2x2 | Общество | Владислав Афанасьев: «Где родился, там и пригодился»

Владислав Афанасьев: «Где родился, там и пригодился»

Общество 11:01 | 11 сентября | 2012
Автор: Ольга Веселова
Статья «Владислав Афанасьев: «Где родился, там и пригодился»» из номера «Работай!» №35 от 12 сентября 2012
Владислав Афанасьев: «Где родился, там и пригодился»

 

Все творческие люди имеют свое видение мира. Сегодня гость нашей рубрики «Личность» - известный в области и по всей России художник Владислав Афанасьев

Биография

Владислав Петрович Афанасьев родился 21 августа 1937 года в Благовещенске. Его отец был моряком, а мать – медсестрой. В семье было пятеро детей. После школы окончил живописно-педагогическое отделение Иркутского художественного училища. С 1980 г. - член Союза художников СССР (с 2005 г. – член ВТОО «Союз художников России»). С 2009 года – член-корреспондент Российской академии художеств

Награды и звания: премии газеты «Известия» (1983 и 1985 гг.), премия журнала «Советская женщина» (1986 г.), диплом ВТОО «Союз художников России» (2006 г.), золотая медаль Российской академии художеств (2008 г.) и золотая медаль ВТОО «Союз художников России» имени В.И.Сурикова (2011 г.), почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» (2010 г.).

Его произведения хранятся в Министерстве культуры Российской Федерации (Москва), Российской академии художеств (Москва), Союзе художников России (Москва), Сахалинском областном государственном художественном музее (Южно-Сахалинск), Амурском областном краеведческом музее имени Г.С. Новикова-Даурского (Благовещенск), Музейном центре «Наследие Чукотки» (Анадырь), Государственном художественном музее провинции Хэйлуицзян (Харбин, КНР), Государственном музее изобразительного искусства (Хэйхэ, КНР), а также в коллекциях художественных галерей и в частных собраниях в России и за рубежом.

О выборе профессии

- Владислав Петрович, ваше детство прошло в военное время. Что вы помните из него?

- Что тут скажешь, тяжело было, но и радостно тоже. Больше всего мне запомнился один счастливый день из детства. Отец был, как всегда, в плавании. А мать пришла домой и не смогла найти никаких продуктов, чтобы нас накормить. Села и ревет, и мы с ней. Полезли в подпол, думали найти картошку, но и там ничего не оказалось. Вдруг - стук в дверь. Это пришла подруга матери, которая принесла нам целое ведро пшеницы. Мы так обрадовались! Тут же перемололи ее на мясорубке и сделали лепешки и та-а-ак наелись! В жизни так часто бывает - сначала все плохо, а потом вдруг хорошо. Поэтому нужно всегда верить в лучшее.

- О какой профессии вы мечтали, когда были ребенком?

- Сначала хотел быть моряком, как и отец. Он часто брал меня с собой в плавание. Я и сейчас очень люблю воду, особенно море. На юге Приморья даже построил себе небольшой дом. Каждый год езжу туда, чтобы писать картины о море. Оно меня вдохновляет и успокаивает, я даже всем говорю так: «Жизнь дается один раз и ее нужно прожить на море». Я и свою дочь приучал к нему с детства, теперь - внука.

Во время войны с Японией у меня были другие мечты. Тогда из города эвакуировали всех детей. Но нас мать не отдала, сказала, что если будем помирать, то вместе. По ночам я с братьями и сестрами сидел в погребе. А когда японские самолеты залетали к нам с Китая, мы все залезали на крышу смотреть бой – болеть за наших. Но боя мы так и не увидели, потому что как только русские самолеты взлетали, японские сразу же убегали. Мне это очень нравилось, поэтому я тоже хотел стать летчиком. Потом, правда, родители пару раз нас поймали и выстегали ремнем, чтобы впредь было неповадно лазить на крышу. А вдруг бомбу сбросят?! В общем, с этой мечтой я тоже быстро простился.

- А почему решили стать художником?

- Даже не знаю, просто с детства любил рисовать. Стал регулярно посещать художественный кружок, который был в Доме пионеров. Там нас практически сразу учили копировать картины известных классиков – Шишкина, Репина, Васнецова и др. Мне нравилось этим заниматься. Уже тогда я окончательно решил стать художников в будущем. А вот мои родители были против того, чтобы я получил эту профессию, потому что не считали ее серьезной. Тем не менее я все равно уехал поступать в Иркутское художественное училище. Окончил его, вернулся домой, сходил в армию, ну и начал уже свою художественную деятельность.

- После обучения родители стали более лояльно относиться к вашей профессии?

- К сожалению, нет. Мне казалось, что их еще больше стал бесить мой выбор. Особенно маму, которая постоянно говорила: «Опять ты изгадил красками всю квартиру,  а ну-ка убирай за собой!..» Несколько раз она рвала и выкидывала мои картины, а то, что мне удавалось сохранить, просила унести из дома. В итоге я сколотил небольшую избушку в с. Верхнеблаговещенском, но там меня ограбили. В итоге получилось так, что у меня не сохранилось ни одной работы, написанной до 30 лет. Ну что же, у каждого художника есть своя трагическая история…

О творчестве про Чукотку

- Когда вы выбрали основное направление в своем творчестве?

- Это случилось после того, как я впервые съездил на Чукотку и решил писать картины только на эти темы. Обычно художники представляют в своих работах близких или местные пейзажи. Но я не хотел быть как все, стремился к оригинальности. Собственно, именно за это меня сегодня и уважают, называют северным художником. Я очень часто выставляю свои работы в Москве. Когда мне звонят оттуда, то обычно просят: «Нам, пожалуйста, пару северных…»

- Но откуда возник интерес именно к Чукотке?

- Да как-то все само собой получилось. Раньше от Владивостока до Чукотки постоянно ходил корабль. Узнав об этом,  я загорелся желанием там побывать, потому что всегда имел страсть к приключениям. Никогда не забуду свое первое путешествие. По пути мы останавливались на Сахалине, Камчатке и Анадыре. Картина при этом была потрясающая!. Сначала кругом бушевали природные пейзажи, потом деревьев становилось все меньше, а вскоре и вовсе стало чисто. Кругом были только голые камни, мох и лишайник. При этом климат холодный и очень дождливый. Но во всем этом есть своя прелесть. Сами жители Чукотки - чукчи и эскимосы - считают свой край райским уголком. Когда у них спрашиваешь, хочется ли вам где-нибудь побывать, то они не понимают, зачем им это нужно.

- А как вам удалось наладить отношения с северными народами?

- Все просто, с помощью эскимосского разговорника, который мне подарили еще перед первым путешествием на Чукотку. Язык нужно знать обязательно, иначе не получишь доверия у местных жителей. А я ведь с ними еще и жил, и ел, и спал под одним одеялом. Ну и, конечно, следует знать народные традиции. Скажем, прежде чем войти в чум, нужно обязательно потопать ногами на пороге и крикнуть приветствие: «Йетти..!», что означает – «можно войти?». Только после того, как хозяева ответят тебе «И..!» - «входи», можно заходить.

- Какие сюжеты можно увидеть на ваших картинах из этой серии?

- Самые разные, это - льды, снега, северное сияние, вулканы, олени… Но главные герои - это, конечно, чукчи и эскимосы и их быт – охота, приготовление пищи, свадьба, шаманизм и др. Естественно, что все это я видел своими глазами и списывал с натуры. Наброски большинства картин были сделаны на морозе. Сначала я фиксировал их на маленькой бумажке, потом переносил на большой холст. Порой, чтобы добиться натуралистичности, приходилось даже участвовать в опасных мероприятиях, например - в охоте на моржей.

- Планируете ли вы еще побывать на Чукотке?

- Конечно, мне бы очень хотелось, но сейчас это уже мало возможно. Во-первых, туда больше не ходят корабли, только самолеты летают, но билеты на них очень дорогие, мне уже не по карману. Во-вторых – уже здоровье не то. Между тем я до сих пор пишу Чукотку. За свою жизнь я был там десять раз, последний - перед перестройкой. Я привез очень много набросков для своих будущих картин. Собственно, их воплощением я и занимаюсь все эти годы.

О мечтах и принципах

- Владислав Петрович, почему вы так и остались на Дальнем Востоке, почему не уехали отсюда?

- Потому что я патриот своей малой родины и своей страны. Живу по принципу: «Где родился, там и пригодился». Несмотря на то, что я всегда был увечен Чукоткой, я ни на минуту не переставал любить свой город. Например, это именно я поднял много лет назад вопрос о том, почему у нас так мало исторических памятников. В результате чего появился первый монумент Муравьеву-Амурскому, сделанный Карнабедой. Собственно, после этого я и сам начал заниматься скульптурой - второе мое любимое дело в жизни. Что касается заграницы, то я о ней даже слышать не хочу. Я с удовольствием выставляю свои работы  в Китае, но когда мне предложили остаться там и пообещали квартиру, я отказался. Все-таки нет ничего лучше нашей страны.

- Говорят, что вы дружите с Зурабом Церетели, это правда?

- Не знаю, можно ли это назвать дружбой, он просто ко мне очень хорошо относится. Однажды даже подарил мне десяток дорогих галстуков. В Российской академии художеств я один из немногих художников, который любит их носить, поэтому я вдвойне дорожу этим подарком. Иногда надеваю из коллекции что-нибудь по праздникам. Кстати, сейчас я решаю вопрос о том, чтобы в Благовещенске появился бронзовый монумент работы Зураба Церетели «Большая тройка». Одним из его персонажей является Иосиф Сталин, остальные двое – это Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Эта его работа известна во всем мире, почему бы ей не стоять и в нашем городе?

- А у вас есть ученики - начинающие художники?

- Нет, я не занимаюсь обучением. К сожалению, у меня нет тяги к этому. Но не стоит меня за это осуждать. Вон, Репин, преподавал, но страшно не любил это дело. А я люблю заниматься всем с душой. Хотя мне, конечно, очень хотелось бы передать свой опыт детям и внукам. Моя дочь проявляла в детстве интерес к живописи, хотела стать художником, но я не позволил ей это сделать. Да, повторилась история с моей матерью. Но у меня есть оправдание. Я считаю, что художник – это хорошая профессия, но не женская. Вместо того чтобы путешествовать и делать наброски к своим картинам, женщина должна сидеть дома и заниматься семьей. В итоге дочь стала психологом. Мой внук увлекается музыкой, играет на скрипке, но интереса к живописи у него пока нет. Однако я очень надеюсь на то, что он появится...

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Сейчас на сайте

106 742

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ