2x2 | Транспорт | Как раньше благовещенцы приобретали машины?

Как раньше благовещенцы приобретали машины?

Транспорт 08:59 | 15 февраля | 2013
Статья «И роскошь, и средство передвижения» из номера «Благовещенск» №6 от 15 февраля 2013
Как раньше благовещенцы приобретали машины?

Когда-то, чтобы купить автомобиль, приходилось по 8 - 10 лет стоять в очереди

Даже накопив кругленькую сумму на новенького «железного коня», его невозможно было достать, не имея нужных связей. Как и многое другое, автомобили в советское время были в большом дефиците.
 
Нужны связи
 
В довоенный период автомобиль не покупали, его получали в награду за особые достижения. Таких наградных «железных коней» имели известные артисты, писатели, легендарные летчики и полярники, ударники производства. Общее количество автовладельцев исчислялось сотнями на весь Советский Союз. А простому человеку приходилось пользоваться общественным транспортом. 
 
Во время войны, как известно, производство легкового транспорта было приостановлено. Но уже летом 1945 года Сталину продемонстрировали автомобиль - будущую «Победу». Правда, изначально новую модель планировалось назвать «Родина». Но Иосиф Виссарионович с иронией подметил: «И за какую цену планируете «Родину» продавать?» Естественно, машину сразу же переименовали. «Победами» обеспечивались в основном государственные учреждения, награждались лучшие. В начале 1947 года с конвейера сошли первые «Москвичи». Внешне они были похожи на немецкий «Опель», но отличались лучшим качеством и прочностью.
 
В начале 50-х годов начался массовый выпуск малолитражных автомобилей, как предполагалось, для простого советского человека. Они сходили с конвейеров таких предприятий, как Горьковский автозавод, автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК), Запорожский завод, а потом и ВАЗ в Тольятти. 
 
 

Фото: depositphotos.com

 


 
Данный товар был дефицитным, а спрос на него невероятно большим. Все-таки для советского человека собственная машина была прежде всего роскошью, а не просто средством передвижения. 
 
- Сейчас многие стремятся купить собственное жилье, а советские люди жилье получали бесплатно. Одежду, хрусталь, продукты еще можно было достать, а вот автомобиль… Тут нужно было или иметь высокую должность, или хорошего знакомого на высокой должности. У нас таких связей, к сожалению, не было. Муж тогда работал на железной дороге, получал хорошую зарплату, так что денег на книжке вполне хватало на автомобиль. Но вот где достать его, мы попросту не знали, - говорит амурчанка Валентина Кузнецова. - Правда, одному из наших знакомых дико повезло: он выиграл «Волгу» - предел мечтаний! - в «Спорт-лото». Завидовали ему, конечно, все, кто знал про этот случай.
 
Предел мечтаний
 
Кстати, «Волга» стояла особняком и считалась «начальническим» автомобилем. Её могли получить только привилегированные люди, а простые - разве что выиграть в «Спортлото». Бытовал даже такой анекдот: «Какая машина в СССР самая маленькая? - «Волга». В ней ездят только два человека - начальник и его водитель».
 
Особенно ценились черные «Волги», иметь такую для советского человека значило то же самое, что для современного быть владельцем Lamborghini. 
 
Если где-то появлялась информация о том, что в продаже есть черная «Волга», за ней тут же приезжали жители кавказских республик, отдавали за автомобиль тройную цену и увозили его на родину. Ездить смуглому, со смоляными волосами и пышными усами кавказцу на черной «Волге» было пределом мечтаний и верхом респектабельности. 
 
Вообще же самый распространенный в 60 - 70-е годы способ стать владельцем собственного «железного коня» - встать в очередь на предприятии. Так, благовещенцы, трудившиеся, к примеру, в «Амурстрое», простояв в очереди несколько лет, могли получить подержанный автомобиль. Списанные с производства «Жигули» и даже «Волги» давали, разумеется,  не бесплатно. Да и простому служащему было очень сложно дождаться своего «звездного часа», вперед постоянно продвигали начальников, их родственников и передовиков производства. Так что обычный советский рабочий мог стоять в очереди и восемь, и десять лет. 
- Наши автомобили отправляли и за границу, например во Вьетнам -  дружественную СССР республику. Но если иностранцам были не по душе цвет или модель, автомобили возвращали обратно в Советский Союз. Они-то и шли на предприятиях вне очереди и распределялись среди тех, кто должностью повыше. Зато очередь на автомобиль заметно продвигалась, - рассказывает благовещенец Аркадий Кондрашов. 
 

Фото: depositphotos.com

 


 
Запчасти в дефиците
 
После получения долгожданной машины на плечи автовладельца сразу ложились заботы о ремонте, которого требовала уже далеко не новенькая «ласточка». Тут о себе вновь давал знать советский дефицит. Автомастерские как таковые в то время попросту отсутствовали, как и магазины запчастей. Поэтому хорошие автомеханики, которых, по воспоминаниям горожан, можно было перечесть по пальцам одной руки, ценились на вес золота. Впрочем, как и те, кто мог достать запчасти. 
 
Еще один способ стать завидным авто-владельцем - пригнать «ласточку» прямо с завода. Тут тоже необходимо было найти нужного человека, который занимался бы доставкой, например, из Тольятти и, конечно же, переплатить. Зато и «железного коня» тебе доставят новенького, а если повезет - еще и  желаемого цвета. 
 
Можно было купить машину и с рук. Однако расставались с автомобилями только в том случае, если появлялась возможность приобрести новую модель. Были и случаи обмена «легковушек» на советский внедорожник УАЗ. Однажды в Амурский леспромхоз поступила довольно большая партия «уазиков». Но привередливые работники возмутились: «Хотим удобные «Жигули»!» А вот некоторые благовещенцы поняли, что такие машины - идеальный вариант для поездок за город, на дачу, на речку, на рыбалку, и стали менять свои «легковушки» на «уазики». 
 
Были случаи, когда некоторые граждане, чтобы побыстрее получить автомобиль, баллотировались в депутаты районного Совета. 
 
Вообще же, по воспоминаниям амурчан, область хорошо снабжалась автомобилями за счет строительства БАМа. Те, кто строил Байкало-Амурскую магистраль, могли стать владельцем «ласточки» быстрее, чем работники других организаций. 
 
 

Фото: depositphotos.com

 


 
Ездят до сих пор
 
В 80-е годы обзавестись собственным «железным конем» стало немного проще. Автомобили все чаще продавали с рук.
- Первая моя машина - «Жигули» шестой модели красного цвета. Купили мы ее с женой в 1986 году. Копили довольно долго и смогли приобрести только тогда, когда нам финансово помогли родители. Насколько я помню, приобрели мы ее за 10 000 рублей, а зарплата была - около 400 рублей, - вспоминает амурчанин Юрий Дубовицкий. - Тогда самыми крутыми, как сейчас говорят, автомобилями были «Волга» и мои «Жигули-шестерка». Так что я был самым модным! Причем моя машина считалась люксовой, у нее были более удобные сиденья, чем, например, в «копейке», и салон современнее. Двигатель - новый, помню, что даже зимой она стояла в холодном гараже и проблем с тем, чтобы ее завести, не было. Да и вообще проблем в эксплуатации не было, машина проездила 15 лет, потом я ее продал. Но у покупателя «ласточка» до сих пор на ходу. Если учесть, что у нее 1982 год выпуска, то «бегает» она уже больше 30 лет.
А вот Благовещенский авторынок стал формироваться только с начала 90-х годов. 
- В 1993 году я зашел на городской авторынок, он находился там же, где и сейчас. Там стояли «Жигули» - две черные машины и одна бежевая, а также иномарка - Nissan Bluebird. Всего четыре автомобиля, но их уже можно было прийти и свободно купить, в том числе и иномарку, - делится воспоминаниям Аркадий Кондрашов. 
Со временем автомобиль перестал быть недосягаемой мечтой. Уже к концу 90-х, имея нужную сумму, можно было стать владельцем не только «Волги», но даже подержанной иномарки. С падением «железного занавеса» среди россиян иномарки набирают популярность, вытесняя отечественные автомобили.
 
О том, что сегодня происходит в автомобильном мире, говорить излишне, а о том, что будет завтра,  можно только фантазировать. Кто знает, возможно, уже в скором будущем рассказы наших современников об автомобилях всех мастей, разъезжающих по Благовещенску на бензиновом топливе, будут удивлять следующие поколения. 

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

В Благовещенске перевернулся автокран

По сообщениям очевидцев, ЧП произошло в районе железнодорожного вокзала. О пострадавших пока не сообщается

В компании, чей вертолет упал в Амурской области, выявили нарушения безопасности полетов

Прокуратура требует привлечь к ответственности виновников произошедшего
2

Винни-Пух появится в полнометражной картине Disney

Повзрослевший Кристофер Робин вновь встретится с другом детства

Суровая месть: авто в Благовещенске «украсило» нецензурное оскорбление

Похоже, что обманутая девушка одного из амурских ловеласов, узнала о похождениях возлюбленного и дала ему характеристику «12 см»
3

Задай вопрос Распутину: в интернете «поселились» Николай II, Чуковский и Сталин

Исторические личности в соцсетях набирают популярность в рамках проекта «1917. Свободная история» с #проект2017

Сейчас на сайте

106 716

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ