Мнение эксперта: подорожают ли продукты в Амурской области? - 2x2.su
  • Мнение эксперта: подорожают ли продукты в Амурской области?

    01.10.2023 11:32
    Мнение эксперта: подорожают ли продукты в Амурской области? - 2x2.su
    Источник фото: unsplash.com

    И как связаны цены на топливо с ростом стоимости продуктов?

    С лета по всей стране начали сильно дорожать автомобильный бензин и дизельное топливо. Рост стоимости отмечался и в Приамурье.

    Эксперты отмечают, что нефтяникам не покрывают часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами. Поэтому убытки компенсируются за счёт россиян. Более того, экспорт выгоднее, чем внутренние поставки. Так что в отдельных регионах РФ фиксируют даже дефицит топлива.

    Отдельный вопрос по дизелю. Так, глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев заявил, что подорожание этого вида топлива (а эти затраты составляют до 30% в себестоимости аграрной продукции) - путь к катастрофе для АПК. Аграрные хозяйства почти по всем видам продукции столкнутся с перспективой банкротства. Уже сейчас заложена неизбежность роста продовольственных розничных цен к весне-лету 2024 г. на 20-25%.

    Амурская область - аграрная, поэтому сельхоздизельный вопрос для нас очень важен. Значит, и амурчанам ждать роста цен на продукты?

    Большая часть фермерских хозяйств заранее, до уборочной (в том числе нынешней) закупает дизельное топливо - в том или ином виде: физически делает запасы, заключает договоры на поставку, талоны получает и т.п., - комментирует заместитель председателя регионального отделения Российской Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов (АККОР) Евгений Соколовский. - Дорожает не только сама солярка, но и другие продукты, относящиеся к ГСМ: масла, бензин, тосол и т.д. С отсутствием топлива на местных нефтебазах дальневосточные фермеры, к счастью, не сталкиваются. Конечно, прогнозировать ситуацию - дело неблагодарное, но я уверен, что топливо хоть и будет дорожать и дальше, однако амурские сельхозтоваропроизводители с его дефицитом не столкнутся.

    Но под боком Поднебесная, которая кратно увеличивает после пандемии поставки всего и вся, в том числе сельхозпродукции. Вновь вернулся вопрос конкуренции: или китайское, но дешевле, или отечественное, но дороже. Теперь затраты амурских фермеров (и, естественно, себестоимость сельхозпродукции) ещё больше увеличатся, а значит, их позиции по сравнению с китайскими коллегами сильнее ослабнут. А покупательная способность амурчан небольшая, поэтому понятно, куда пойдёт потребительский спрос. Из местных же аграриев кто-то разорится, кто-то сам свернёт производство, кто-то будет работать себе в убыток, надеясь на лучшее. Соответственно, выплата многих сельхозкредитов может зависнуть, а это удар уже по банковской системе.

    Возникает вопрос и со стратегической сельхозкультурой Приамурья - соей. Подорожание топлива и в стоимость бобовых внесут? А если сою по новой цене не возьмут - те же наши восточные соседи? Плакали наши денежки? Придётся торговать в убыток?

    - Соя - биржевой продукт, и цена её, как правило, равна стоимости в Китае за вычетом транспортных расходов и посреднической наценки, - поясняет Евгений Владиславович. - Не думаю, что стоимость топлива скажется на цене сои в РФ. Она будет определяться рынком. И крупные игроки стараются цену удержать - опять же за счёт рентабельности фермерских хозяйств.

    Между тем Правительство РФ временно ограничило экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для насыщений внутреннего рынка, а значит, снижения цен для потребителей. Также ежедневно отслеживается закупка топлива для сельхознужд с оперативной корректировкой объёмов. Впрочем, полагают эксперты, розничные цены на АЗС могут максимум остановиться, но не снизиться. Вот в это верится больше.

    Компетентно

    Топливные затраты уж наверняка не только в продуктовой себестоимости заложены? Что ещё от бензина зависит?

    - Стоимость топлива влияет на цены абсолютно всех товаров, работ или услуг, - поясняет кандидат экономических наук Максим Кривелевич. - Дело в том, что у нас ничего не потребляется там, где производится. Даже картошку с поля надо привезти в магазин, а оттуда - по домам покупателей. То есть перевозки - на всех этапах. Но в настоящее время топливо дорожает не так сильно, как должно было бы. Государство в определённом смысле сдерживает рост этих цен. У нас вообще масса проинфляционных факторов, то есть причин, почему продукты подорожают и очень сильно. А цены на топливо - тот фактор, который как раз проще всего сдерживать, и с этим, я думаю, государство справится. Дорожать продукты будут от другого! Что можно говорить о темпах роста цен на продовольствие: берём официальный уровень инфляции и умножаем на 4 - вот прогноз стоимости на основные товары, покупаемые нами в сетевых магазинах. Дело в том, что для расчёта официального уровня инфляции используется очень широкий спектр товаров, в том числе такие товары, которые или не дорожают вообще, или очень медленно: что-нибудь вроде видеомагнитофонов отечественных или валенок. А продукты - это то, что дорожает сильнее всего.

    В целом всё же нельзя сказать, что нас ожидает ценовая катастрофа, утверждает эксперт. Есть, скажем так, плавное ухудшение с очевидными сезонными пиками. То есть в декабре традиционно - рост потребительского спроса, январь - индексация тарифов ЖКХ.

    Изменение цен на бензин с июня 2023 г.:

    Тип топлива

    Сейчас

    3 месяца назад

    дизель

    64,99 руб.

    +1,13 руб./1,77%

    АИ-92

    53,03 руб.

    +2,76 руб./5,49%

    АИ-95

    56,98 руб.

    +3,81 руб./7,17%

    АИ-98

    68,34 руб.

    +3,93 руб./6,1%

    Данные fuelprices.ru

    Польза
    2.5
    Актуальность
    5
    Развёрнутость
    5
    Фотография
    2.5
    Пожелания автору
    Проголосовало: 2 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом