Стрит-арт – для каждого: как уличное искусство меняет Благовещенск - 2x2.su
  • Стрит-арт – для каждого: как уличное искусство меняет Благовещенск

    02.12.2023 08:06
    Источник фото: администрация Благовещенска

    Местный художник поделился своим видением вопроса.

    Уличное искусство постепенно захватывает города Приамурья. Благовещенск - не исключение. Местные жители уже хотят больше интересного оформления домов и прочих объектов. Что об этом думают художники и как относится администрация?

    Новое привлекает внимание

    «Почему в городе больше не появляются муралы?», «Будут ли еще разрисовывать технические шкафы?» - эти вопросы задают жители Благовещенска друг другу в социальных сетях, а также мэру города и губернатору области во время прямых эфиров. Интерес к стрит-арту, который появляется в амурской столице, радует. Особенно местных художников.

    Любые новые вещи привлекают внимание. И любая реакция важна. Она даёт критическую оценку и подходящие подходы к новым работам. Если, конечно, прислушиваться к обществу. Ещё бы запрос у горожан появился на оригинальное. Для этого нужно делать разнообразное оформление, тренировать насмотренность, давать почву для обсуждения. Но тут пока сложно, - считает Николай Рыбак, благовещенский художник.

    Но интерес не всегда положительный. Нередко до оформленного пространства добираются вандалы, и от этого никуда не деться.

    Всегда найдется кто-то пакостный. Да и вандализм бывает разный. Я даже не знаю, что хуже: кривой стрит-арт начинающего художника, который решил показать себя зрителю на улице (в рамках, конечно, дозволенного), или плохо сделанная или заимствованная работа опытного художника-исполнителя на заказ.

    Особенного внимания требует к себе прочность арт-объектов, с которыми можно взаимодействовать, то есть - почти любого из существующих.

    У нас на всё пытаются залезть. Что удивляться, годами не пресекались лазанья на памятник бронекатеру, а если на него карабкаться можно, почему на другие нельзя? В итоге обнесли забором: не приучили, не объяснили, а оградили. На всё забор ставить, что ли? - задается вопросом художник.


    Теория «разбитых окон»

    Приписывать стрит-арту волшебные свойства окультуривания населения можно, но и о теории «разбитых окон» не стоит забывать.

    Если вокруг красиво оформленного фасада или объекта грязь и разруха, то, скорее всего, он станет целью вандалов. Сколько не оформляй здания и не расставляй малые архитектурные формы, это не создаст иллюзию чистого, ухоженного города, если под ногами у тебя проваленная плитка, - рассуждает художник. - Должна быть комплексная работа. Но, как ни крути, я придерживаюсь мнения: когда работа художника вызывает положительные эмоции, она продержится дольше, чем работа, которая никак не откликается в сердцах людей.

    Город - не галерея, куда желающие смотреть на картины специально ходят, сравнивает творец. Если человеку не нравится работа или он остаётся к изображению безразличен, может и повредить - намеренно или специально.

    Город - живой организм. В некоторой степени - это диалог, тебе ответили, как могли. Надо прислушаться и понять, кто ответил и почему ответ был таким.


    Авторская интерпретация

    В стороне от городского искусства не остаётся и администрация Благовещенска.

    Как по мне, мэрия выполняет свои задачи в русле общих тенденций, - отмечает Николай Рыбак. - К нам в город только начало заходить художественное оформление среды, и пока совершаются ошибки, через которые другие города уже прошли.

    Так, не лучшей идеей художник считает портреты значимых людей на фасадах зданий.

    Со временем фасад начнёт приходить в негодность, и пока на него не выделят средства, горожане будут смотреть на облупившийся портрет. Как-то это не этично по отношению к значимой персоне. Перекрашивание такого фасада тоже может вызвать общественный резонанс. В других городах в приоритете работы на локальную идентичность, но с привлечением художников с авторским стилем и видением. У нас же пока работают художники, которые чётко выполняют заказ по ТЗ, без личного художественного осмысления.

    Между тем новаторы остаются не у дел. Их работы не в поле зрения и понимания администрации, что затрудняет сотрудничество. Но в этом нет ничего страшного, добавляет Николай Рыбак.

    Со временем Благовещенск придёт к пониманию, что авторская интерпретация гораздо лучше портретных мемориалов. В целом очень хорошо, что администрация движется в направлении оформления среды, надеюсь, что скоро на улицах, с их поддержки, появится и искусство тоже. Будут привлекать местных авторов и крутых художников из других регионов, которые поработают с нашей локальной идентичностью.


    Вопрос финансирования

    Благовещенск стал первым городом в Амурской области, где появились муралы, столица послужила примером, теперь и другие населённые пункты стараются не отставать от тенденций. Между тем, мэрия напоминает, что стрит-арт так или иначе упирается в деньги.

    Художники зачастую не готовы идти и бесплатно что-то рисовать, даже если дать им краску. Они не волонтёры, это их профессия, работа, которая должна быть оплачена, - объясняют в пресс-службе благовещенской администрации.

    К работе с муралами и вовсе привлекают исключительно специалистов.

    Монументальное искусство требует профессионализма. Нужна вышка, предварительная подготовка стен и многое другое. К тому же на исполнителя накладываются обязательства на несколько лет: если что-то отслоилось, откололось, они обязаны это самостоятельно исправить. Так что муралы - это всегда договорные отношения, требующие серьёзного финансирования.

    Что касается росписи шкафов - это был совместный проект с крупной благовещенской компанией, которая вышла с инициативой. И подобным предложениям от людей мэрия всегда рада.

    Но нужно понимать, что инициатива - это не «было бы хорошо, чтобы кто-то сделал», это когда человек приходит и говорит: я готов реализовать вот такой проект, у меня есть эскизы, но прошу помочь, например, с краской и согласованием. Мы готовы посодействовать и поддержать подобные начинания.

    Редакция уверена, что оформление города, которое выделит Благовещенск на фоне географических соседей - лишь вопрос времени. И хочется верить, что через несколько лет жители амурской столицы смогут похвастаться друзьям из других регионов не только триумфальной аркой и границей с Китаем, но и стрит-артом, удивляющим и вызывающим желание посмотреть вживую. А ещё - потрогать, но осторожно и бережно, не вандалы же мы, в конце концов…


    МНЕНИЕ ХУДОЖНИКА

    Чего не хватает Благовещенску?

    Николай Рыбак, художник:

    - Не хочется, чтобы весь город был усеян арт-объектами. Некоторые можно ставить надолго, если они являются частью продуманного комплексного оформления, нового пространства или туристического маршрута. Ну а некоторые должны носить временный характер и быть сменяемыми. Послужили определённой цели - и уступили место другим.

    Поэтому я не могу навскидку сказать, где не хватает интересных элементов оформления. Всё это нужно чётко продумывать.

    Хотя есть одно место, где точно можно сделать что-то интересное. Это ВДНХ. Но подходить к этому пространству нужно комплексно. От оформления фасадов до того, как будут выглядеть лавки для фермеров.

    Что касается арт-объектов, то тут не хватает разнообразия в формах, материалах и времени их существования. У администрации основной запрос на их долговечность. Подход больше как к созданию не арт-объекта, а памятника. Но ведь арт-объект может быть временным с минимумом вложений, но вызывать более живые эмоции, рождать больше обсуждений вокруг себя и нести больше информации.


    Контекст местности

    Сам Николай Рыбак работает с окружающей средой в составе творческой группы Д.О.Г. Именно они в 2021 году создавали восьмиметровую скульптуру добродушного великана из дерева и гофрокартона, а также подарили городу амурозавра и казака в районе калининского переезда. Большая часть их проектов рождается из контекста места: легенд, истории, окружения, расположения:

    - Обычно мы цепляемся за интересную фишку и визуально обыгрываем её. Через иронию, через юмор, через контраст формы, через выразительность материалов. Основная задача: вызвать эмоции, обсуждения, создать прецедент - для города, и попробовать новый материал, технологию - для себя. Главное, сделать интересно, через художественное переосмысление, а не просто констатировать какой-то факт. Но чего у нас точно нет, так это проектов ради простого оформления или для галочки. Через каждый мы рассказываем какую-то историю или хотим привлечь к чему-то внимание.

    Наш дом не кончается входной дверью квартиры или подъезда, наш дом - весь город. Нас волнует, что с ним происходит. Каждый горожанин - хозяин места, где живёт, и должен относиться к нему с хозяйской любовью и ответственностью, - верит художник.

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом