получилось выровнять судно и добраться до аэродрома.

    Казалось, что всё закончилось, но проблемы только начинались. Отказало шасси. Единственным шансом на спасение была аварийная посадка – на арбузное поле, которое тянулось вдоль взлётной полосы. Кто-то садит арбузы, кто-то самолёты, шутит пилот.

    Чтобы избежать взрыва от приземления «на брюхо», пришлось летать кругами и расходовать оставшееся топливо. Но задумка удалась. Самолёт с выключенными двигателями «пропахал» арбузные грядки и остановился, зацепившись крылом за бугор. На месте экипаж и пассажиров уже встречали спецслужбы. Командир покинул свой воздушный корабль последним.

    Отмечу сразу! Никакого подвига мы не совершали и просто делали то, чему нас учили! А подвиг – это когда своим телом на амбразуру, когда жертвуешь своей жизнью. Скажу так… свои жизни и жизни пассажиров нам были дороги и жертвовать ими мы не собирались, - сдержано комментирует Андрей Алексеевич. – Да, на борту самолёта сложилась аварийная ситуация, я и мой экипаж действовали хладнокровно и грамотно, что позволило нам выйти из «особого случая в полёте» победителями. Волнения и страха не было (не до того было), они пришли позже - после отстранения от полётов и начала следственных действий прокуратуры.
    Следствие установило, что виной всему – заводской брак. Экипаж представили к награде. Андрея Алексеевича пересадили на Ту-154. С того момента лётчик сменил несколько городов и должностей, сейчас живёт в Благовещенске. Он продолжает трудиться в авиации старшим штурманом.

    Полвека работы в небе не сделали из Андрея Коннова слишком суеверного человека, как он говорит. Однако слово «последний» в отношении полётов не использует.

    Я не очень суеверный. Как говорится, божиться - божусь, но в попы не гожусь. Но тем не менее некоторые поверья соблюдаю. Ну, например, никогда не говорю «последний», только - «крайний». Перед полётом всегда разговариваю с самолётом. Нельзя его ругать, а надо говорить ласково, как с живым. Все лётчики считают, что воздушные суда и есть живые. Живут своей жизнью. После полёта на послеполётном осмотре нужно постучать аппарат по колесу. Ещё, если случается аварийная ситуация – бери отпуск не раздумывая, а то следом будет вторая, такой «закон парности случаев». И если предстоит сложный полёт, бриться лучше накануне дня вылета (а не день в день), - перечисляет опытный пилот.
    Напомним, ранее портал 2x2.su писал о другом герое авиации. Дамир Юсупов посадил самолёт на кукурузном поле после аварийной ситуации. Сейчас он продолжает управлять воздушными судами.
    Польза
    5
    Актуальность
    5
    Развёрнутость
    5
    Фотография
    5
    Пожелания автору
    Проголосовало: 2 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookies для улучшений и корректной работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на «Согласен», вы соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных. Подробнее