2x2 | Здоровье | Свинская трансплантация: органы животных сделали пригодными для человека

Свинская трансплантация: органы животных сделали пригодными для человека

Здоровье 13:25 | 14 октября | 2015
Автор: trud.ru
Фото: <a target=_blank href=http://russianlook.com>russianlook.com</a>
Фото: russianlook.com

Ученые сумели убрать следы вирусов с почек свиньи при помощи редактора ДНК: теперь пересадка органов людям не должна вызывать отторжения

Генетики из Гарвардского университета США научились делать внутренние органы свиней "невидимыми" для имунной системы человека и, как результат, пригодными для пересадки людям. О своем успехе ученые рассказали в журнале Science.

С помощью геномного редактора CRISPR/Cas9 исследователям удалось удалить из клеток и тканей свиньи следы ретровирусов, опасных для жизни и здоровья человека. Речь идет о так называемых PERV-ретровирусах, которые содержатся в организмах свиней уже миллионы лет. Закрепившись в геноме, эти патогены не угрожают здоровью их носителей-животных, но делают их органы непригодными для трансплантации человеку: ретровирусы после операции проникают в человеческие клетки и заражают их. "Выпилить" вирусы, встроенные в ДНК, еще недавно казалось ученым неразрешимой задачей.

Однако новейшая система редактирования генома CRISPR/Cas9, открытая молекулярными биологами из Гарварда в 2013 году, позволила почти со стопроцентной точностью удалить "ненужные" участки из ДНК животного, не нарушив работу других составляющих генома. В результате вероятность передачи вируса человеку сократилась в тысячу раз. Обработанная таким образом почка свиньи была признана абсолютно безопасной для пересадки человеку.

"В последние 15 лет вся сфера ксенотрансплантации находилась в стагнации. Мало кто верил и поддерживал идею того, что мы когда-нибудь сможем использовать органы животных для пересадки в тело человека. Наша работа, как я считаю, полностью переворачивает эту ситуацию", - заявил, комментируя успех эксперимента, один из исследователей, Джордж Черч.