Амурский журналист поделился воспоминаниями о Леониде Журавлёве - 2x2.su
  • Амурский журналист поделился воспоминаниями о Леониде Журавлёве

    14.04.2021 13:00
    Амурский журналист поделился воспоминаниями о Леониде Журавлёве - 2x2.su
    Источник фото: libamur.ru

    Умер главный хранитель имён репрессированных амурчан Леонид Журавлёв.Он ушёл на следующий день после своего 85-летия. Инсульт. До последнего работал на износ. У него не было праздников и выходных.

    Наверное, только так можно оставить след в истории, занимаясь общественным делом (а по сути, государственным) как своим личным - с ориентиром исключительно на качество. Почти 30 лет своей жизни Леонид Матвеевич отдал восстановлению имён репрессированных амурчан, оказывал помощь прошедшим сталинские лагеря. К нему за исторической правдой обращались потомки амурских репрессированных даже из-за рубежа.

    Амурский журналист поделился воспоминаниями о Леониде Журавлёве

    Многие годы, возглавляя Амурское региональное отделение Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов - жертв политических репрессий, председательствуя в президиуме Амурского регионального отделения Российской ассоциации жертв политических репрессий, Журавлёв по сути был, что называется, один в поле воин, став самолично редактором-составителем более десятка томов Книг памяти жертв политических репрессий (почти 30 тысяч имён) - уникальных изданий, аналогов которым фактически нет в России. Леонид Матвеевич стал организатором открытия памятника жертвам репрессий в Благовещенске - тоже своего рода Книга памяти!

    Будут ли у нас ещё выпускать подобные серьёзные издания, требующие времени, кропотливой работы, не приносящие прибыль и славу, но жизненно необходимые для той самой исторической справедливости, на которую истово уповаем? Очень надеемся! Надеемся, что у Журавлёва будет приемник в работе, что не сгинет комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при правительстве области.

    Конечно, трудно будет заниматься таким вопросом, не имея личных корней в нём, кровной заинтересованности, не являясь частью той страшной системы, какой был Леонид Матвеевич, родившись в 1936 г. в посёлке спецпоселения родителей в Тыгдинском (ныне Магдагачинском) районе Амурской области. Как же легко сказать, что незаменимых нет…

    Я в своих книгах приводил, в частности, список расстрелянных и приговорённых к 10 годам лагерей в 1938 г. жителей Тыгдинского района - работников четвёртого лесопункта Сивакского лестранхоза, - вспоминал Журавлёв. - Эти люди были арестованы без санкции прокурора, по полностью сфабрикованным обвинениям в участии в каких-то безумных антисоветских группах. Я проживал с этими семьями в родном посёлке, многих знал. Например, семью расстрелянного трелёвщика леса, спецпоселенца Михаила Ельчина. Мои родители постоянно оказывали им посильную помощь. Письмо-воспоминание об этом я получал почти 20 лет назад от Г.М. Павловой (Ельчиной):

    «Я хорошо помню всю вашу семью, детей. Дядя Матвей и тётя Маня были для нашей сиротской семьи опорой и друзьями. Наша мама, когда была жива, дружила с вашей. 8 августа 1941 г. она умерла, оставив нас, пятерых несовершеннолетних детей, на 86-летнего свёкра (дедушку) Матвея Степановича. Из хозяйства осталась у нас корова, но мы её не могли доить, и тётя Маня Журавлёва ходила к нам доить около года, а летом дядя Матвей говорил дедушке: «Пусть ребятишки приведут телят ко мне на Безымянный» (он там работал). Там телята росли хорошо. Там же были горелые земли, на которых мы сеяли просо и ячмень, что для нас, сирот, было большой подмогой. В то тяжёлое время было много хороших людей, а были и те, кто считал нас детьми «врага народа»…

    До 1933 г. семья Ельчиных жила в с. Журавлёвка Архаринского района. В тот год было раскулачивание, и нас 7 человек, включая 4 детей, выслали на ст. Хор Хабаровского края. В дороге умерла сестра Саша, хоронили её в Хоре. Но там же через год родился брат Володя, и снова нашу семью сослали - на лесозаготовки в Сивакский лестранхоз. Здесь в 1937 г. родился брат Саша. А в феврале 1938-го арестовали нашего отца и ещё 7 человек, отвезли в Читу. Некоторые из них через несколько дней вернулись. Я была ещё девочкой, но часто слышала, что эти вернувшиеся подписали какие-то документы, предали людей. После этого на пункте остался жить лишь один, другой повесился, остальные сразу разъехались кто куда…»


    А ещё Леонид Матвеевич лично мне напомнил ещё раз, что всё надо делать вовремя. Более полугода назад он приходил к нам в редакцию с 13-м томом книги «Документы обвиняют»:

    Посмотрите, как беда сталинского террора тесно связала амурцев и читинцев, - говорил тогда исследователь. - Следите: в 1932 г. образована Амурская область. В 1934-м образована Зейская область с центром в Рухлово (ныне Сковородино). В 1937-м Зейская область упразднена, а районы, входившие в её состав (Джелтулакский, Зейский, Зейско-Учурский, Тыгдинский) переведены во вновь образованную Читинскую область. В 1948 г. Амурская область выделена из состава Хабаровского края, и в неё из Читинской области вошли Нюкжинский, Джелтулакский, Зейский, Зейско-Учурский, Сковородинский, Тыгдинский районы. Вот в этих районах в годы «большого террора» (1937-1938) были репрессированы 3100 человек с членами семей. Вот сколько амурчан ещё не учтены в нашей Книге памяти!

    Мы договорились как-нибудь сделать отдельный материал по этой теме. А вышло в итоге то, что сказано у Чехова: «Мы верили в магическое слово «потом». Никогда, никогда это «потом» не наступает». И за это очень горько…
    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом