Грозит ли закрытие амурским колледжам, рассказали в областном минобре - 2x2.su
  • Грозит ли закрытие амурским колледжам, рассказали в областном минобре

    20.11.2022 14:31
    Грозит ли закрытие амурским колледжам, рассказали в областном минобре - 2x2.su
    Источник фото: соцсети

    Недавно губернатор Приамурья Василий Орлов заявил о необходимости проверить эффективность амурских колледжей. И поручил изучить, какие специальности, отделения можно или объединить, или вовсе закрыть. Зачем тратить госденьги на ненужные в нынешней экономической ситуации кадры?

    Поднять престиж

    Идея не нова: ещё летом 2022 г. глава региона просил ускорить разработку рейтинга региональных колледжей, сделав одним из показателей эффективности учебного заведения процент трудоустроенных выпускников. Отдельно - отслеживать карьерные маршруты губернаторских стипендиатов.

    Важно понимать, какие механизмы работают и что дают, - подчеркнул В. Орлов. - По итогам рейтинга, возможно, какие-то учреждения трансформируем.

    В 2020 г. глава региона рекомендовал, например, «проанализировать целесообразность интеграции систем высшего и среднего профобразования области в единую образовательную среду, чтобы выпускники шли работать по нужным области специальностям». Так, было предложено интегрировать ДальГАУ и аграрный колледж для удовлетворения потребности в сельхозкадрах. Это повысит качество образования и оптимизирует образовательную инфраструктуру.

    В том же 2020-м В. Орлов поручил проработать механизмы поддержки сельхозколледжей, закрепить за каждым училищем курирующее предприятие. Для самих работодателей продумать систему субсидирования и грантовой поддержки.

    Подводя итоги уходящего года, мы обязательно проверим, что из поручений было выполнен, и какая трансформация может грозить колледжам. Интересно же, куда в случае оптимизации хирургическим путём пойдут студенты и преподаватели - на улицу? Да и только ли от эффективности учебного заведения зависит дальнейшее трудоустройство? Сколько раз в Приамурье поднималась проблема с дефицитом медиков и учителей: многие выпускники уходили на другую, более денежную работу. Значит, вопрос не к ссузу/вузу, а к экономической ситуации?

    Колледжи открываются/закрываются/объединяются на основании управленческих решений учредителя, в соответствии с запросом отраслей экономики региона на подготовку рабочих кадров, - пояснила первый замминистра образования и науки Амурской области Елена Бурдуковская. - Учредители определяют и эффективность работы колледжей по более чем 30 показателям - эффективность трудоустройства выпускников, исполнение госзадания, качество образования, эффективность финансово-хозяйственной деятельности, воспитательной работы и т. п.

    В свою очередь, эффективность трудоустройства выпускников колледжей зависит от таких факторов, как профориентация школьников (чиновники предлагают детям уже с пятого класса выбрать будущую профессию и целенаправленно к ней идти), а также качество образования в колледже, материально-технической базы (по версии губернатора, основная проблема амурской системы профобразования), производственной практики, взаимодействия с работодателями. Немаловажны - престиж профессии и уровень зарплаты.

    Восстановление престижа профессии - точно дело не одного года! Как верно замечают наши читатели: «В своё время позакрывали ПТУ: мол, не надо нам рабочих! А когда понадобились, оказалось, что людей, умеющих работать руками, просто нет!»


    Увеличивать набор

    Эффективность работы колледжей оценивают ежегодно - и на региональном, и на федеральном уровне, - продолжает Е. Бурдуковская. - В целом наши учебные заведения высоко оценены по соответствию их работы запросам рынка труда, материально-техническая база в основном соответствует той, что на производстве.

    Что касается трансформации училищ, отмечает Елена Анатольевна, масштабная реорганизация колледжей (в связи с передачей их из федеральной собственности в региональную) проводилась в 2010 - 2012 гг. В 2017-м в Свободном закрыли Амурский кооперативный техникум. Как пояснили в организации-учредителе - Амурском облпотребсоюзе, учреждение спросом не пользовалось. Оставшихся преподавателей и студентов распределили в другие училища.

    Больше никакой ликвидации по региону не планируют. Как, впрочем, и открытия новых ссузов. Речь лишь о новых специальностях и направлениях профподготовки по отдельным запросам работодателей. Так, в 2020 г. в колледже транспорта и дорожного хозяйства открыли специальность «Почтовая связь». А в 2022-м педколледж открыл набор по направлению «Спорт».

    Мы просмотрели список специальностей в наших колледжах - есть немало дублирующихся в разных училищах. Может, об этом мог говорить губернатор в части оптимизации?

    Специальности дублируются в связи с высокой потребностью работодателей в рабочих конкретной профессии и ограниченностью рабочих мест в отдельно взятой образовательной организации, - отметили в минобрнауки Приамурья. - Скажем, при плане набора по профессии «мастер общестроительных работ» в 100 бюджетных мест невозможно набрать всех абитуриентов в один колледж. Нет столько рабочих мест в учебных мастерских и близко расположенных мест производственной практики. Поэтому эти 100 мест распределяются по трём колледжам.

    Говоря о дефиците рабочих кадров, губернатор постоянно сокрушается о строительстве. Регион стремится строить больше (космодром с газовым заводом чего только стоят!), а заниматься-то этим некому. А после того как пандемия ковида выгнала из области всю иностранную рабсилу и закрыла границу с Китаем, дело совсем дрянь.

    В связи с этим вдвое увеличен набор по ряду строительных специальностей, активизирован процесс профобучения по дефицитным профессиям взрослых, в том числе безработных амурчан, - добавила Е. Бурдуковская.

    Тему строительства мы отдельно продолжим в дальнейшем.

    Ещё один ключевой сектор экономики Приамурья - сельское хозяйство. С кадрами и в нём дефицит, хотя в аграрном колледже практически все студенты - целевики, и после окончания учёбы три года обязаны проработать на предприятии. Ребят и на практику берут, ещё и платят им за это. Как пояснили в самом колледже, объёмы сельхозпроизводства в регионе так быстро растут, что подготовка специалистов за таким темпом не успевает. А тут ещё и часть персонала в отрасли мобилизовали. Стало быть, и здесь набор надо увеличивать?


    Между тем

    Амурское управление ветеринарии получило серебряную медаль в Москве на всероссийской ежегодной агропромышленной выставке «Золотая осень» в номинации «Популяризация профессии ветеринара». Сегодня в области свободных вакансий нет, а пять лет назад в районах не могли найти специалистов. Зарплата у ветврача за три года выросла с 33,6 тысячи до 60 тысяч рублей.

    Компетентно

    Врач-психотерапевт, психолог, тренер Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Максим Чекмарёв:

    Позиция губернатора о разделении профессий на нужные и ненужные кажется мне странной. Образование в целом связано с формированием личности. Мне, например, трудно разделить образовательный и воспитательный элементы. И в выборе профессионального пути присутствует и личностная траектория, соответствующая интересам человека. Кроме того, мы же учим детей свободе выбора. А указывая, куда поступать и чем заниматься, как бы намекаем, что их выбор может быть никому не нужным? Значит, и сам человек может быть ценным или не ценным? Это уже селекция, откат даже не к плановой, а к кастовой системе, при которой власть относится к людям, как к функциям. А как же теория общественного договора: люди создают сообщество, в том числе государство, чтобы оно защищало их права, но не наоборот? Мы, наконец, пытаемся строить инновационную экономику, которая как раз не рассматривает сотрудника как винтик, а поощряет его инициативу, самостоятельность и ответственность за своё место.

    Стремясь готовить кадры, нужные прямо сейчас, мы готовим людей к прошлому. Они ведь отучатся через несколько лет, а реальность будет уже другой. Поэтому, мне кажется, нужно развивать систему прогнозов в экономике следующего дня.

    Наконец, о профориентации школьников. Честно, не всегда в 15-17 лет понятно, кем хочешь быть в будущем. Кроме того, в течение жизни мы вообще можем измениться до неузнаваемости, и наше занятие, которому отдано полжизни, станет бесполезным. Поэтому нацеливать на ОПРЕДЕЛЁННУЮ профессию - ретроградно. Важно дать возможность ребёнку попробовать разное, понять, к чему больше склонность; понять, в каких СФЕРАХ деятельности он может максимально раскрыться. То есть речь о познании себя и своих возможностей. И без разделения профессий по престижу, конкурентности: мы ищем свой путь - и все они ценны.

    В первую очередь, нам нужны образованные люди, с хорошей базой знаний в разных предметах, благодаря чему они могут понимать реальность и осваивать критическое мышление, формировать собственное мировоззрение. В конце концов, административно-плановая работа школы, финансирование конкретных кластеров среднего профобразования не рождает в людях способность к предпринимательству - к умению себе и другим организовывать рабочие места. А эта способность в настоящее время критически важна для нашей страны.

    Между тем в Госдуму РФ внесён законопроект о разрешении детям работать с 14 лет без согласия органов опеки. Из-за западных санкций доход многих семей снизился - пора и наследникам подключаться к выживанию.

    Ещё больше интересного на портале 2x2.su

    Польза
    0
    Актуальность
    0
    Развёрнутость
    0
    Фотография
    0
    Пожелания автору
    Проголосовало: 1 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом