Выкупить Дальний Восток: чем московская монополия грозит Приамурью? - 2x2.su
  • Выкупить Дальний Восток: чем московская монополия грозит Приамурью?

    24.12.2023 10:12
    Источник фото: ГК "Дважды два"

    Амурский специалист рассказал об экономических последствиях торговых соглашений.

    Под конец года крупнейшая торговая сеть России заключила соглашение о выкупе трети доли сети дальневосточных гипермаркетов, которые работают в том числе в Амурской области. За пять лет сеть выкупит весь ДФО.

    «Ветер перемен»?

    Новый хозяин обещает местным магазинам современные технологии сервиса, клиентам - снижение цен, производителям - расширение каналов сбыта.

    Также начала осваивать ДФО ещё одна крупная российская торговая сеть - магазины откроются и в Приамурье.

    В министерстве по развитию ДВ и Арктики радуются: «Крупные ритейлеры почувствовали «ветер перемен», грядёт розничная революция». Интересно, дальневосточный малый торговый бизнес теперь точно умрёт? - отмечает Telegram-канал amurbiz.

    Москва приходит и в другие сферы амурской экономики. Так, крупнейший в стране застройщик ПИК, который один выдаёт больше жилплощади, чем весь ДФО, уже приглашён в Приамурье строить целые «дальневосточные кварталы». В сельском хозяйстве областные власти заключили договор с гигантом «Содружество» о переработке почти половины рекордного в регионе урожая сои. При этом, понятно, местные доминанты в этих отраслях автоматически сдвигаются столичными.

    В других сферах Москва присутствует давно и безраздельно. Электричеством и теплом заправляют компании из группы «РусГидро», а ещё и водоснабжением и водоотведением - филиал «РКС». Какие бы у амурчан не были претензии к их работе, конкуренция этим предприятиям невозможна.


    Местных вытеснят?

    Чем же московская монополия может быть хуже местной для региона? Или лучше? Или без разницы? Об этом мы спросили доктора экономических наук Сергея Мясоедова:

    - Любая монополия увеличивает доходы капитала, но влечёт для потребителей множество рисков, связанных, во-первых, со снижением эффективности обратной связи: чем сложнее организация, тем труднее достучаться до решения проблемы, то есть на пути намного большее число центров принятия решений. Во-вторых, у потребителя сводятся к минимуму число вариантов выбора поставщика ресурсов, услуг ЖКХ, продавцов продуктов и других товаров. В итоге остаются один-два крупных поставщика, которые и будут устанавливать цену и качество услуги и/или поставляемых продуктов.

    Для «центра» (московских и других крупнейших компаний РФ) регион - источник прибыли. При этом вложения монополий в региональную инфраструктуру, в улучшение качества жизни территории, как правило, ничтожны, вряд ли решаются эффективно и оперативно. А возможности влияния региональных властей на действия монополий жёстко ограничены, ведь интересы любого единоличника лоббируется представителями федеральных властей и многомиллиардным капиталом.

    Во всех европейских регионах страны все высокодоходные сферы деятельности территорий заняты или монополизированы московскими компаниями, крупными бизнес-структурами федерального уровня. Вот теперь и на ранее забытом крупным бизнесом Дальнем Востоке монстры капитализма «отжимают» у региональных предпринимателей самые рентабельные сферы деятельности. Это закон - выживает сильнейший.

    - Местные монополисты могут остаться при деле?

    - Монополии федерального уровня могут привнести в регион новые технологии, передовые формы организации труда, недоступные даже лидерам местной экономики. Поэтому могут в регионах начать осваиваться проекты, о которых можно было только мечтать, но средств местному бизнесу для этого всегда не хватало.

    Местные организации останутся, но постепенно будут вытесняться с рынка, проигрывая конкурентную борьбу. Конечно, если у них нет лучших или созданных уникальных технологий, преимуществ.

    - Объявленный Россией «Разворот на Восток» идёт лихорадочно, требуя ещё больших темпов. Может, в этом плане реально только монополисты и способны выдать требуемые огромные объёмы?

    - Важно, чтобы интересы крупнейших национальных бизнес-структур всегда были в фарватере интересов РФ. Крупному бизнесу нужна серьёзная поддержка на мировых рынках, которую по закону обеспечивает государство. Поэтому бизнес-интересы восточно-азиатских стран будут преследовать свои цели, а наши крупнейшие монополии - свои, но совпадающие с национальными.

    - Есть в области и естественные монополии - та же энергетика. В таких сферах перемены в принципе невозможны? Но это же ведёт, грубо говоря, к беспределу?

    - Законодательством предусмотрены антимонопольные структуры, которые и призваны выявлять картельные сговоры монополистов, необоснованные завышения цен, как было ранее, например, с сотовой связью, тем же бензином, продуктами питания (гречка, сахар).

    С крупнейшими монополиями может справиться только более крупный участник рынка - государство, призванное защищать интересы граждан.

    - Можем ли мы до такой степени «развернуться на Восток», что в том числе в Приамурье появится и китайский монополист?

    - Естественно, сейчас в ряде направлений интересы РФ и КНР совпадают. Но мы, увы, сохраняем роль сырьевой базы мировой экономики: вчера - европейской, сегодня - азиатской. Здесь вопрос, прежде всего, к нам: почему так сложилось и что нужно, чтобы страна перестала продавать сырьё?

    Но за всю экономическую историю современной Амурской области ни один производитель из Поднебесной не создал у нас успешно функционирующее производство высокотехнологичной продукции, передовых станков, стройматериалов, комплектующих для электронной промышленности и т.д. И всё же китайский экономический партнёр - это серьёзное конкурентное преимущество для нас на мировом рынке. Поэтому нужно, повторяю, искать баланс интересов.


    Компетентно

    Как пояснили амурские антимонопольщики, учёт монополистов в регионе не ведётся. Но ФАС регулярно публикует реестр естественных монополистов, в том числе амурских. К ним относятся услуги по передаче электро- и теплоэнергии, по водоснабжению и водоотведению, а также услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах. За естественными монополиями также установлен пристальный госконтроль.

    Но устанавливаются и иные случаи монополий. Так, в 2022 г. обнаружены организации, доминирующие на рынке услуг по:

    • обеспечению дежурства автомобиля скорой медпомощи при проведении спортивно-массовых мероприятий;

    • по розничной продаже газа для заправки авто;

    • по размещению отходов IV-V классов опасности, не отнесённых к твёрдым коммунальным отходам.

    В целом же, конкуренция в регионе достаточно развита, например на розничных рынках продовольственных и непродовольственных товаров. Также отмечается, что область становится всё более привлекательной и представителей других регионов РФ.

    Пекутся ли областные власти о развитии конкуренции в регионе? Существует «дорожная карта» с конкретными мероприятиями на 2022-2025 гг. Дождёмся финиша - обязательно проанализируем результат.

    Не всегда развитие конкуренции зависит только от желания органов власти, ведь выход на рынок - прежде всего, стремление самого хозяйствующего субъекта, - добавляет врио руководителя амурского УФАС Наталья Горячева. - В целом присутствие монополистов - не нарушение антимонопольного законодательства. Главное - не злоупотреблять доминирующим положением.


    Мнение специалиста

    Общественный бизнес-омбудсмен амурской области Борис БЕЛОБОРОДОВ:

    - Проанализируем степень возможного влияния на региональную и муниципальную экономику крупных российских торговых сетей, которые в Амурской области отсутствуют - пока, во всяком случае. С точки зрения чистой науки: чем крупнее предприятие, тем эффективнее его хозяйствование, тем меньше себестоимость его продукции, что выгодно для потребителей. Но это чистая теория. На практике, кроме больших сетей, есть люди, которые присутствовали здесь задолго до прихода монополиста. И торговля - пожалуй, самая чувствительная область, в которой местный микро- и малый бизнес проигрывает пришлому гиганту. Конечно, не выдержавший конкуренции - разоряется. Но это - местный житель, которому с потерей доходов становится не на что содержать семью. Да и в целом мало ли как может измениться ситуация: сеть-монополист свернётся, поменяет профиль, в регионе резко возникнет дефицит каких-либо товаров. Крупная сеть быстро приходит и, если уходит, тоже быстро. А именно микро- и малый бизнес гибко реагирует на изменение ситуации, и этим он важен.

    Другими словами - надо искать баланс. И здесь очень важна роль региональных властей, которая должна в рамках закона не препятствовать приходу крупных сетей, но и не дать умереть местному малому и микробизнесу: с помощью каких-либо субсидий, льготных кредитов и т.п.

    То же и в сфере, например, АПК. Да, себестоимость возделывания гигантом, например сои, меньше, потому что - гигант. Но малый местный фермер - это опять же амурчанин, который в селе живёт и продолжает жить. И если таких оттуда выдавить, село умрёт. Поэтому так же важен не только приход больших, но и поддержка местных малых.

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 0 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом