2x2 | Общество | Амурский ветеран рассказал, как обслуживал самолет командира эскадрильи

Амурский ветеран рассказал, как обслуживал самолет командира эскадрильи

Общество 14:20 | 11 февраля | 2015

Авиамеханики во время войны были ангелами летчиков. Они не крутили виражи в воздухе, не сбивали вражеские самолеты. Но и от их мастерства в немалой степени зависел успех советской авиации

 

Своей историей поделился Николай Лукьянов, авиамеханик, ветеран Великой Отечественной войны.

Николай Лукьянов родился 4 декабря 1922 года в с. Песчанка Саратовской области. За годы войны служил на шести фронтах. Среднюю школу окончил уже после войны. С отличием окончил Саратовский юридический институт. В начале 50-х по распределению попал в Амурскую область. Почти 20 лет проработал в отделе административных органов в обкоме партии.

Возвращались живыми

22 июня 1941 года в Саратовской области на реке Хапер намечалось открыть один из пионерских лагерей, должны были приехать родители воспитанников. 18-летий Коля Лукьянов был тогда вожатым. И вдруг на рассвете накануне праздника всех вожатых вызвал к себе начальник лагеря и сообщил страшную весть. Было решено смену все-таки доработать, а потом лагерь распустить. Лукьянов вернулся домой, а через пару дней пришла повестка в армию.

- Отправили меня в Вольское авиационное училище получать профессию авиамеханика, - рассказывает Николай Алексеевич. - Проучился я до конца 1942 года. Потом по распределению попал в 163-й авиационный истребительный полк, который стоял под Москвой. Мы съездили в Новосибирск, получили новые самолеты Як-5. Летчики их на аэродромах обкатали, мы машины погрузили - и на фронт. Был апрель 1943 года. До мая пробыли под Ленинградом, потом двинулись под Курск. Вот там уже настоящая война началась. Наш полк подняли по тревоге часа в четыре утра, и большая его часть сразу поднялась в воздух. И у нас в первый же вылет немцы сбили четыре самолета, но наши летчики все целыми вернулись на базу. Помню, прилетел тогда командир эскадрильи - и к нам в землянку: «А ну-ка, вставайте, мать вашу так! Вон идите, посмотрите, как ваших товарищей бьют!»

Дальше советские войска пошли в наступление. Полк, в котором служил Лукьянов, делал в день по семь-восемь боевых вылетов. Но на памяти Николая Алексеевича за все это время в полку были сбиты буквально два-три самолета. А люди возвращались живыми, пересаживались на новые машины - и снова в бой.

- Конечно, советский воин к врагу беспощаден, но вот один показательный случай, - продолжает Лукьянов. - Наш полк стоял под Орлом. Тогда мы заметили, что один из немецких самолетов, видимо, разведчик, уже трижды в определенное время возвращался к себе из нашего тыла. А у нас был такой летчик - замкомандира полка по фамилии Манкевич. Говорит он командованию: «Разрешите, я взлечу, возьму немца?» Но комполка все не разрешал. Потом сдался: «Ладно, давай!» Манкевич немца подбил, а наши наземные службы взяли троих парашютистов, которые выпрыгнули из самолета. Потом, как нам рассказывали, на допросе главный из немецких летчиков просил: «Покажите мне вашего летчика, который меня сбил. Я с 1939 года летаю - и меня никто ни разу даже не зацепил». Показали наши сбитому Манкевича. И немец тогда сказал ему: «У Гитлера есть приказ: если советский летчик спускается на парашюте, его обязательно надо расстрелять. Но никого из нас вы не тронули».

Командир, пересядь!

Авиамеханики не крутили виражей в воздухе, не сбивали вражеских самолетов. Их война была внизу, на земле, на авиабазе. И от их мастерства в немалой степени зависел успех советской авиации. Задача механика - в любое время дня и ночи держать машину в полной боевой готовности.

- Наш полк воевал уже в Польше, - рассказывает очередной случай Николай Алексеевич. - У нас, у механиков, было принято: как только машина приходит из полета, сразу прыгнуть в кабину пилота: «Товарищ летчик, разрешите получить замечания!» Так и в этот раз было. А мне отвечают: «Все нормально, Николай, готовь машину, через 20 - 30 минут снова полетим». Мы с техником покопались немного и вдруг слышим: «Ууух!» - и масло потекло. Капот открыли, а в перемычке опоры коленчатого вала торчит снаряд немецкой пушки - каким-то чудом не взорвался. Потом уже пилот сказал: «А я и чувствую, когда уже назад летели, что тряхануло серьезно». А рвануть могло в любой момент! Каким бы полет ни был, как бы ни говорили тебе летчики, что все в порядке, а все равно каждый раз трясешься - в воздухе все может случиться. Тем не менее за свой труд я награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу», а также шестью благодарностями от имени Сталина за отличную подготовку самолета для выполнения боевой задачи.

Задача механика - в любое время дня и ночи держать машину в полной боевой готовности.

За каждым механиком был закреплен свой самолет, и расстаться с ним можно было только после гибели машины. Лукьянов до 1945 года прослужил на самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Морозовым. Но Лукьянову пришлось расстаться и с самим пилотом. Командир погиб в апреле победного года, за 20 дней до конца войны. Накануне он получил короткий отпуск - из дома сообщили, что его отца немцы повесили. Вернувшись, Морозов полетел в боевой вылет не на своем самолете, который обслуживал Лукьянов, а на машине другого механика. Назад командир уже не вернулся - был сбит. Может, это и не зависело от того, кто обслуживал самолет, а может, и выжил бы командир, полети он на своей машине? Этот вопрос Николай Лукьянов задает себе до сих пор. По крайней мере, до 1945 года командир на чужие самолеты не садился и возвращался всегда благополучно.

Звук победы

Победа пришла в обычный боевой день в Прибалтике, в Литве. Из очередных вылетов пришли машины с разными степенями повреждений. Лукьянов с товарищем провозились с ремонтом до 11 вечера. Жили они в небольшом домике недалеко от аэродрома. Вошли, но еще умыться не успели, как услышали как-то странный визгливый звук. Оказалось, среди солдат нашелся парень, который умел играть на саксофоне. И вот этот музыкант дудел в каждое окно и кричал, что война закончилась.

- После известия о Победе нам дали три дня свободного времени - делай что хочешь, - вспоминает Николай Алексеевич. - Но мы, как всегда, провели эти три дня рядом с самолетами. Бог его знает, какая команда поступит, все были начеку. Тем более что по берегу Балтийского моря стояли в полной боевой готовности огромные немецкие формирования, до миллиона человек. Пленные потом рассказывали, что по первому приказу эти формирования должны были снова пойти на Ленинград. Но когда стало ясно, что войне конец, немцы стали разоружаться. А еще в окрестностях промышляли «лесные браться» - так называли нацистские группы, орудовавшие на территории Прибалтики. И вот мы (дураки, конечно, молодые) по три-четыре человека шли в эти лесные домики и кричали: «А война-то кончилась!» Эти «братья», конечно, удивлялись, но никого из наших не тронули. А ведь и пострелять могли всех!..

Победа застала механика Николая Лукьянова в Прибалтике, в Литве.

В ноябре 1945 года Николай Лукьянов, получив в честь Победы отпуск, встретился со своей будущей женой. С Павлиной Николай учился в одной школе, только она на год младше. Познакомились они в физкультурном кружке, на занятиях акробатикой. «Тренер любил, когда в парах работают, вот он нас и спарил!» - смеются супруги. Работали они и в одном пионерском лагере в 1941 году.

Потом четыре года не знали ничего друг о друге. Между тем Павлина сама чуть не попала под мобилизацию. Она жила вместе со старшей сестрой, у которой было двое маленьких детей, а у одного ребенка была открытая форма туберкулеза, поэтому Павлину, как контактировавшую с таким больным, не мобилизовали. Окончив школу, девушка поступила в экономический институт.

Брат Павлины Николая Лукьянова хорошо знал. Встретившись уже после войны, брат сказал: «Между прочим, Павлина приехала, в институте учится». Лукьянов тут же отозвался: «Хорошо, вечером на танцы схожу, может, встречу ее». Встретил - и вот живут супруги вместе уже 67 лет.


Фото из личного архива Н. Лукьянова.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Ученые научились бороться с плохими воспоминаниями

Эффективный способ нашли китайские и американские нейробиологи. Оказывается, негативная информация хорошо запоминается перед сном

Винни-Пух появится в полнометражной картине Disney

Повзрослевший Кристофер Робин вновь встретится с другом детства

Задай вопрос Распутину: в интернете «поселились» Николай II, Чуковский и Сталин

Исторические личности в соцсетях набирают популярность в рамках проекта «1917. Свободная история» с #проект2017

СМИ: В России построят самолет, вооруженный лазерной пушкой

Оружие будет установлено на самолет A-60, утверждает британский таблоид The Sun

История Благовещенска: о ком говорят названия улиц

Портал 2x2.su выяснил, в честь кого были названы улицы города. Пять увековеченных фамилий
3

Сейчас на сайте

102 894

объявления

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ