Житель Зеи уже 30 лет пишет короткие рассказы об эвенках - 2x2.su
  • Житель Зеи уже 30 лет пишет короткие рассказы об эвенках

    07.11.2018 06:39
    Житель Зеи уже 30 лет пишет короткие рассказы об эвенках - 2x2.su
    Источник фото: Архив героя
    Амурский писатель десятки лет жил и работал бок о бок с эвенками

    «Я считаю своих читателей достаточно умными, поэтому и пишу для них коротко и ясно. Это лучше, чем длинное повествование», - считает зейский писатель Николай Абоимов. Недавно вышла очередная его книга «Таёжный Бомнак». Николай Иосифович 40 лет жил и работал бок о бок с эвенками. И за это время буквально впитал их образ жизни, ее уклад.

    Из дневников

    - Чем помимо литературного труда вы занимаетесь?

    - Я профессиональный охотник-оленевод. В с. Бомнак Зейского района приехал в 1970 году, устроился охотником, а через два года пошел в пастухи. Потом участвовал в геологических разведывательных экспедициях каюром (погонщиком, проводником). Помню, целый аэродром палаток в Бомнаке был - лесозаготовители, географы, топографы. Всем были нужны проводники, вот поэтому и работали с каюрами - их заслуги велики во многих экспедициях. Тогда ведь не было вертолетов, вездеходов - все своим ходом к местам научных исследований. И именно эвенки выручали, подсказывали.

    Позже охотился в совхозе Бомнака, а за четыре года до пенсии был бригадиром в оленеводческом стаде…

    - А писать когда начали?

    - В тайге дневники вел. Многие эвенки, кстати, этим занимаются, чтобы не упустить что-то важное: например, когда охотишься, где поставил капкан, ловушки. У меня дневник в привычку вошел - будто с кем-то разговариваешь, особенно когда действительно пообщаться не с кем.

    На основе дневника я и написал первый рассказ, отнес в местную редакцию. Очень боялся, а его взяли и опубликовали! Было это лет 30 назад… Потом уже сами включали мои рассказы (они, мол, короткие, емкие и напевные, как стихи) в разные сборники…

    С выходом на пенсию я перебрался в Зею. Тайги в моей жизни не стало, но воспоминаний-то очень много. Я продолжал писать, мои родные меня в этом поддерживали. Мне вообще очень везло - с публикацией помогали, едва на меня, какого-то мужика из тайги, взглянув, сами рассказы даже не читая. С первой книгой мне очень помогла Наталья Логинова, начальник районного отдела культуры. Продолжал бы я писать, если бы не ее поддержка?.. Вообще, доверие, оказывается, это великая вещь. Сейчас его все меньше, тем оно и ценно. И мое творчество читатели приняли очень хорошо, а самое главное - его оценили эвенки. Это укрепило меня в мысли, что надо продолжать.

    - Но, как правило, и уже давно писателям приходится издаваться за свой счет…

    - Естественно. И я печатался за свои. Но вот на «Таежный Бомнак» около 150 человек сделали заявку на выкуп книги после публикации, был заказ от местных библиотек и школ, Бомнакского сельсовета, даже одной родовой общины - итого около 250 экземпляров. Ну еще в интернете выставляю.

    - Почему именно об эвенках?

    - Я с ними жизнь прожил - с пастухами, оленеводами, охотниками, каюрами. Очень хотелось показать их по-настоящему, как я их знаю, что интересного, а порой и опасного происходило в их жизни. Каков их характер, мой опыт общения с ними.

    Жизнь у них теперь совсем другая, а я знаю эвенкийских стариков, которые белых людей только в Бомнаке увидели: они родились в тайге и всю жизнь там провели. Вот об этом нужно рассказывать даже молодым эвенкам, которые живут уже в современном Бомнаке. Да даже для архивов, этнографов - сохранить названия бытовой утвари на эвенкийском языке: тыевун - таежный посох, эрэвун - снежная лопата; что такое камусовые лыжи, лапчатые или половинчатые унты и т. д.

    Бывают, конечно, периоды, когда писать не хочется - кажется, что все это ерунда. А потом кто-то скажет, что ждет новых рассказов, и писательство просыпается снова. И потом, меня все-таки ведет, как пафосно это ни прозвучит, и чувство ответственности: кто расскажет о жизни эвенков, если не я? Может, в этих рассказах сплошь обыденность, но в этом и суть, особенно для тех, кто далек от кочевой жизни…

    А как попал к ним? В детстве много читал Фенимора Купера - об индейцах. И так мне хотелось с ними пообщаться! Но индейцев у нас нет, поэтому я отправился к северным народам, эвенки - это наши российские таежные индейцы.

    Я попал в учебный отряд подводного плавания, там познакомился с эвенком. Отслужив в армии, приехал к нему в Бомнак, да так и остался. Женился на эвенкийке, у нас родился сын. Он сейчас в Бомнаке держит оленье стадо в 700 голов. Эвенкийка моя умерла, вторая жена - русская, с ней у нас еще две дочери родились. Теперь у меня шестеро внучат, трое правнуков. В общем, семейно я богатый!

    - Вас позиционируют как мастера коротких рассказов. А на большие формы терпения не хватает?

    - Форма как-то сама пошла от тех же дневников, костровых рассказов эвенков, которые я сам потом многим пересказывал. И вообще, я считаю своих читателей достаточно умными, поэтому и пишу для них коротко и ясно. Это лучше, чем длинное повествование. Я сам такое читать не люблю (смеется). А свои «малютки» стараюсь делать настолько емкими по смыслу, чтобы читатель при желании и сам порассуждал бы на тему.

    А вот насчет творческих планов даже не загадываю. В основном, думаю, уже и написал все, что хотел. А просто высасывать из пальца - зачем? Я охотник, который рассказывает то, что видел и чувствовал.

    Что сгубило?

    - Самая невероятная история, которую вы слышали от эвенков или о них...

    - Поразил меня один их обычай - я в то время уже был женат на эвенкийке. Мы с тестем привезли с охоты двух сохатых, разделали. Начали собираться гости. Смотрю, теща в кладовку - и кусок мяса в газетке гостю. Все раздали. Я поражен - сколько же мы могли это мясо есть, а оно все по людям ушло! Потом смотрю: теща ходит по гостям, возвращается с мясом. Оказывается, это старинная традиция - нимат: обмен добычи. Сейчас, конечно, не то: все продают и покупают, даже эвенки.

    Еще одно наблюдение: я приехал в Бомнак из Ташкента, в кирзовых сапогах, легко одетый - гол как сокол. Эвенки меня быстро накормили, снарядили: оленья шуба, унты, нож, ружье - прямо местный житель! Меня всегда удивляла их природная щедрость, взаимовыручка, если у тебя нет чего-то, они обязательно с тобой поделятся. Раньше я с таким не сталкивался.

    Также меня поражала порядочность, откровенность эвенков. В тайге себя не спрячешь - все твое нутро наизнанку. И рядом с этим народом и сам становишься открытым, честным. Что удивительно, они хорошо объясняют - конкретно, по существу, оперативно, ведь в тайге решение нужно принимать мгновенно.

    А главное, чему я у них научился, - для жизни не нужно ничего лишнего. Например, кочуя, ты имеешь палатку, жестяную печку, чашку, кружку, ложку - большего и не нужно. Так и по жизни я теперь не тяну ничего лишнего.

    - Эвенков считают вымирающим народом. Они действительно могут исчезнуть?

    - Совсем, конечно, не исчезнут. Они, как и все северные народности, ассимилируются с другими народностями, проникают в них. Когда я приехал в Бомнак, в поселке было всего два метиса, одна из них - моя жена, остальные - чистые эвенки. Теперь же в поселке половина метисов - красивые, крепкие, умные. И мы не делим, кто чистый, кто нет - дружим с кем нравится. Я даже думаю, что со временем на земле появится народность, в которой намешано много кровей. Даже у нас в Бомнаке есть союзы эвенков и адыгейцев, корейцев, русских, украинцев.

    - Нужна ли эвенкам помощь государства?

    - Гособеспечение-то их и расслабило, сгубило даже. Вот дети эвенков сызмальства привыкли - в садик бесплатно, в школу-интернат - на полное обеспечение. А у родителей пропадает чувство ответственности за свое потомство - первичная обязанность. Знай кочуют себе. У меня у самого сын рос в интернате, я привезу 30 соболей с охоты и пущу эти деньги не на ребенка, а на что другое… Это грубейшая ошибка государства. Семьи разделились: мужчины - в тайге, женщины - в поселке, дети - в интернате. Мужик вернулся и не знает, что делать со своей семьей…

    - Вы, оказывается, работали над книгой вместе с внуком известного охотника, следопыта, проводника Улукиткана, который для Приамурья все равно что Дерсу Узала для Приморья.

    - Имя его внука - Юрий Трифонов. Когда я женился на эвенкийке, узнал, что она тоже из рода Трифоновых: ее мать - племянница Улукиткана. Юрий приходил к нам в гости, мы общались. Рассказов, конечно, было много. Так, Улукиткан учил Юру охотничьему мастерству. Высшим пилотажем считалось подкрасться к сохатому на лежке. Или еще хорошая история: Улукиткан все время спрашивал у Юры, как это самолет летит по небу в ночи? Ничего ж не видно! Внук ему рассказывал про навигацию, карты, компас - Улукиткан кивал, а потом: «Так как лететь-то, если темно?»

    Юру вообще дед воспитывал, со всей ответственностью. Как-то внук заболел, лежал в больнице, а дед в тайге был. Только вернулся, узнал - сразу к Юре в больницу в 5 утра. Из палаты лишь шаги послышались и вопрос медсестре: «А Юра мой жить будет?» Внук от этого вопроса - в слезы.

    Сам Юра писал стихи, интересно рассказывал. Хотя закончил всего 7 классов в школе, но внутренняя интеллигентность была у него в крови.

     

    Польза
    5
    Актуальность
    4.17
    Развёрнутость
    4
    Фотография
    3
    Пожелания автору
    Проголосовало: 6 Спасибо за ответ

Нажав кнопку «Принять», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера и использование аналитических сервисов Яндекс Метрика в соответствии с Политикой конфиденциальности. Подробнее. Они помогают нам делать этот сайт удобнее для пользователей. Вы можете запретить обработку некоторых типов файлов cookie в настройках вашего браузера.