Дистанционное обучение в Приамурье: минусы и плюсы - 2x2.su
  • Дистанционное обучение в Приамурье: минусы и плюсы

    10.07.2020 07:04
    Источник фото: Depositphotos.com
    Перейти на дистанционное образование из-за пандемии всем учебным заведениям нужно было быстро и без возражений. И дети, и родители, и учителя адаптировались не вмиг: возникали и технические, и психологические сложности. Но появлялись и новые возможности.

    В целом к концу учебного года все добрались благополучно, с мыслью, что в сентябре нужно повторить пройденный весной материал.

    Плюсы удалёнки

    - Один из плюсов дистанционного обучения - свобода и гибкость процесса, - считает учитель высшей категории русского языка и литературы школы № 2 Благовещенска, народный учитель России Ольга Косилова. - То есть школьник может самостоятельно заниматься, когда ему удобно. Второй плюс - отсутствие прогулов и пропусков, даже когда ребёнок болеет (за исключением серьёзных случаев). Так что почти никто не выпадает из учебного процесса. Третье - психологический комфорт для тех, кому неуютно в коллективе или трудно выдерживать менторский тон учителей.

    Удалёнка дала рывок в изучении современных технологий и средств связи.

    - Информационная грамотность до этого была не на высоком уровне, - отмечает учитель математики, директор школы № 200 Белогорска, Наталья Лотова. - До этого мы не пользовались интересными и полезными инструментами, которые возьмём на вооружение в будущем. Мы научились работать с удобными образовательными интернет-площадками, интерактивными онлайн-досками. Теперь возможно проводить детям онлайн-презентации с новым материалом и т. д. Учителя даже в командировках смогут не прерывать обучение.

    Минусы «дистанта»

    Они звучали в основном от родителей школяров. Первый минус - нехватка гаджетов, нестабильная работа официальных образовательных интернет-ресурсов. Если в семье более двух школьников, да ещё родители сами на удалёнке, начиналась делёжка компьютера.

    Второе - возросла нагрузка на учителей и детей. Свалилась масса заданий, а устный формат почти исчез. Тем педагогам, у которых много учеников, приходилось сутками проверять более сотни работ. Психологически тоже было нелегко.

    - Многие дети отмечали, что учатся лучше, когда рядом учитель: есть эмоциональное общение, стимул - поощрение, похвала педагога, - говорит О. Косилова. - Литература, например, требует живого диалога. Поэтому мои ученики тосковали по общению. Я предлагала ребятам проводить уроки онлайн, но даже они не дают полноценного занятия. Лекции можно слушать, а делиться мнениями - с задержкой связи, всплывающей рекламой - не получается.

    Материал донесли?

    Сложно было по предметам, где нужно было выдавать и усваивать большие пласты информации. Для массового обучения «дистанционка» - только один из элементов образования, говорят и учителя, и родители.

    Особые сложности - у младшеклассников.

    - У нас учителя отдельно записывали уроки для малышей, - объясняет Н. Лотова. - Они не готовы сами выйти в интернет, подключить камеру, поэтому в процесс влились и родители. Им приходилось после работы вместе с детьми проходить материал, отправлять выполненные задания. Малыши, уже привыкшие к манере преподавания своего учителя, не всегда понимали, что от них требуется. Также оказалось, что для усвоения материала не подходят айфоны, которыми в основном пользовались старшеклассники. На маленьком экране мало что видно, особенно с графической информацией… В целом учебная программа за три месяца освоена, но не так глубоко, как в обычных условиях.

    Школьники и хитрили: выдавали чужие домашние задания за свои, во время тестирований пользовались учебниками и т. д. Это тоже усвоение материала не улучшало. А многие ученики, напротив, на дистанционке стали более самостоятельными, почувствовали вкус к самообразованию.

    Перешли на «дистант» весной и репетиторы. Конечно, тут проще - репетиторство основано на индивидуальном подходе. Но и тут были нюансы.

    - Из тех, с кем я занимаюсь, на дистанционное обучение перешли единицы - уже привыкшие к самостоятельной работе, - заметил учитель истории и обществознания из Зеи, репетитор Олег Хоменко. - Отсутствие необходимости приезжать лично на занятие экономило время и силы. А знания ребята получали в том же объёме и качестве. Вы знаете, после этого опыта у меня появились планы преподавать историю только дистанционно и выйти со своим предложением на весь Дальний Восток.

    Компетентно

    Что изменили бы учителя, если бы вдруг снова пришла дистанционка?

    1.                Ограничить время сдачи домашней работы. Свободный график многих учителей заставляет работать по ночам.

    2.                Провести ликбез с родителями по работе с современными гаджетами и сервисами.

    3.                В семьях учеников и учителей должны быть хорошие компьютеры в необходимом количестве и стабильный высокоскоростной интернет.

    4.                Для более глубокого освоения материала, проведения больших конференций нужны камеры, микрофоны, графические планшеты.

    5.                Нужна общая для всех образовательная платформа, которая выдерживает большой трафик и удобна для обучения. Учителям приходилось самим искать разные сервисы, которые не всегда справлялись с задачами.

    6.                Дистанционка - это большая нагрузка на глаза, «сидячая» работа, минимум движений, отсутствие строгого режима дня. Вопросы здоровья тоже надо как-то решать.

    *Подготовила Елена Егорова

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом