Могут ли амурчане отменить кредит, взятый на них мошенниками? - 2x2.su
  • Могут ли амурчане отменить кредит, взятый на них мошенниками?

    23.02.2024 14:57
    Источник фото: ГК "Дважды два"

    Клиентов банков продолжают обманывать злоумышленники.

    Ранее мы рассказывали о жертвах мошенников. Введённые злоумышленниками в заблуждение амурчане берут в банках огромные кредиты, и отговорить их от этого в некоторых случаях почти невозможно.

    В продолжение темы - ещё один мошеннический способ довести вас до кредита: взять его онлайн на ваше имя, выманив у вас все логины и пароли. Мы рассказывали о случае, когда амурчанке удалось в суде аннулировать кредитный договор, чтобы не расплачиваться за мошенников.

    Но такая удача для клиента - скорее, исключение? Мнением поделился финансовый консультант Максим Кривелевич:

    Вопрос действительно больной. В нём противоречие между моральным и законным. То есть не всё моральное - законно, и наоборот. Что формирует противоречие? Банк - это коммерческая организация, успех которой в том, чтобы зарабатывать как можно быстрее и проще, то есть стандартнее, стереотипнее: чтобы процедура кредитования была максимально урегулирована, шла по конвейеру, максимально экономила ресурсы. При этом, конечно, как можно с меньшими рисками.

    Когда вы берёте любой банковский инструмент, в том числе приложение на телефоне, вы подписываете некое соглашение о том, что все негативные последствия ложатся на вас. Это мировая практика. И вот это стремление к максимальной автоматизации выдачи кредита: безбумажной, не требующей присутствия клиента и клерка в одном месте - это и делает человека в итоге беззащитным в ситуации, когда что-то пошло не так. И дело не в том, что в РФ или ДФО ситуация с этим плохая. Но мы десятилетиями просто наблюдали проблему с хищением личных данных на Западе, а к такому развитию событий у себя не подготовились. И когда это коснулось уже нас, оказалось, что нет ни нормальной базы профилактики, ни способов разрешения ситуации. «Ну, найдите грабителя и сдайте его в полицию!» Да, порой можно найти, иногда можно и часть денег вернуть. Но имитационный характер профилактики подобных безобразий очевиден, и не только профессионалам, но и рядовым гражданам.

    К сожалению, пока государство не сделает ситуацию вынужденно такой, что банку будет дешевле компенсировать клиенту все его проблемы, нежели от них отстраниться, до тех пор это будет головной болью клиентов.

    Но когда (если) государство это сделает, проблема не исчезнет, а видоизменится! Появятся схемы по сговору: один будет изображать жулика, другой - добросовестного клиента. Они разыграют воровство данных и записанный на них кредит, а потом потребуют у банка возврата денег. Но у банка-то все средства - это деньги других клиентов. А значит, эти другие - честные - меньше получат, например, по депозитам, чтобы банк смог покрыть убытки от мошенничества.

    Поэтому нельзя всю эту историю переложить на банк - всё равно за всё платит клиент. К сожалению, всё, что можно сделать - пройти долгий эволюционный путь (уже на своих ошибках) совершенствования безопасности, развития банковских продуктов, повышения финансовой грамотности клиента. Эта проблема с нами надолго, и её, как вирус герпеса, нельзя полностью вылечить, но можно контролировать в более-менее безопасном состоянии.


    Справка

    Какие экстренные меры предусмотрены у банков, если клиент понял, что стал жертвой мошенников? Как сообщили в одной из кредитных организаций, если с банковской карты украли деньги, нужно срочно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже и подать заявление в полицию. Главное оружие против злоумышленников - постоянное развитие собственной киберграмотности. Также рекомендуется пользоваться защитными сервисами банка.


    Компетентно

    По закону, если банк выявил операцию с признаками отсутствия добровольного согласия клиента, он обязан отказать клиенту в её совершении или приостановить перевод средств на два дня. Банк должен предупредить клиента (в большинстве случаев смс-сообщением) о возможности совершить повторную операцию или подтвердить перевод, - прокомментировали в отделении по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ. - Кроме того, банк вправе попросить клиента подтвердить, что он совершает перевод добровольно, не под воздействием злоумышленников. Если после приостановления операции клиент подтверждает её или совершает повторно, банк обязан незамедлительно исполнить перевод, исключая случаи, когда банк получил информацию из базы данных регулятора (Банка России).

    С 25 июля 2024 г. вступит в силу закон, по которому банки обяжут возвращать клиентам деньги, если они (банки) допустят перевод средств на мошеннические счета, находящиеся в спецбазе Банка России. Возврат в течение 30 календарных дней после получения заявлений от пострадавших.

    Документ предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не должен переводить деньги на подозрительный счёт, несмотря на согласие клиента и повторные попытки совершить транзакцию. Банк должен уведомить клиента о сомнительной операции. Если клиент будет настаивать на переводе даже после истечения двух дней, банк обязан провести такую операцию. При этом он освобождается от финансовой ответственности.

    Кроме того, банки будут обязаны приостановить доступ к электронным средствам платежа (ЭСП) лицам, информация о которых (или их ЭСП) содержится в базе данных Банка России, если она поступила туда от МВД России. Это значит, что правоохранители уже расследуют факт мошенничества. При этом банки имеют право это сделать уже на основании того факта, что данные о клиенте есть в базе.

    Польза
    5
    Актуальность
    5
    Развёрнутость
    5
    Фотография
    5
    Пожелания автору
    Проголосовало: 1 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом