2x2 | Общество | Амурский подводник рассказал об участии в Карибском кризисе

Амурский подводник рассказал об участии в Карибском кризисе

Общество 11:26 | 21 марта | 2013
Автор: Ирина Васюкова
Статья «Владислав СЫСУЕВ: «Мы месяц сопровождали американский авианосец…»» из номера «Телеобъектив 2х2» №12 от 21 марта 2013
Фото из архива В. Сысуева
Фото из архива В. Сысуева

Владислав Сысуев совершил военный поход к берегам Японии во время холодной войны и провел в обстановке сверхсекретности целый месяц

Владислав Сысуев ушел в армию, когда ему исполнился 21 год - парню дали отсрочку на время учебы в техникуме. Служить юноше предстояло в составе Тихоокеанского флота на дизельной подводной лодке. Через год их подлодка совершит военный поход к берегам Японии во время холодной войны и проведет в обстановке сверхсекретности целый месяц. Это будет осень 1962 года - разгар противостояния ядерного вооружения США и СССР, которое позже в учебниках истории назовут Карибским кризисом.

 - После окончания обучения в отряде подводного плавания - оно проходило во Владивостоке с июня 1961-го по апрель 1962-го - я получил специальность «торпедный электрик». Нас перевели служить на дизельную подводную лодку проекта 641. Ее номер 815 помню до сих пор! По этому проекту строилось много лодок, которые были предназначены для боевых действий на дальних коммуникациях, для разведки и противолодочных действий. В подлодке было 7 отсеков: два торпедных - в носовой и кормовой части, жилые отсеки с кают-компанией, камбузом, центральный пост, дизельный и электромоторный отсеки. 

Фото: Ирина Васюкова 
 
- То есть на вашей подлодке были торпедные установки?
 
- Да, на каждой подлодке есть торпеды. Они стреляют сжатым воздухом с силой 2200 килограммов на квадратный сантиметр, или 200 атмосфер, а торпеды, например на крейсерах, стреляют порохом. На нашей подлодке было 6 основных и 4 запасных торпедных аппаратов: торпеды длиной 6 метров, их диаметр 650 миллиметров. Моя койка как раз была в первом отсеке над запасной торпедой. 
 
 
Жизнь на подлодке
 
- Мне всегда было интересно узнать, как погружается подлодка… 
 
- Чтобы подводная лодка могла погружаться, всплывать или держаться под водой, она должна обладать способностью менять свою плавучесть. Это достигается очень простым способом - принятием на лодку водяного балласта: специальные цистерны, устроенные в корпусе лодки, то заполняются забортной водой, то вновь опорожняются. При их полном заполнении лодка обретает нулевую плавучесть. Чтобы подводная лодка всплыла, надо освободить балластные цистерны от воды сжатым воздухом. 
 
 
- А как глубоко она может опуститься?
 
- Наша рабочая глубина была около 100 метров. 200 метров - это предельная глубина, опускаться до 300 метров было уже опасно - может раздавить давление воды. Однако атомные подводные лодки могли опускаться и на глубину до одного километра.
 
 
- Как кормили на подлодке? Выдавали сухпайки? 
 
- Да нет, что вы! Там был камбуз, где очень здорово готовили - супы, каши, мясо, даже борщ варили… А еще выдавали положенное сухое вино или портвейн и даже шоколад! Скажу, что подводников кормили даже лучше, чем авиацию - у нас происходят большие потери калорий из-за температуры и давления. Еще нам в сутки выдавали по 300 граммов пресной воды. А как ее расходовать - уже личное дело каждого. 
 
 
- В подлодке было тепло?
 
- Когда мы вышли из Владивостока, была осень, поэтому в лодке было холодно. А за Японией уже тропики, вода горячая, температура в лодке поднялась до +50 градусов, почти 100% влажность. Плюс, работая, механизмы судна выделяли тепло. У нас была спецодежда для тропиков: трусы, штаны, рубашка из легкого материала и полотенце. При такой температуре было невыносимо ходить - мы полотенце на шею надевали и по нему постоянно стекал пот… Стирать одежду нам было негде, поэтому ее меняли каждую неделю. Все ходили в трусах, а командир носил еще и майку - его так легче было отличать от остальных.
 
 
- Подлодка не всегда находится под водой. Когда и зачем вы всплывали на поверхность?
 
- Всплывали мы ночью для зарядки аккумуляторных батарей. Для этого нужно запустить дизельные моторы, а для их работы требуется воздух. Поэтому ночью открывали верхние люки. Свежий воздух тогда гулял по всей лодке, заодно очищая ее от запахов. Я однажды сильно простудил уши на таком сквозняке и с тех пор мучаюсь с отитом. 
 
 
- Для чего нужны аккумуляторы на подлодке?
 
- Под водой дизель не работает, а для того чтобы передвигаться под водой, используют электромоторы, которые питаются от аккумуляторных батарей. На нашей подлодке было 224 аккумулятора, которые заряжались 2-4 часа. Четко помню это количество, потому что я их обслуживал сам: замерял плотность и температуру постоянно.
 
 
Встреча с американским «Китти Хок»
 
- Знаю, что в вашей биографии был один боевой поход…
 
- Был. В то время политическая подготовка у нас была очень серьезная и про Карибский кризис мы тоже знали. И пока шло противостояние нашей державы и США, нам, морякам Военно-Морского Флота, были запрещены увольнения на берег. И вот осенью 1962 года ночью неожиданно объявили боевую тревогу. Мы выбежали на пирс, на улице освещение все выключено, только прожектора светят на люк нашей подлодки. И поступил приказ немедленно грузить торпеды. Все это происходило в полной темноте и тишине - разговоры были запрещены. Все понимали, что грузим что-то особенное, но никто ничего нам не объяснял… Грузить торпедный аппарат тяжело, он ведь через верхний люк не войдет в лодку, поэтому мы использовали простую лебедку: шестиметровые торпеды поднимали и, создавая дифферент на нос или корму, устанавливали в торпедные отсеки хвостовой частью вперед в торпедные аппараты. Помимо этого мы загрузили провизионную цистерну, цистерну питьевой воды. И ушли в море.
 
 
- Вам было известно направление вашего маршрута?
 
- Нет, никто не знал, куда мы идем, но точно знаю, что мы прошли несколько морей, чтобы добраться до Японии. Я даже видел издали огни ночного Токио.
 
 
- Как так получилось? В подлодке же нет иллюминаторов!
 
- Грязная вода с камбуза и туалетов поступала в специальные цистерны, а вот консервные банки, картонные коробки оставались. Этот мусор мы выбрасывали ночью, по очереди, когда лодка всплывала. И вот в ту ночь, когда мне «выпала эта честь», я и увидел Японию - огни Токио. 
 
 
- А что вы делали у берегов Японии?
 
- Приказ был дойти до места нахождения американского авианосца «Китти Хок» и незаметно его сопровождать. Этот авианосец сопровождали надводные и подводные корабли. Это такая громадина! На нем были зенитные установки, ракетное вооружение и авиационная группа. И если бы началась война, то он стал бы нашей первой мишенью. Так мы целый месяц за ним двигались, пока не получили приказ возвращаться.
 
 
- Значит, реального столкновения не было?
 
- Слава богу! Но однажды мы попали в район нахождения американских подводных лодок. И сразу же поступил приказ прекратить все движение по лодке. Запрещено было даже разговаривать. Я объясню почему. Несмотря на то, что мы находились под толщей воды и в железяке, нас могли услышать акустики американских подводных лодок. Ведь на глубине даже легкий стук очень хорошо слышен. Тогда, выполняя этот приказ, мы легли на грунт и выключили все механизмы. В тишине мы пролежали двое суток, а предельное время без всплытия - трое суток. Содержание углекислоты в подлодке доходила до 0,8 процента, а смертельная доза - 1,2. Духота, отсутствие кислорода, высокая, почти стопроцентная влажность…
 
Мы начали использовать регенерационные пластины, которые сжигали углекислоту и выделяли кислород. Эта система регенерации воздуха обеспечивала нахождение под водой малых подводных лодок до 48 часов, а больших - до 72 часов. Но у них был один недостаток - они выделяли большое количество тепла! Через двое суток мы наконец всплыли, но не успели даже зарядить батареи - пришлось срочно по команде погрузиться. Нас засекли американские боевые самолеты.
 
 
- Самолеты были с авианосца, за которым вы следили?
 

Фото: Ирина Васюкова 

- Да, это самолеты марки «Нептун» и «Марлин» с «нашего» американского авианосца. Они начали нас фотографировать. И если бы они это успели - был бы международный скандал. В то время между странами была напряженная обстановка, холодная война. Но мы вовремя сманеврировали: за 8 секунд успели закрыть люки и уйти на глубину 10 метров. Подготовка и реакция у нас были отличные. 
 
- Сколько человек было на подлодке?
 
- Команда состояла из 60 человек. Кроме основной команды с нами находилась группа разведчиков. И когда мы вышли к «Китти Хоку», ребята начали работу с акустиком. Акустик - человек, которые прослушивает посторонние шумы моря. Он может определить тип надводного или подводного корабля, его глубину и направления. Когда над нами проходил корабль, в лодке его было отлично слышно: это скрип, скрежет, как будто железяки тащат по камням… Но главная цель акустика в тех водах - прослушивать работу двигателей американских кораблей. И мы их прекрасно слышали и записывали на магнитофон переговоры американских акустиков. Все это переводилось и докладывалось начальству. Они, очевидно, не знали про нас, иначе не разговаривали бы так много.
 
 
- А вы слышали их разговоры?
 
- Да, но не понимал. Я ведь учил тогда немецкий… Мой боевой пост был на центральном посту вместе с командиром, штурманом, старпомом, помощником командира, акустиком и командиром штурманских электриков. Там было настолько мало места, что когда командир подходил к перископу, мне приходилось вставать, чтобы он смог поработать. 
 
 
- Ваша основная задача на корабле?
 
- Я был командиром отделения торпедных электриков и отвечал за ТАС - торпедный автомат стрельбы. Когда акустик сообщает данные относительно проходящего корабля, я ввожу их в свой аппарат. Таким образом нужно рассчитать опережение торпеды - время выпуска торпеды, чтобы она пересеклась с кораблем противника в нужной точке в нужное время. Слава богу, применять на практике атаку других подлодок или кораблей не приходилось. 
 
Через месяц мы вернулись домой. И тогда я узнал, что помимо нашей подлодки за американским авианосцем ходила еще одна русская субмарина. 
 
 
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Винни-Пух появится в полнометражной картине Disney

Повзрослевший Кристофер Робин вновь встретится с другом детства

Задай вопрос Распутину: в интернете «поселились» Николай II, Чуковский и Сталин

Исторические личности в соцсетях набирают популярность в рамках проекта «1917. Свободная история» с #проект2017

История Благовещенска: о ком говорят названия улиц

Портал 2x2.su выяснил, в честь кого были названы улицы города. Пять увековеченных фамилий
3

Мигранты vs благовещенцы: Кто лучше знает историю России?

Портал 2х2.su задал несколько простых экзаменационных вопросов коренным россиянам и приезжим иностранцам
4

5 страшилок краеведческого музея: НЛО в выставочном зале и велосипедист-невидимка

Корреспондент портала 2х2.su прогулялся по храму культуры в позднее время и выяснил, что таится за закрытыми дверьми
1

Сейчас на сайте

102 917

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ