Чемодан, вокзал, цивилизация? Почему люди уезжают с Дальнего Востока - 2x2.su
  • Чемодан, вокзал, цивилизация? Почему люди уезжают с Дальнего Востока

    07.02.2019 08:20
    Источник фото: DepositPhotos
    И почему их нельзя заманить обратно даже бесплатными гектарами

    В конце прошлого года население Дальнего Востока резко увеличилось на пару миллионов. Правда, случилось это за счет присоединения двух новых регионов - Забайкалья и Бурятии. А так картина, увы, привычно печальная: люди продолжают покидать наши края (смотрите врезку с цифрами). Мы узнали, как на самом деле надо заманивать и удерживать людей на Дальнем Востоке (но это не точно).

    Почему уезжают?

    Причины практически одни и те же: проблемы с поиском работы по специальности, высокие цены практически на все (продукты, жилье, жилищно-коммунальные услуги), отсутствие качественного здравоохранения и образования.

    С начала 90-х на Дальнем Востоке становится все меньше жителей. Образно выражаясь, начиная с 1992 года мы потеряли целое Приморье по численности населения. Об этом недавно сообщили сразу несколько дальневосточных СМИ со ссылкой на Росстат.

    Последняя проблема особенно ярко высветилась после введения ЕГЭ - теперь выпускникам школ стало проще поступить в вуз в другом городе. Молодежь уезжает и не возвращается, а некоторые перевозят с собой и своих родителей.

    - В Питере оплата садика за месяц 500 рублей, а у нас - 5000. В отпуск нереально съездить из-за цен на проезд. Работа на космодроме и газопроводе делается руками приглашенных с запада работников. Из-за их высоких заработков повышают цены на все, в том числе жилье, а амурчане вынуждены подстраиваться под эти условия, - возмущается благовещенка Ольга.  

    Согласна с ней теперь уже экс-амурчанка Анастасия, недавно переехавшая в Санкт-Петербург:

    - Многие любят Дальний Восток, там красивая природа и добрые люди. Но это, наверное, и все. Холод, высокие цены на продукты, на образование и отдаленность от мира. Этих причин достаточно для переезда, на мой взгляд.

    Латаем дыры

    Так можно ли остановить этот поток, так и хочется сказать, «беженцев»?

    - Люди уезжают за достатком, в условия, где более высокое качество и уровень жизни, - говорит депутат Законодательного собрания Приамурья Сергей Труш. - Уровень жизни - это то, какими материальными благами я обладаю, а качество - это блага, скажем так, морально-духовные. У нас тут и то и другое на очень низком уровне. Мы здесь просто доживаем свое последнее.

    По мнению депутата, для решения проблемы нужен комплексный подход, а у нас тут происходит «латание дыр».

    - Допустим, мне в селе необходим доктор. Как бы я завлек туда человека? - рассуждает Сергей Труш. - Ему нужны условия для жизни: дом, в который можно сразу заезжать и жить, рабочее место, возможность заниматься еще какой-то научной работой, помимо приема пациентов, за которую можно получать дополнительную копейку, и так далее. Отчего бы не остаться в таких условиях? А если я захочу «отмазаться», то просто предложу специалисту миллион и скажу, чтобы обязательно три года отработал на селе. В итоге мы получаем то, что имеем: он берет миллион, отбывает срок три года, получает себе стаж, а за этот миллион берет в ипотеку квартиру в другом месте и уезжает из Амурской области.

    Вот и получается, что даже какой-то, пусть даже очень хорошей и правильной, законодательной инициативой ситуацию не исправить.

    Землей уже не заманишь

    И ведь нельзя сказать, что не делается ничего, чтобы уменьшить отток и увеличить приток населения. У нас и крупные стройки разворачиваются, и дальневосточные гектары раздают. Перефразируя классиков отечественной фантастики: «Земля для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» - ну кто от такого откажется? Но и здесь не все так просто и радужно.

    По мнению благовещенского историка Владимира Пушкарева, программа «Дальневосточный гектар» - это во многом отсылка к столыпинской переселенческой политике. Казалось бы, если это помогало раньше, то почему бы не использовать исторический опыт сейчас?

    - Надо иметь в виду, что социально-экономическая ситуация все-таки изменилась. В начале ХХ века основной массой населения были крестьяне, большей частью малоземельные и вообще безземельные. Для них земля даже на краю света, на Дальнем Востоке, была большой ценностью. А сейчас мы прекрасно понимаем, что в большом объеме дальневосточным гектаром сюда людей не заманить, потому что он им и не нужен. Земля перестала быть такой ценностью для большого количества людей. Поэтому нужно обращаться к другим методам, и это, прежде всего, налоговые льготы, которые были характерны, опять-таки, для переселенцев в царской России, - считает Владимир Пушкарев.

    Еще одно объяснение, почему дальневосточный гектар «не зашел», точнее, «зашел», но не так масштабно, как хотелось бы, привел кандидат философских наук, ведущий специалист социологической организации «ВЦИОМ-Амур» Юрий Магницкий:

    - Любые земельные наделы, помимо льгот по налогам, должны предполагать еще и наличие инфраструктуры. Также здесь нельзя допускать элементов коррупции или какой-то семейственности, когда одни участки располагаются в самых удобных местах, а другие площади находятся там, где в настоящий момент не может быть никакой инфраструктуры, и никаких денег не хватит, чтобы ее создать. Здесь необходимо более разумное распределение того, что можно предложить, а не просто огульно делить всю землю на какие-то участки и ждать, когда туда приедут люди.

    Бегут везде


    Чтобы совсем не впасть в уныние, стоит отметить, что не все уезжают с Дальнего Востока, потому что тут плохо. Некоторые, особенно это касается молодежи, уезжают просто за новыми впечатлениями. А вообще, как говорят эксперты, «бегут везде».

    - Это тенденция по всему миру. Бегут из деревни в районный центр, из районного центра - в город. Затем - в столицу. Этот процесс характерен для современной жизни. Люди ищут лучшей жизни, ищут возможности для реализации своих способностей, как они об этом думают, поэтому это нормально, - считает экономист Андрей Конюшок.

    Об этом, к слову, в декабре прошлого года говорил и глава Приамурья Василий Орлов на встрече с благовещенскими школьниками в рамках акции «Автограф губернатора»:

    - Миграция происходит во всем мире, это нормально, есть научные исследования по этой теме. Люди едут в столицы, в крупные города за работой и более теплым климатом, это называется экономическим трендом. Наличие работы создает условия для жизни. Не только с Дальнего Востока уезжают, в Зауралье то же самое. Сейчас даже говорят, что Москва - это не Россия, а Париж - не Франция. Это отдельные экономики, отдельные агломерации. И это не плохо и не хорошо. Помните, как пустеет Детройт в Америке? Закончилась работа, автомобильные заводы встали, рынок поменялся, народ разъехался, город-миллионник опустел. <…> А что касается цифр по миграции, то они плавающие, не надо паниковать по этому поводу. Нужно планомерно работать над качеством жизни, мы этим занимаемся.

    Работа, жилье и… пиар

    Тенденции тенденциями, но решать проблему оттока населения все-таки нужно. Не должны пустовать и зарастать полынью такие территории. Так что же может  

    Численность населения на Дальнем Востоке:

    на 1 января 2017 года - 6 182 679 человек

    на 1 января 2018 года - 6 165 284 человека

    в 1991 году - 8 063 558 человек

    на 1 января 2019 - 8 189 261 человек (за счет присоединения двух регионов)

    Секрета здесь никакого нет: людям нужны доступное жилье, работа, развитая инфраструктура, возможности для личностного роста.

    - Работа должна быть оплачиваемой настолько, чтобы можно было не бедствовать. Во всем мире основную работу дает малый бизнес, потому что он динамичен, он работает только там, где есть спрос, а если есть спрос, значит, есть возможность получать зарплату. Малый бизнес как раз дает возможность удержать молодых людей в своей местности. Государственные средства ограниченны - больниц же не построишь больше, чем их надо, и государственных учреждений не откроешь больше, чем нужно, - считает Андрей Конюшок.

    Но не только деньгами можно сдержать отток населения. Например, помочь могли бы… физкультурно-оздоровительные комплексы.

    - Если человек шесть дней в неделю отработал, он заработал деньги, а в воскресенье повез жену и детей в этот ФОК. Они там поплавали, отдохнули. Людей должно что-то держать, не только деньги. Деньги сегодня не проблема заработать. С детства мы привыкаем к тому месту, где мы живем, и неважно, где это. Если ты родился в деревне, там вырос, то ты любишь ее. Поэтому, если в этой деревне появились дороги, спортивные центры, возможности для личностного роста, то зачем уезжать? - подводит итог Андрей Конюшок.

    А еще привлекать людей в наш регион можно… пиаром.

    - Надо Дальний Восток пропагандировать в других регионах, - уверен Юрий Магницкий. - Многие даже не знают, где мы находимся. Мое мнение: здесь, в Благовещенске, можно жить припеваючи. Я никогда не пожалел, что когда-то сюда переехал. В людях надо с детства развивать внутреннюю мобильность, показывать, что в современном мире немобильный человек обречен на нищету. Нужно воспитывать это качество у тех людей, которые сталкиваются со сложными жизненными ситуациями, чтобы они видели перспективы в переезде сюда. Когда-то моя мать, когда был голод в 20-30-е годы, приехала в Амурскую область работать акушеркой. Поработала здесь, затем уехала в Москву, закончила там институт, прошла всю войну и стала главным врачом крупнейшей московской больницы. Потому что в ее семье воспитывали эту мобильность. И таких примеров много.

    Конечно, тема эта слишком обширная и неоднозначная, и у каждого найдется, что сказать. Если вы знаете, как нам обустроить Дальний Восток так, чтобы люди перестали уезжать отсюда, поделитесь своим мнением в комментариях.

    Польза
    1
    Актуальность
    4
    Развёрнутость
    1
    Фотография
    1
    Пожелания автору
    Проголосовало: 1 Спасибо за ответ

Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом