Такие же, как мы: как бороться со стереотипами о детях из детдомов - 2x2.su
  • Такие же, как мы: как бороться со стереотипами о детях из детдомов

    31.07.2021 08:33
    Источник фото: pexels.com

    Недавно в социальных сетях опубликовали очень интересную жалобу. Женщина высказала своё недовольство тем, что в летний лагерь с её детьми едут ребята из детского дома. Мы решили поговорить с клиническим психологом Полиной Лончаковой и выяснить, оправданны ли опасения насчёт таких детей, откуда вообще берутся эти стереотипы и как с ними можно бороться.

    Опасны, потому что отличаются?

    По мнению клинического психолога, предубеждения насчёт детей-сирот могут быть из-за социальных стереотипов, личного опыта, семейных установок или неосознаваемой биологической установки - «Ты не такой, как мы, значит, опасен».

    В лагере дети между собой взаимодействуют. И делают это обоюдно, меняют реальность друг друга, то есть «домашние» дети могут что-то хорошее привнести в жизнь детей из детского дома, но не исключено и обратное влияние. Общение «домашних» детей и детей, обделённых родительским вниманием, может развить у первых сострадание, сочувствие, понимание, что жизненные ситуации бывают сложные. Важно понимать, что ребёнок «плохому» может научиться везде, и если постоянно переживать, то можно вообще не выпускать детей из дома, - прокомментировала Полина Лончакова.

    Самый лучший метод борьбы со стереотипами – абстрагироваться от мнений других людей, обдумать ситуацию самостоятельно и сделать свои собственные выводы. Именно такой подход мешает формированию вредных предубеждений. Поэтому важно научить этому своих детей.

    Разговор – лучшее лекарство

    Если же вы столкнулись с тем, что ваш ребёнок едет в летний лагерь и переживает, что там будут ребята из детдома, – поговорите с ним. Важно донести до него мысль, что он должен сам сделать выводы после общения с этими детьми.

    Родители вообще, в целом, должны поговорить с ребёнком обо всех волнующих и его, и маму вопросах. Как о бытовых моментах, так и о социальной сфере в лагере. А именно: о возможных конфликтах в детском коллективе, к кому из взрослых (персонала лагеря) может обратиться ребёнок. Нужно рассказать, что такие ситуации возможны, и это нормально, ибо интересы, увлечения и характеры, а также уровень воспитания у детей разный и не стоит бояться этого, - комментирует психолог.

    Специалист также рекомендует говорить о том, что иметь собственное мнение по различным вопросам - это тоже нормально. Как и отстаивать свою точку зрения. В том числе о том, что хорошо, а что плохо, потому что, когда есть чёткая картинка «добра и зла», гораздо проще не поддаться плохому влиянию. Кроме того, нужно поговорить с ребёнком конкретно про детей из детских домов, рассказать об особенностях жизни таких детей. Но здесь важно донести информацию так, чтобы не настроить ребёнка негативно. Нужно помнить, что доверительные отношения с ребёнком – это уже половина успеха, то есть вероятность того, что ваше чадо ввяжется в сомнительную историю, снижается.

    Родителям стоит помнить, что лагерь – это своего рода социальный институт, где ребёнок как член общества учится взаимодействовать как со взрослыми, так и с детьми, с разными детьми. Он учится общаться, договариваться и сосуществовать в новом коллективе, учится отстаивать свою позицию. Так он получает социальные навыки: умение слушать, слышать, делиться, уважать чужую позицию, отстаивать свою, уметь работать в команде, следовать инструкциям, - подытожила специалист Полина Лончакова.

    Девочка из детского дома

    Своим опытом соседства в лагере с детьми из интерната поделилась амурчанка Светлана.

    Наша героиня, как и многие, имела определённые предубеждения насчёт ребятишек из детских домов. И, несмотря на то, что они не были резко негативными, они всё равно были неправильными. Несколько лет назад девушка ездила в детский лагерь. Она отдыхала там не в первый раз и многих знала, поэтому ей и её знакомым заранее рассказали, что в их смену приедет несколько детей из детских домов.

    Я очень ярко помню, что мы сидели компанией в комнате и одна из девочек сказала: «Как же так, с нами будут дети из детдома? Что если они будут воровать наши вещи?» И в этот момент в комнате находилась другая девочка, которую мы не знали, она разбирала свои вещи. Как оказалось, именно она и была ребёнком из детдома. Мы и подумать не могли, - поделилась амурчанка.

    Девочку из детского дома звали Аня. Светлана рассказала, что она никак не соответствовала стереотипным представлениям о ребёнке из интерната. Она была социальной сиротой. Её маму лишили родительских прав, но они поддерживали общение. У неё было два младших брата, она постоянно ходила и проверяла, как у них дела, стирают ли они себе вещи, не обижают ли их. Она была очень заботливой, очень общительной, ухоженной и спокойной.

    Такие же, как и мы

    Всем было неловко после того разговора. Несмотря на то что мы тогда не согласились с такими высказываниями, мы и не стали спорить. Через время моя знакомая подошла к этой девочке и попросила прощения. Она сказала: «Прости, я была глупой, я не понимала это всё». И мы с этой девочкой, Аней, очень подружились. Мы с ней продолжили общение даже спустя год после того, как смена закончилась, - рассказала Светлана.

    В отряде у амурчанки было 12 детей из детского дома. Это был смежный отряд. Светлана жила через стенку с мальчишками из интерната. Девушка поделилась, что, по её мнению, мальчики из детдома приносили столько же проблем, сколько и «домашние» мальчики. Они отличались только тем, что старались держаться именно своей компанией и редко участвовали в каких-либо конкурсах и мероприятиях.

    Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что дети тоже поддаются вредным стереотипам. Это уходило, когда мы все вместе развлекались, ходили в поход или купаться. Все перемешивались, и эти стереотипы забывались. У нас не было никаких конфликтов, не было драк, не было никакого воровства за всю смену. Это были абсолютно нормальные дети. В конце все прощались со слезами. Я с Аней прощалась со слезами, потому что она была правда хорошей девочкой и стала мне хорошей подругой, - поделилась Светлана.

    Девушка добавила, что эта смена дала возможность ей и её знакомой по новому взглянуть на многие вещи, в том числе и на детей из детских домов.

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом