2x2 | Общество | Забытая «Амурская колесуха»

Забытая «Амурская колесуха»

Общество 15:17 | 19 января | 2019

Строительство одной из первых крупных дальневосточных транспортных артерий началось 120 лет назад

В этом году исполняется 120 лет с начала строительства «Амурской колесухи» - дороги, которая связала Благовещенск и Хабаровск. Тракт протянулся на две тысячи километров, а стройка затянулась на 13 лет - до 1911 года. И хотя дорога решила многие транспортные проблемы Дальнего Востока, ее строительство оставило мрачный след в истории: путь прокладывали в основном каторжане, работавшие в нечеловеческих условиях.

«Колесуху» прокладывали по бездорожью, тайге и болотам. Тракт был 4-5 метров в ширину, с деревянными мостами и грунтовым покрытием, а через крупные реки устраивались паромные переправы. Дорога проходила по территориям современных Амурской области, Еврейской автономии и Хабаровского края.

В 1904 году строительство переместилось на территорию Амурской области. 

Начало пути

К концу XIX века на Дальнем Востоке сложилась непростая ситуация - транспортная сеть не успевала за растущими потребностями региона. Железной дороги еще не было, водные пути не позволяли доставлять грузы далеко от берега, а сухопутные дороги были проложены не везде и находились в плохом состоянии.  

В 1898 в Хабаровске началось строительство Амурской колесной дороги. Работами руководил военный губернатор Амурской области генерал-майор Константин Грибский. Ожидалось, что дорога будет чуть длиннее тысячи километров, однако по ходу строительства в проект внесли изменения.

Как говорится в документах, хранящихся в Амурской областной научной библиотеке, с самого начала Амурская колесная дорога строилась руками сосланных на каторгу. Изначально это были уголовники - 300 человек, присланных с Сахалина, и 107 ссыльных со строительства Уссурийской железной дороги. С 1905 года к уголовникам присоединились политические заключенные - участники революции 1905 года и бунтовавшие крестьяне.

В 1904 году строительство переместилось на территорию Амурской области. В 1907 году на прокладку дороги пришли уже вольнонаемные рабочие: мещанин Захар Перминов взялся строить участок от Благовещенска до Михайловки.

Уже к 1910-му дорога была практически готова. И тогда же заключенные покинули «колесуху».

Пять участков

Заключенные не выдерживали тягот каторги и наносили себе увечья - только чтобы их увезли с «колесухи» в тюрьму.

Как писал приамурский историк Евгений Гамерман в своей статье «Труд арестантов как средство воспитания и решения задач экономики», строительство было разбито на пять участков.

Первый участок охватывал отрезок в 56 верст от Хабаровска до станции Поперечной. 140 человек работали на постройке станций Покровка, Леонтьевка, Петропавловка, двигаясь к Луговому, а в это время от Лугового к Улановке шла другая команда арестантов этого же участка.

Второй участок охватывал 103 версты от Поперечной до Надеждинской. 287 арестантов строили почтово-телеграфную контору в Маргаритовке, в восьми верстах от Луговой, возводили мост через реку Забелову.

Третий участок в 163 версты пролегал от Надеждинской до Чурок, с веткой на Михайлово-Семеновскую. Четвертый - от Чурок до Биджана (63 версты). Пятый - от реки Биджан до Помпеевского перевала. 411 арестантов этого участка сооружали дамбы на разливе рек Он-Биры и Листвянки, работали на забивке свай и устройстве траншей через реку Вертопраховку, ремонте дорожного полотна у Большой Биры.

Зимой 1902-1903 гг. основная масса рабочей силы была сосредоточена у станции Биджан, где засыпали пятиверстную дамбу через разлив реки Биджан, а также засыпали старое русло. В 1903 году проводили путь от станции Чурки через Солнечную, Даур, Биджан, Максимиху, Луговский перевал, Коты, Сутарский перевал. 

Фото с сайта kms-discovery.ru

В начале 1904 года последовало распоряжение от наместника императора на Дальнем Востоке об открытии в возможно скорейшем времени сквозного сообщения между Хабаровском и Благовещенском, не заботясь об устройстве пути, ограничиваясь лишь самыми необходимыми работами для обеспечения гужевого движения по военным надобностям. Из-за этого проекты строительства пересмотрели. Было изменено направление с Сутарского перевала на Дичунскую времянку. Это удлиняло тракт, но ускоряло открытие сквозного пути через Хинган и сокращало расходы, также приблизило дорогу к населенным пунктам.

Руки в кандалах

 «Колесуха» проработала около 20-25 лет. 

Тракт получил свое неофициальное название - «Амурская колесуха» - от каторжан. По воспоминаниям переживших каторгу, условия на строительстве были невыносимыми: грязь, холод, комары, сломанные тачки, отсутствие медицинской помощи, одежды. В теплое время года каторжане жили в палатках, зимой - в землянках. Рабочих заковывали в кандалы по десять человек: один политический и девять уголовников. Если кто-то из десятки убегал - наказывали всех. Заключенных избивали практически за любой, даже малейший проступок.

Среди многих на стройку «колесухи» был сослан писатель Андрей Соболь. В 1925 году он опубликовал небольшую книжку с воспоминаниями о каторге. 

«На «колесухе» «живой» жизни нет, как нет живых людей, а есть ходячие трупы, как нет вообще «людей», а есть числа, номера, манекены с ярлыками: уголовный, политик, бывший студент, бывший агроном, бывший учитель. На «колесухе» не говорят, а шепчутся; на «колесухе» не спят, а тяжело дремлют с готовностью в любую минуту вскочить и вытянуться в струнку; на «колесухе» не умываются, а чешутся; на «колесухе» не едят, а торопливо, обжигаясь, глотают, на «колесухе» нет ни норм, ни закона, ни правил, ни обычаев, а есть только разнузданное «хочу» любого солдата, любого надсмотрщика - американские плантации на берегу Амура, плантаторы с фамилиями: Карпов, Сидоров, Смирнов, белые рабы под серыми куртками, а вместо американских лесов - амурские сопки, болота. И мошкара - мелкая, злющая, тучами облепляющая лицо, руки, ноги», - писал Соболь.

По воспоминаниям литератора, бывало так, что заключенные не выдерживали тягот каторги и наносили себе увечья - только чтобы их увезли с «колесухи» в тюрьму.

Забвение

С развитием железных дорог необходимость в сухопутных трактах снизилась. «Колесуха» проработала около 20-25 лет. К 1914 году на трассе появилось 10 новых сел, четыре прииска. Участок Благовещенск - Райчиха использовался еще в 1920-е годы, а остальная часть трассы понемногу уходила в запустение - «колесуха» не выдерживала конкуренции с железной дорогой и более современными и качественными автомобильными дорогами.

Сейчас от тракта почти ничего не осталось. В 2014 году студенты из Биробиджана провели несколько экспедиций в поисках дороги. Им удалось обнаружить остатки старых столбов, следы деревянных мостов. Например, железобетонный мост через реку Унгун в Еврейской автономии стоит на том же месте, где стоял деревянный. Сама дорога практически исчезла: кое-где окончательно заросла, кое-где ее перекрыли новыми трассами. Однако в глубинке еще можно найти сохранившиеся участки и просеки.

 

Стали свидетелями интересного события? Поделитесь! +7 (968) 246-25-97
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Введите текст с картинки:
Captcha =
обновить
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

После нажатия на кнопку «Отправить» вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Жизнь - Родине, честь - никому: Ветераны и губернатор поговорили с талантливыми кадетами Приамурья

Амурский кадетский корпус в следующем году отметит десятилетний юбилей

«Из-за ожогов на войне потом полулысым ходил»

Как амурчане пытаются разыскивать сведения о своих отцах-фронтовиках?
2

«У Китая флот - лучший, а у нас – романтика»

Капитан теплохода о романтике и амурском флоте

«А нас гнобят!»: в Благовещенске соседи не могут поделить контейнеры

«Соседи, чтобы насолить, даже на машине привозили мусор и выбрасывали к нашей контейнерной площадке»

Как получить отсрочку от ипотеки?

И что такое ипотечные каникулы?
1

Дороги, пострадавшие при строительстве моста через Амур, восстанавливают с применением новых технологий

Восстановление участков, по которым двигались большегрузы во время строительства международного моста, выполняется методом холодной регенерации с применением ресайклера

Суставы болят: причины, лечение, профилактика

«Ныть» суставы могут не только у стариков

Путин в Приамурье: о чем говорил президент во время визита?

Василий Орлов озвучил Владимиру Путину актуальные проблемы региона

Как получить субсидию на покупку квартиры или дома

Молодая семья должна до 1 июня предшествующего года подать заявление в орган местного самоуправления.

Павел Прилучный произвел фурор в Благовещенске еще до своего приезда

В выходные стартует XVII фестиваль кино и театра «Амурская осень»

Коучинг на службе предпринимателя

Как новая технология поможет улучшить работу компании

Лидия Семина: «Потолок для развития люди создают себе сами»

Как меняется современное банковское обслуживание и какие услуги наиболее актуальны для амурских бизнесменов – в интервью с региональным директором Благовещенского офиса ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)

Краска с эффектом трещин: что это такое?

Такое покрытие смотрится красиво и оригинально, а нанести его сможет даже новичок

Как выбрать юриста и не нарваться на мошенников

Специалисты, не нашедшие работу, идут на преступления

Почему вода не уходит с амурских сельхозземель?

Новых мелиоративных систем в госсобственность по области с прошлого наводнения не поступало

Зимой Белогорск зальют отходы из канализации?

В городе ввели режим ЧС из-за дырявых труб, но прокуратура отменила решение

«Дети как оголенный нерв»: клинический психолог честно рассказала, с какими проблемами приходят амурчане

Ирина Дзюба рассказала о перегибах в семейных отношениях и проблемах в школе, которые трудно перенести детям

Необычные фотоуслуги, которые предлагают в Благовещенске

Оказалось, реставрация снимков в городе не популярна

Вывозить древесину из Приамурья невыгодно?

250-500 рублей – цена кубометра леса на аукционах

Амурскому селу нужны врачи и фельдшеры

Зачем в Амурской области собрались заменить 26 ФАПов?

Потерялась в 4 годика: через 20 лет россиянка сама нашла родителей

Все это время не прекращалось разыскное дело

Довольно поборов: автомобилистам могут отменить транспортный налог

Инициатива не пройдёт, а налоговое давление на людей только усилится, считает эксперт

Электронные сигареты: мифы и реальность

Какой вред от сигарет и как мы губим свое здоровье
1

Топ-6 осенних болезней: как лечиться?

Как уберечься от распространенных осенних заболеваний

Сейчас на сайте

39 077

объявлений

Наши партнеры