Как спасти север Амурской области от экологической катастрофы? - 2x2.su
  • Как спасти север Амурской области от экологической катастрофы?

    14.08.2020 07:01
    Источник фото: Амурские спасатели
    Ранее мы писали о введённом в Селемджинском районе режиме ЧС из-за загрязнения реки Селемджи нефтепродуктами в районе посёлка Экимчан.

    Напомним, одна из версий происшествия - протечка загрязнённой воды через грунт в реку из котлована производственной базы одной из золотодобывающих артелей.

    Тему взаимоотношения природы и добытчиков драгметаллов продолжила общественный и политический деятель, председатель Амурского экоклуба «Улукиткан» Наталья Калинина.

    - В первую очередь, я надеюсь на выполнение обязательства, данного главой минприроды области, о том, что нарушители в происшествии на Селемдже будут найдены и наказаны, и информация об этом будет общедоступной.

    Эта история в очередной раз показала, что вся летопись амурской золотодобычи - это история не только финансовых вливаний в бюджет области, развития региональной экономики, но и социальной напряжённости и экологических конфликтов. И вот когда мы это поймём и осознаем, тогда, наверное, и начнём выстраивать некую верную стратегию. Главное - не прятать, как страус, голову в песок, закрывать на это глаза или рассуждать в направлении, что важнее: экономика или экология, или - более широко - деньги или здоровье. И нужно понять также, что простые, однозначные решения здесь невозможны. Это усложняется, например, отчуждением власти от общества, которое наблюдается, к сожалению, и на региональном, и на федеральном уровне. У нас велико лобби золотодобытчиков в госструктурах, легко заметное на местной ступени. Но роль власти в таких ситуациях - быть арбитром между различными конфликтующими сторонами и пытаться выстраивать диалог, если говорить в общественном смысле и об общественной подоплёке подобных столкновений.

    Приведу пример наиболее характерных конфликтов, показывающих обострившийся кризис отношений общества, природы и бизнеса. Первая история произошла в 2008 г.: эвенк из с. Ивановского Селемджинского района Аркадий Хлопков (ныне уже покойный) расстрелял насосную станцию одной из золотодобывающих артелей - после всех неудачных попыток решить проблему разумно, цивилизованно. Этот эпизод в дальнейшем замяли.

    Вторая история связана с экс-главой всё того же Ивановского Сергеем Никифоровым (кстати, тоже представителем эвенкийской общины), который в противостоянии золотодобывающим силам был признан Международной правозащитной организацией Amnesty International узником совести - политическим заключённым.

    Кстати, вы обратили внимание, что в обеих историях фигурируют представители коренных малочисленных народов Севера - это ещё одна сторона конфликта, которую часто вообще не учитывают.

    Итак, в диалоге, о котором я говорила выше, должно быть три стороны: общество, бизнес, власть. Да, золото, безусловно, экономический плюс. Но позвольте привести такой аллегорический пример: когда криминальный «браток» даёт на церковь, он получает отпущение грехов? А в нашем случае - оправдывает ли загубленную природу, например, финансирование строительства стадиона или отчисления в бюджет?

    Рассуждая о том, как быть, я считаю, что сегодня серьёзного реформирования требует вообще система природопользования. Минимум необходимо восстановление экологической нормативно-правовой базы, сильно деградировавшей за последние 20 лет. Также нужно возродить уничтоженный институт экологической экспертизы.

    Всё больше сейчас говорится о необходимости ужесточать наказания для нарушителей природоохранного законодательства. Это, безусловно, нужно, но главное - неотвратимость наказания. И, конечно, усилить экологический контроль - природа севера очень хрупка, уязвима. Но должна, кстати, сказать: в последнее время, благодаря современным технологиям, более чётко стал вестись экологический мониторинг.

    Наконец, был разговор о необходимости объявить северные районы зонами экологического бедствия (где запрещена любая хозяйственная деятельность). Такой механизм в законодательстве предусмотрен, но даже не разработан.

    Между тем

    Расследование по загрязнению в Селемдже, по данным благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры, будет длиться примерно до конца августа.

    Интересно, что уточнить, какие именно нефтепродукты плавали на поверхности реки, для лаборатории не представляется возможным. Так что, солярка там или что другое, нам сказать не могут.

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом