Логотип Портал 2x2.su
«Скрипка любви»: экс-амурчанин освоил редчайший музыкальный инструмент - 2x2.su
  • «Скрипка любви»: экс-амурчанин освоил редчайший музыкальный инструмент

    21.04.2021 18:02
    Источник фото: ИД "Дважды два"

    Виоль д’амур - ее любили короли, обожали композиторы и слушатели за удивительную красоту голоса, но потом незаслуженно забыли. А вот экс-амурчанин Леонид Патеюк не только в совершенстве владеет игрой на этом диковинном инструменте, но и сам сочиняет для него музыку.

    Серебряные переливы

    - Леонид, сложно поверить, что в детстве вас не приняли в музыкальную школу. Как же всё-таки судьба привела к своему?

    - В шесть лет я действительно хотел поступить в благовещенскую музыкальную школу на класс фортепиано, но там решили, что для этого инструмента я не подхожу. Судьбоносная встреча с моим первым педагогом Еленой Викторовной Сутыриной произошла чуть позже. Однажды на уроке в 1 классе в наш кабинет вошла женщина очень приятной внешности, это сразу подкупило. Она объявила, что будет обучать детей игре на скрипке, и исполнила какую-то очень красивую мелодию, которая меня тронула, и я, как многие ребята, изъявил желание учиться у неё. Правда, большинство учеников отсеялись сразу. Но костяк из трёх «выживших» через пару лет перешёл в музыкальную школу.

    «Скрипка любви»: экс-амурчанин освоил редчайший музыкальный инструмент

    - Сегодня в России нет такого музыкального колледжа или вуза, где можно поступить на специальность «виоль д'амур». А сами вы где учились играть на этом инструменте?

    - После Благовещенска я продолжил обучение в Новосибирском музыкальном колледже по классу скрипки, а затем поступил в Новосибирскую консерваторию, где осваивал виоль д'амур параллельно с альтом. Мне повезло: я попал в класс профессора Юрия Николаевича Мазченко, он в свое время самостоятельно освоил «виолу любви» и воспитал целую плеяду учеников, которым передал свое мастерство.

    Когда Юрий Мазченко уехал из Новосибирска, обучение прекратилось. И сегодня игре на виоль д'амур официально нигде не учат, даже в Москве. Если кто-то захочет овладеть этим редким инструментом, то, наверное, единственный выход - это только частные уроки.

    - А много ли музыкантов вообще владеют «скрипкой любви»?

    - В России таких всего три-четыре человека, в Европе - гораздо больше. Там есть даже Международное общество виоль д'амур, членом которого я являюсь, оно насчитывает около 120 музыкантов со всего мира.

    - В чем заключается эксклюзивность и уникальность этого инструмента?

    - Во многом, начиная от элегантного внешнего вида и заканчивая особенным бархатным звучанием. Когда человек на уровне обывателя смотрит на этот инструмент и слушает его, то практически всегда отмечает его особенную красоту, серебряный глубокий полётный звук и большой диапазон звучания.

    Чаще всего после концерта мне говорят о том, что виоль д'амур звучит, как целый оркестр. У неё 12 струн (а на некоторых и все 14), в отличие от скрипки, у которой их всего четыре. Звук достаточно сильно отличается от звучания скрипки или альта своей глубиной, полётностью, особой проникновенностью …

    - Скрипку, фортепиано или тот же саксофон купить несложно. А легко ли достать виоль д'амур, учитывая её уникальность?

    - Достать виоль д'амур просто так вряд ли получится. В России нет мастеров, которые их делают. В Европе купить инструмент проще, вопрос - в мастере и стоимости. Думаю, по нашим деньгам это будет достаточно дорогое удовольствие.


    Авторская музыка

    - Вы исполняете и авторскую музыку. Пишете её только для виоль д'амур или для других инструментов тоже?

    - Я сосредоточен именно на музыке для своего инструмента, она написана либо для виоль д'амур с фортепиано, либо для виоль д'амур соло. Недавно мой цикл «Образы Петергофа» получил Гран-при на международном конкурсе композиторов в Санкт-Петербурге.

    - Примечательно, что у вас абсолютно разный репертуар: от Баха до Майкла Джексона. А самому что больше по душе исполнять - классику или современность?

    - Мне нравится придумывать что-то новое, какие-то интересные приёмы звучания; для меня это огромное удовольствие - придумать то, чего еще нет. Если на концерте я исполняю произведения собственного сочинения, люди потом обязательно отмечают, что они оригинальны, красивы, выделяются. Мне это слышать очень приятно!

    Когда я только начал писать музыку, это был особый стимул продолжать писать дальше, тем более репертуар для виоль д'амур действительно требовал какого-то обогащения.

    Но мне, как профессионалу, нравится играть всё - в каждом произведении есть то, что лично тебя цепляет и делает твою деятельность интересной. А что касается выступлений, то здесь репертуар, скорее, зависит от публики, от её настроения. Если это молодёжная аудитория, то, наверное, Баха им будет слушать достаточно скучно. Старшее поколение, наоборот, больше оценит классику, романтические произведения. Иногда приходится импровизировать с репертуаром прямо во время концерта.

    - Уникальный инструмент у вас только для большой сцены или это ещё и дополнительный источник дохода?

    - Виоль д'амур создаёт чувство волшебства на любом празднике, будь то свадьба, юбилей или выставка. Меня периодически приглашают с концертами на разные мероприятия, и это один из моих источников дохода, но игра на инструменте всё-таки остаётся и будет оставаться в первую очередь моей профессией.


    Благовещенск, жди!

    - Часто ли удаётся побывать на малой родине, и какими событиями обычно бывают наполнены ваши дни на Дальнем Востоке?

    - Последний раз я приезжал в Благовещенск в августе, здесь живут мои самые дорогие и близкие люди - родители и бабушка. Четыре года назад, в предпоследний приезд, получилось организовать мой сольный концерт в филармонии. В этом году планировал выступить перед благовещенцами на сцене ОКЦ, но пандемия внесла свои коррективы. Надеюсь, что в ближайшем будущем я всё же выступлю на большой сцене для родного города.

    - Ещё один важный для вас город - Новосибирск, где вы росли и зрели как музыкант. В каком возрасте туда отправились? Это были уже осознанные шаги во взрослую жизнь?

    - На тот момент мне было всего 15 лет, но это было ответственное решение: учиться музыке в серьёзном учебном заведении. Пришлось кое-где преодолевать себя, потому что порой было некомфортно и даже страшно, ведь я уехал от родных в незнакомый город. Там жил совершенно один, родители остались в Приамурье, я лишь раз в полгода ездил на родину. Поначалу, может, в чём-то и было тяжело, но, как известно, не бывает достижений без каких-то временных трудностей. Я понимал, на что иду, и мне это нравилось.

    - Сейчас вы живёте в Москве. Какие перспективы открываются: может, есть планы уехать за границу и там продолжать музыкальную карьеру?

    - После окончания консерватории в Новосибирске я уехал в столицу поступать в академию им. Маймонида, и у меня всё получилось. Москва - это роскошный город для карьеры, здесь множество коллективов, разных залов… Он мне многое дал в плане профессионального и карьерного роста. Поэтому уезжать куда-то ещё, в ту же Европу, желания пока нет. Можно ездить гастролировать по разным странам, выступать с концертами в разных уголках мира, но именно как город для жизни мне очень нравится Москва.

    - Раскройте секрет успеха: как музыканту из отдалённого уголка страны удалось достичь таких успехов и покорить большую сцену?

    - Я люблю то, что делаю, мне всегда нравилась музыка, и виоль д'амур в частности. Это то, чем я хотел заниматься, в этом направлении хотел расти профессионально. Желание и стремление двигало, заставляло заниматься по несколько часов в день, даже если совсем не хотелось… Но если есть цель, то все обязательно получится. Я старался, у меня получалось лучше и лучше, потом на меня стали обращать внимание, начали приглашать выступать с концертами. Наверное, это было постепенное органичное движение вверх, к своей мечте.

     

    ДОСЬЕ

    Леонид Патеюк. Год и место рождения: г. Хабаровск, 1990 год. В детстве переехал в Благовещенск Амурской области, где провёл все школьные годы. Окончив школу, поступил в Новосибирскую консерваторию, где и освоил виоль д’амур. Композитор, лауреат более десятка международных конкурсов, единственный представитель от России в Международном обществе виоль д'амур - International Viola D'amore Society, член Московского музыкального общества.

     

    СПРАВКА

    Виоль д’амур (буквально – «виола любви») – струнный смычковый инструмент. Виоль д’амур широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, а затем уступила место альту и виолончели. От современных собратьев её отличает количество струн, которое доходит до 12-14. Струны виоли д’амур располагаются в два ряда – второй ряд не затрагивается смычкой, а резонирует из-за колебаний первого ряда струн и корпуса.

    «Скрипка любви»: экс-амурчанин освоил редчайший музыкальный инструмент

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом