«Приезжаю злить людей»: писатель Алексей Сальников - о творчестве, вдохновении и успехе - 2x2.su
  • «Приезжаю злить людей»: писатель Алексей Сальников - о творчестве, вдохновении и успехе

    07.10.2020 16:22
    Источник фото: ИД "Дважды два"

    В воскресенье, 4 октября, писатель и поэт, автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексей Сальников встретился со своими благовещенскими читателями. Встреча стала частью книжного фестиваля «Берег» и вызвала немалый ажиотаж.

    Амурчане спрашивали о том, как меняется жизнь после успеха и чего ждать от фильма «Петровы в гриппе и вокруг него», снятого скандальным режиссёром Кириллом Серебренниковым. А корреспондент портала 2x2.su узнал, как писателю из регионов заслужить известность и написать роман, который без шуток называют великим.

    Идеи из воздуха

    - Для чего, по-вашему, нужны встречи с читателями?

    - Я вижу своей миссией, грубо говоря, приезжать на места и злить людей. В том плане, что всегда среди зрителей есть такой автор, который думает: «А почему ты тут сидишь, а не я?» - пускай он разозлится и напишет что-то своё. Я ведь живой пример этой аллегории – лягушки, которая била лапками и взбила масло, - может, кого-то это хоть немножко зацепит.

    - У вас тоже такое было, ходили на фестивали?

    - Нет, не ходил. Но я писал, ещё с детства.

    - Вы говорили, что много общаетесь с другими писателями и поэтами в Екатеринбурге. Насколько значима их поддержка?

    - На каждом этапе процесса поддержка нужна разная. Когда пишешь, надо, чтобы было спокойно. Когда книжка издана, приятно почитать критику – это подбадривает на следующую книгу. Отрицательные отзывы тоже не помешают, чтобы понять, насколько ты с ними согласен или не согласен, и усвоить урок.

    - Случалось ли, что авторы отзывов видели в ваших книгах то, что вы в них не закладывали?

    - Постоянно. Кто-то видит в «Петровых» абсолютную чернуху, а я этого не понимаю - для меня это весёлая история с оттенком готичности, я такого взгляда не понимаю. Некоторые люди как будто впервые открывают для себя других людей, которые живут на 20 тысяч рублей в месяц. А ведь они повсюду – это и электрики, и сантехники, и многие другие.

    Кто-то не верит, что бывают грязные подъезды. Я много раз уже пересказываю прочитанную где-то реплику: «Сколько лет живу, ни разу в России не видела грязные подъезды». Не знаю, по-моему, найти их - не проблема. Ещё есть люди, которые считают книгу слишком весёлой, и есть те, кто находит в ней больше смыслов, чем находил я сам.

    - В одном из интервью вы говорили, что следующую книгу как раз хотите написать весёлой…

    - Ну да. Я, в принципе, весёлый автор, да и человек весёлый – или мне так кажется. Вы не знаете про роман «Отдел» - я его писал и смеялся. Потом перечитал и ужаснулся, там же «эфэсбэшник» по квартирам ходит и людей убивает. Но при этом, когда писалось, было весело. И это потом повторилось с американской переводчицей Лизой Айден: она читала, смеялась и ужасалась тому, что смеётся. Такое, видимо, у меня странное чувство юмора.

    - Книги других авторов повлияли на то, как вы пишете?

    - Разумеется. Что касается «Петровых» - отчасти, как я понял, я обворовал американского писателя Джона Ирвинга, взял его идею по взгляду на происходящее со стороны. Хотя во многих книгах события описываются с разных точек зрения. И ещё потом, когда моя книга уже была издана, мне попала в руки книга Андрея Ленкова, написанная раньше «Петровых». Там тоже был алкоголь, хождение по Екатеринбургу. Будто идея была ниспослана из воздуха, но Андрей реализовал её одним образом, а я – другим.


    Главная книга

    - Вы говорили, что исполнили свою писательскую миссию, написав роман «Опосредованно». После таких слов ждёшь, что автор уйдёт из литературы. Вам такого не хотелось?

    - Несколько раз, конечно, хотелось. У всех есть профессиональная самокритика - что ты тут делаешь, зачем. Она и сейчас меня не покидает, порой накатывает.

    - Мне кажется, с этим часто сталкиваются начинающие писатели…

    - А начинающим ещё хуже! Во-первых, надо написать – бог с ним. Но ведь ещё надо послать и ждать, пока тебя опубликуют где-нибудь. И ладно, когда быстро отказывают, но иногда вообще не отвечают. И ты ждёшь месяц, заглядываешь на электронную почту, ничего не видишь, грустишь.

    - А современному автору вообще важно издаваться на бумаге?

    - По-моему, издать книгу не за свой счет – основная идея каждого современного автора, которого ещё не опубликовали. И это правильная идея! Потому что всё равно нужно попробовать, посмотреть, как это всё будет. Это само по себе некое приключение.

    Многие ждут признания после смерти, но мы же сами его не увидим. У нас одна-единственная жизнь, которую мы проживаем. У меня порой бывало впечатление, что я будто прожил уже эту жизнь или подглядел за собой. Но на самом деле это не так – никаких жизненных черновиков не бывает, все проживается единожды, но зато навсегда.

    - Но если бы с «Петровыми» не получилось успеха, книга не нашла бы своего издателя, вы всё равно исполнили бы свою миссию – написали «Опосредованно»?

    - Да, когда идея сложилась бы окончательно. Я ведь не сразу понял, как к ней подступиться: написал вроде бы начало, но оно ни во что не оформлялось. Потом внезапно написались несколько последних абзацев, и уже от них я начал постепенно приближаться к началу. Почему-то так было легче. Но с каждым романом по-разному получается.

    - Например?

    - У «Петровых» было начало первой главы и её название «Артюхин Игорь Дмитриевич» – что интересно, оно таким и осталось. И я просто посмотрел в какой-то момент на свою идею со Снегурочкой, на название первой главы, увидел в последнем слово «Аид» и – хоп! – всё это оформилось в идею романа. А, допустим, с «Отделом» я начал с куска первой главы, а к нему уже начал подгонять вторую главу и дальше.

    - Но вот три ваших романа написаны и изданы, вы стали лауреатом литературных премий. Насколько изменилась ваша жизнь после такого успеха?

    - С одной стороны, она стала более спокойной: ещё пару книг я могу спокойно написать, точно зная – их издадут. С другой стороны, она стала более беспокойной: никогда прежде я по стране так активно не передвигался, и уж точно меня не заносило так далеко. Но, вместе с этим, состоялось много знакомств и вдруг оказалось, что мне очень нравится разговаривать с людьми. И вот, сижу и с удовольствием разговариваю.


    Справка

    Сальников Алексей Борисович (род. 7 августа 1978 года) – русский писатель и поэт, лауреат премий «Национальный бестселлер» и «НОС» в 2018 году. Родился в Эстонии, с 1984 года живет на Урале.

    Дебютировал как поэт, но стал известен, прежде всего, как автор прозаического произведения – романа «Петровы в гриппе и вокруг него». Именно за него Алексей Сальников удостоился престижных российских литературных премий «Национальный бестселлер» и «НОС» (приз критического сообщества).

    Позднее вышли его романы «Отдел» (на самом деле написанный первым) и «Опосредованно», которые также благосклонно встречены читателями и критиками. «Опосредованно», создание которого сам писатель называет своей авторской миссией, рассказывает о мире, где некоторые стихотворения считаются наркотиком.

     

     

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом