2x2 | Общество | Забытая «Амурская колесуха»

Забытая «Амурская колесуха»

Общество 15:17 | 19 января | 2019

Строительство одной из первых крупных дальневосточных транспортных артерий началось 120 лет назад

В этом году исполняется 120 лет с начала строительства «Амурской колесухи» - дороги, которая связала Благовещенск и Хабаровск. Тракт протянулся на две тысячи километров, а стройка затянулась на 13 лет - до 1911 года. И хотя дорога решила многие транспортные проблемы Дальнего Востока, ее строительство оставило мрачный след в истории: путь прокладывали в основном каторжане, работавшие в нечеловеческих условиях.

«Колесуху» прокладывали по бездорожью, тайге и болотам. Тракт был 4-5 метров в ширину, с деревянными мостами и грунтовым покрытием, а через крупные реки устраивались паромные переправы. Дорога проходила по территориям современных Амурской области, Еврейской автономии и Хабаровского края.

В 1904 году строительство переместилось на территорию Амурской области. 

Начало пути

К концу XIX века на Дальнем Востоке сложилась непростая ситуация - транспортная сеть не успевала за растущими потребностями региона. Железной дороги еще не было, водные пути не позволяли доставлять грузы далеко от берега, а сухопутные дороги были проложены не везде и находились в плохом состоянии.  

В 1898 в Хабаровске началось строительство Амурской колесной дороги. Работами руководил военный губернатор Амурской области генерал-майор Константин Грибский. Ожидалось, что дорога будет чуть длиннее тысячи километров, однако по ходу строительства в проект внесли изменения.

Как говорится в документах, хранящихся в Амурской областной научной библиотеке, с самого начала Амурская колесная дорога строилась руками сосланных на каторгу. Изначально это были уголовники - 300 человек, присланных с Сахалина, и 107 ссыльных со строительства Уссурийской железной дороги. С 1905 года к уголовникам присоединились политические заключенные - участники революции 1905 года и бунтовавшие крестьяне.

В 1904 году строительство переместилось на территорию Амурской области. В 1907 году на прокладку дороги пришли уже вольнонаемные рабочие: мещанин Захар Перминов взялся строить участок от Благовещенска до Михайловки.

Уже к 1910-му дорога была практически готова. И тогда же заключенные покинули «колесуху».

Пять участков

Заключенные не выдерживали тягот каторги и наносили себе увечья - только чтобы их увезли с «колесухи» в тюрьму.

Как писал приамурский историк Евгений Гамерман в своей статье «Труд арестантов как средство воспитания и решения задач экономики», строительство было разбито на пять участков.

Первый участок охватывал отрезок в 56 верст от Хабаровска до станции Поперечной. 140 человек работали на постройке станций Покровка, Леонтьевка, Петропавловка, двигаясь к Луговому, а в это время от Лугового к Улановке шла другая команда арестантов этого же участка.

Второй участок охватывал 103 версты от Поперечной до Надеждинской. 287 арестантов строили почтово-телеграфную контору в Маргаритовке, в восьми верстах от Луговой, возводили мост через реку Забелову.

Третий участок в 163 версты пролегал от Надеждинской до Чурок, с веткой на Михайлово-Семеновскую. Четвертый - от Чурок до Биджана (63 версты). Пятый - от реки Биджан до Помпеевского перевала. 411 арестантов этого участка сооружали дамбы на разливе рек Он-Биры и Листвянки, работали на забивке свай и устройстве траншей через реку Вертопраховку, ремонте дорожного полотна у Большой Биры.

Зимой 1902-1903 гг. основная масса рабочей силы была сосредоточена у станции Биджан, где засыпали пятиверстную дамбу через разлив реки Биджан, а также засыпали старое русло. В 1903 году проводили путь от станции Чурки через Солнечную, Даур, Биджан, Максимиху, Луговский перевал, Коты, Сутарский перевал. 

Фото с сайта kms-discovery.ru

В начале 1904 года последовало распоряжение от наместника императора на Дальнем Востоке об открытии в возможно скорейшем времени сквозного сообщения между Хабаровском и Благовещенском, не заботясь об устройстве пути, ограничиваясь лишь самыми необходимыми работами для обеспечения гужевого движения по военным надобностям. Из-за этого проекты строительства пересмотрели. Было изменено направление с Сутарского перевала на Дичунскую времянку. Это удлиняло тракт, но ускоряло открытие сквозного пути через Хинган и сокращало расходы, также приблизило дорогу к населенным пунктам.

Руки в кандалах

 «Колесуха» проработала около 20-25 лет. 

Тракт получил свое неофициальное название - «Амурская колесуха» - от каторжан. По воспоминаниям переживших каторгу, условия на строительстве были невыносимыми: грязь, холод, комары, сломанные тачки, отсутствие медицинской помощи, одежды. В теплое время года каторжане жили в палатках, зимой - в землянках. Рабочих заковывали в кандалы по десять человек: один политический и девять уголовников. Если кто-то из десятки убегал - наказывали всех. Заключенных избивали практически за любой, даже малейший проступок.

Среди многих на стройку «колесухи» был сослан писатель Андрей Соболь. В 1925 году он опубликовал небольшую книжку с воспоминаниями о каторге. 

«На «колесухе» «живой» жизни нет, как нет живых людей, а есть ходячие трупы, как нет вообще «людей», а есть числа, номера, манекены с ярлыками: уголовный, политик, бывший студент, бывший агроном, бывший учитель. На «колесухе» не говорят, а шепчутся; на «колесухе» не спят, а тяжело дремлют с готовностью в любую минуту вскочить и вытянуться в струнку; на «колесухе» не умываются, а чешутся; на «колесухе» не едят, а торопливо, обжигаясь, глотают, на «колесухе» нет ни норм, ни закона, ни правил, ни обычаев, а есть только разнузданное «хочу» любого солдата, любого надсмотрщика - американские плантации на берегу Амура, плантаторы с фамилиями: Карпов, Сидоров, Смирнов, белые рабы под серыми куртками, а вместо американских лесов - амурские сопки, болота. И мошкара - мелкая, злющая, тучами облепляющая лицо, руки, ноги», - писал Соболь.

По воспоминаниям литератора, бывало так, что заключенные не выдерживали тягот каторги и наносили себе увечья - только чтобы их увезли с «колесухи» в тюрьму.

Забвение

С развитием железных дорог необходимость в сухопутных трактах снизилась. «Колесуха» проработала около 20-25 лет. К 1914 году на трассе появилось 10 новых сел, четыре прииска. Участок Благовещенск - Райчиха использовался еще в 1920-е годы, а остальная часть трассы понемногу уходила в запустение - «колесуха» не выдерживала конкуренции с железной дорогой и более современными и качественными автомобильными дорогами.

Сейчас от тракта почти ничего не осталось. В 2014 году студенты из Биробиджана провели несколько экспедиций в поисках дороги. Им удалось обнаружить остатки старых столбов, следы деревянных мостов. Например, железобетонный мост через реку Унгун в Еврейской автономии стоит на том же месте, где стоял деревянный. Сама дорога практически исчезла: кое-где окончательно заросла, кое-где ее перекрыли новыми трассами. Однако в глубинке еще можно найти сохранившиеся участки и просеки.

 

 
Стали свидетелями интересного события? Поделитесь! +7 (968) 246-25-97
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Введите текст с картинки:
Captcha =
обновить
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

После нажатия на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

«Специально сюда залез»: кондуктор, наоравший на ребенка, возмутил благовещенцев

Горожанка вступилась за мальчика и оплатила его проезд

Палки в колеса или помощь бизнесу?

Какие изменения в законодательстве нужно учесть предпринимателям с 1 января 2020 года

Что готовит нам 2020 год

Что отремонтируют в Благовещенске и как изменятся тарифы

Жалеют, но не помогают: Какие трудности у амурчан-инвалидов

И почему с годами они практически не уходят

Благовещенск vs Хэйхэ - кто круче?

Сравнимы ли два приграничных города?

Как справиться с похмельем?

Главное, в новогоднюю ночь не переборщить

Благовещенка недовольна переполненными автобусами

В администрации ожидаемо ответили, что жалоб не поступало
2

Приамурье планирует весной начать ремонт дорог по нацпроекту

В новом году - по новому асфальту

В Сковородине открылся ретропарк ж/д техники

Амурчанка собрала для музея более 20 уникальных экспонатов

В Приамурье с гололедом борются новым реагентом

Соль, которой пользовались ранее, оказалась неэффективной

Можно ли победить терроризм?

И какие шаги необходимо предпринять, рассказал президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор

В Благовещенском районе запретили движение рейсовых автобусов

Дороги не соответствуют требованиям безопасности
1

Теплая погода мешает чистить дороги в Амурской области

Благовещенцы могут жаловаться на скользкие тротуары и дворы в ЕДДС
1

Опасные участки дорог в Приамурье покрыли искусственными неровностями

На некоторых участках придется распрощаться с быстрой ездой

В Благовещенске электрокар разрядился прямо на перекрёстке

Заряжать аккумулятор пришлось от генератора
1

Государство забирает половину ваших доходов – за что?

Неочевидные налоги и отчисления в различные фонды, которые мы не замечаем
1

В Свободном в аварии пострадал семилетний ребёнок

Автомобиль врезался в столб

Иван Абрамов: необходимо повышать качество жизни дальневосточников

Сенатор от Амурской области рассказал «Комсомольской правде» об основных проблемах региона и путях их решения
1

В амурской медицине ищут коррупционеров

Губернатор потребовал от министра проводить внезапные проверки медучреждений

Благовещенцы гоняют по тротуарной дорожке за БГПУ?

Почему по тротуарной плитке можно ездить, объяснили в ГИБДД

«У нас большой отток мальчишек, которые играют в футбол»

Чего ждать от областной детской футбольной лиги «Амурец», и как воспитать будущих профессиональных игроков, в нашем интервью
1

«Кожу с микроскопической рыбки сняли за 15 секунд»

Как амурские студенты-медики за рубежом на практике побывали

Грибок на ногтях: профилактика и лечение

Почему о профилактике не стоит забывать всем, а особенно спортсменам

Кто грызет домашние цветы?

И как спасти растения от вредителей, в нашем материале

Благовещенцы уже 10 лет не могут заселиться в гостинку

Недвижимость не могут оформить в собственность
3

Сейчас на сайте

65 642

объявлений

Вакансии

  • Авторизируйтесь при подаче объявления
Наши партнеры