Что ждет Россию в 2016 году - 2x2.su
  • Что ждет Россию в 2016 году

    28.01.2016 00:00
    Источник фото: DepositPhotos
    О кризисе, выходе из него, будущем многих отраслей и россиян в целом говорим со специалистом

    Как долго будет продолжаться кризис? Что нужно делать в первую очередь? С чем нужно смириться и от чего отказаться? На эти и другие вопросы отвечает доцент БГПУ, заместитель председателя Амурского научного центра Андрей Конюшок.

    Не та стратегия

    - В последнее время один кризис следует за другим. Можно ли сказать, что сегодняшний - сильнее, чем остальные?

    - Да, это самый серьезный кризис. Не только в России, но и в мире. Думаю, это кризис на уровне 30-х годов XX века, большая депрессия в США и Европе. Это был такой кризис, который и привел к войне, и сейчас война на Ближнем Востоке вполне реальна. Тем более что с учетом интернета эта война может быть более изощренной, а с учетом инноваций в военной сфере - более жестокой.

    - Сегодняшний кризис исключительно политический?

    - Проблема в том, что кризис, который мы сейчас переживаем, зародился еще до введения всевозможных санкций. Давно было понятно, что нужно менять систему управления в стране. Нельзя основываться на формировании бюджета из средств, поступающих только от продажи нефти и газа. В 2007 году Дмитрий Медведев, будучи тогда президентом России, говорил, что для развития страны нужна стратегия «четырех И»: инновации, инвестиции, инфраструктура и институты. Но ничего сделано не было. Когда Путин вновь стал президентом, он вместо этих «четырех И» сделал упор на модернизацию. Но модернизация это рихтование, мелкий ремонт, а систему нужно было менять полностью.

    Нам немножко помог Кудрин, который добился, что к 2008 году в России были накоплены большие средства в резервном фонде. Вот фактически этот фонд до сих пор нам и помогает. И кризис 2008-2009 годов мы относительно легко пережили, и сейчас мы еще более или менее справляемся.

    Есть еще и чисто экономические проблемы. Смотрите, в советское время у нашей промышленности, выпускающей много военной техники (практически 80%), были высокие экономические показатели. Сегодня в госкорпорации «Ростех» около тысячи крупнейших предприятий! Это практически база промышленности России. И мы до сих пор выпускаем много военной техники. При этом «Ростех» постоянно получает десятки миллиардов рублей дотаций, а статистические показатели роста у нашей промышленности отрицательные. Поэтому, я думаю, те данные о состоянии России, которые мы имеем, не отражают факты.

    - То есть они недостоверны?

    - Они достоверны, но не полны, и это не позволяет анализировать ситуацию. Это как в Амурской области, если судить о жизни только по статистике, по средней зарплате, то мы тут нищеброды, но глядя из окна офиса, мы видим совсем другую ситуацию, и в малых городах в том числе.

    Мне рассказывали, что когда некие предприниматели замыслили в Благовещенске строительство крупного торгового центра, то начали искать инвесторов в Москве. Москвичи, глядя на статистику, говорили: «Зачем? В вашем городе нет денег, нет населения». Тогда их пригласили в гости, прокатили по городу. Увидев марки наших автомобилей, во что одеваются благовещенцы, какие рестораны открыты, москвичи, не раздумывая, согласились на инвестиции.

    Это говорит о тех процессах, которые у нас происходят. Одни называют это теневой экономикой, другие - нерегулируемой экономикой… В общем, Благовещенск прекрасный пример того, что может сделать малый бизнес для экономики области. В этом как раз самая большая претензия и от «Опоры России», и от предпринимателей к правительству. Мы могли бы гораздо легче пережить кризис, мы могли бы вообще изменить ситуацию в нашей стране, если бы власть дала развиваться малому бизнесу. Так как малый бизнес в силу своей философии, своей природы способен прокормить и себя, и своих работников. Главное - не менять каждый год правила, не вводить новые ограничения.

    - В начале разговора вы сказали, что мир тоже переживает кризис…

    - Да, люди беднеют не только в России, но и в других странах. Тут ведь как интересно получается: из-за цены на нефть страдает экономика стран, ее добывающих, но зато растет экономика стран - покупателей нефти.

    Но в то же время в мире идет внедрение серьезных инноваций! В ближайшие 10 - 15 лет они изменят и экономическое, и технологическое лицо нашей планеты. К примеру, лет через десять в крупных европейских городах исчезнет профессия таксиста. Их уже сейчас начинают заменять роботизированные автомобили, двигающиеся по GPS. Развитие медицины позволяет сегодня выращивать органы, печатать их с помощью 3D-принтеров, изобретаются новые лекарства, жизнь становится длиннее. Создание супермощных компьютеров позволяет обрабатывать огромные массивы данных, давать и более точные прогнозы погоды, и поведение рынка. Скоро даже могут исчезнуть банки, потому что сегодня финансирование переходит в онлайн и профессия операциониста банка тоже станет ненужной. К сожалению, мы от этого отстаем, потому что мы оградились от мира.

    - Каким образом?

    - Мы позволили себе сидеть только на доходах от нефти и газа, позволили управлять этими доходами определенной группе лиц. Не поверили в силу и мощь малого и среднего бизнеса, создали госкорпорации, в частности, из-за этого произошло различие между супербогатыми и супербедными, которое у нас, по сравнению со всеми развитыми странами, просто зашкаливает. За все 25 лет не досталось денег Академии наук и вузам. Академия чахла и старела, а вузы все больше переходили на обеспечение своей деятельности за счет родительской платы. В итоге сегодня у нас нет специалистов, нет научных исследований для внедрения, мы превращаемся в страну с мощным натуральным хозяйством. Это немного печально.

    На ступеньку вниз

    - Дно кризиса мы…

    - Не прошли.

    - Тогда к чему нам готовиться?

    - Благодаря поступающим в страну средствам от продажи нефти и газа мы за последние десять лет привыкли кредитоваться. Сейчас это для нас страшно, так как мы кредитовались под очень высокие проценты. Сегодня эти кредиты ведут к обнищанию как бизнеса, так и простого населения. Раньше бизнес брал кредиты под большие проценты, но экономика была стабильная, и бизнес умел оборачивать средства и все равно получать прибыль. Сегодня, когда резко упала покупательская способность населения, банки стали неохотнее давать кредиты, все остались с долгами. Это значит, что многие из статуса среднего класса попадут в статус бедных людей, а все компании опустятся на ступеньку вниз. Если был малый бизнес, он должен стать семейным бизнесом, если был средний - стать малым. Но это тоже хороший урок для всех нас, потому что доступность кредитов привела к тому, что у нас семейного бизнеса практически нет в стране. Чем был хорош малый бизнес? Ты запустил производство, ушел в отпуск, взял чартер и поехал во Вьетнам отдыхать. Вернулся - компания продолжает работать. Но семейный бизнес требует ежеминутного присмотра, и если ты уедешь - у тебя не будет доходов. Так что надо ждать появление нового класса.

    - Что делать сегодня?

    - Мы уже сказали, что до дна кризиса мы не дошли. Дно будет в конце этого года, когда мы израсходуем все резервы стабилизационного фонда. Потому что цена на нефть не вырастет, может быть, подвинется до 40 - 50 долларов, выйдет на уровень, запланированный в бюджете, но дополнительных доходов не принесет. Санкции и эмбарго ведут к тому, что у нас не будет доходов даже за счет продажи оружия. Все против нас, а у врагов, как известно, оружие не покупают. Спасти нашу экономику может окончание кризиса глобального, многие специалисты прогнозируют его окончание в 2018 году. За счет инноваций, переходов на альтернативные источники энергии…

    - Только в 2018?

    - Да, к сожалению, это так, и ничего с этим не сделаешь. Вы же видите, проблемы с мигрантами в Европе требуют решения. Для урегулирования этого вопроса потребуется не менее двух лет. У многих европейских стран есть и другие проблемы, инфляция, безработица у молодежи, дефициты бюджетов. В 2008 году, когда начался европейский кризис, банки снизили ставки кредитования для бизнеса до «0». Но кризис продолжается, и сегодня, чтобы простимулировать экономику, по идее нужно было бы еще снизить ставки, но уже некуда. Остается только печатать деньги, что Европа и собирается делать, а это приведет к росту инфляции. Некоторые аналитики прогнозируют падение американского доллара, и крупные инвесторы уже сбрасывают эту валюту. Прогнозируется, что в этом году начнется рост стоимости серебра и золота, вернется опять желание инвестировать в добычу металлов.

    Мы заняли сейчас хорошую нишу, я имею в виду ситуацию в Сирии, когда мы активно вступили в борьбу с терроризмом, и весь мир, выходя и кризиса, нас простит, но не будет с нами дружить. Даже последний визит Кэрри показывает, что мы им нужны, так что все это тоже нам на руку.

    Что делать?

    - Если немного отойти от мирового кризиса. Что ждать амурчанам, что делать нам?

    - Во-первых, малому бизнесу нужно подумать о переходе в семейный. Среднему - максимально урезать свои издержки. Во-вторых, с точки зрения маркетинга нужно учиться работать с крупными корпорациями, заходящими в Амурскую область. В-третьих, отказаться от кредитов. Скажем так - уничтожить свои долги. Реструктурировать долги сегодня невозможно, их продление означает, что вы будете работать на кредитора. Поэтому лучше пожертвовать каким-то активом (недвижимостью или автомобилем), но долг закрыть. Для предпринимателей в этом кризисе важно сохранить направление своей деятельности, наиболее грамотный и обученный персонал и своих лояльных клиентов. Сегодня речь должна идти не о стратегии развития, а о стратегии выживания, экономии на всем. Нужно смириться с возможными потерями, изучить их, классифицировать.

    Кушать будут всегда

    - Ваше экспертное мнение: какие отрасли и как будут себя чувствовать в 2016 - 2017 годах?

    - Снижение уровня жизни населения ведет к тому, что население больше начинает тратить деньги на основные свои потребности - продукты питания. Поэтому пищевая и перерабатывающая промышленность хоть и не будет развиваться, но останется на плаву, а при условии поддержки со стороны правительства может даже вводить новые продукты. Например, наш молочный комбинат уже производит моцареллу, другие сыры.

    Далее - деревоперерабатывающая промышленность. Сегодня завезти мебель из Малайзии или Китая будет сложнее и дороже. Поэтому местные производители тоже будут себя неплохо чувствовать. По одежде - вряд ли, пока у нас под боком Китай.

    Металлообработка. Крупные проекты, которые будут развиваться на территории области, строительство заводов, приведет к тому, что некоторые металлические изделия будет дешевле изготавливать здесь.

    Машиностроение. Я думаю, как раз в условиях санкций сборка по иностранным лицензиям продолжится.

    Риелторские услуги будут развиваться, в Благовещенске несколько теплее, поэтому будет миграция населения с севера области.

    Медицина. Все люди болеют.

    Юристы, которые будут сопровождать сделки с поставщиками некачественных услуг.

    Угловые магазинчики, думаю, останутся, но у них, безусловно, снизиться доходность.

    Останутся спортзалы, фитнес-центры.

    - А туризм будет развиваться?

    - Въездной - будет. Китайцы к нам будут ездить. И как раз это приведет к развитию туробъектов на территории нашей области.

    - Каким должен быть главный девиз 2016 года?

    - Рубль проще сэкономить, чем заработать. Нужно будет зарабатывать на всем, на чем можно. Стоит недвижимость - сдавай в аренду, есть лишняя машина - продай, на всем нужно делать деньги. Если раньше дача была для удовольствия, то сейчас нужно продумать, как превратить ее в организацию питания для своей семьи. Нужно инвестировать в образование детей, потому что в кризис надо учиться, так как после кризиса потребуются кадры.


    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookies для улучшений и корректной работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на «Согласен», вы соглашаетесь с нашей Политикой обработки персональных данных. Подробнее