2x2 | Общество | Великая стройка: как возводили БАМ

Великая стройка: как возводили БАМ

Общество 10:24 | 12 мая | 2014
Великая стройка: как возводили БАМ

Ветеран БАМа, поэт и журналист Иван Шестак делится своими воспоминаниями

Любимое слово «Братск»

- БАМу вы отдали 40 лет своей жизни. А что было до этого?

- Родился и вырос я в Белоруссии, в деревне Опечки Столбцовского района Минской области. Самостоятельная жизнь началась с комсомольской путевки. Когда Хрущев в 1957 году обратился к комсомольцам и молодежи страны с призывом отправляться покорять необжитые просторы Сибири и Дальнего Востока, я учился в Минске в школе фабрично-заводского ученичества. Желание откликнуться на призыв руководителя партии и государства было настолько сильным, что мы, группа энтузиастов, долбились досрочного окончания училища. И летом 1958 года в составе белорусского отряда отправились в неизведанные дали.

- И где же эта даль кончилась?

- В Северном Казахстане. В составе СМП-301 «Омсктрансстрой» обустраивал целинные совхозы: строил коровники, свинарники, копал котлованы под опоры контактной сети на участке железной дороги Омск - Петропавловск. В 1959 году перед уходом в армию меня направили в Братск в учебный комбинат управления строительства «Ангарстрой» на курсы бригадиров. Отслужил, вернулся домой в Белоруссию. Отдохнув, уехал на строительство Братской ГЭС.

- Вы тогда еще не были связаны с журналистикой?

- В Братске я появился в 1962 году, а в штат газеты «Огни Ангары» литработника Ивана Шестака зачислили только в 1965-м.

- Чем же вы занимались все это время?

- Месил бетон, вязал арматуру, плотничал, руководил комсомольской организацией. Успел поработать и на Усть-Илимской ГЭС, затем снова вернулся в Братск. Он для меня очень много значит. Во-первых, там я сформировался как журналист, во-вторых, непосредственно принимал участие в строительстве крупнейшей гидростанции мира. И потом мне нравится само слово Братск.

Бамовское братство

- И тем не менее город на Ангаре вы покинули?

- Хотелось нового дела. Правда, о БАМе в те годы речь не шла. Все завертелось после выступления тогдашнего генсека ЦК КПСС Брежнева на праздновании 20-летия с начала освоения целинных и залежных земель. Брежнев тогда озвучил один из готовящихся в Советском Союзе проектов. Это был БАМ. Слова генсека о том, что магистраль прорежет вековую тайгу, пройдет там, где лежат огромные богатства, которые надо поставить на службу Родине, и где будет создан новый большой промышленный район страны, выбили меня из колеи. И я стал собирать материалы о БАМе. Масла в огонь подлил и приезд на стройку бойцов первого Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Встречал я их на Западном участке, а сам через пару месяцев отправился на Центральный, где в скором времени познакомился и подружился со многими бойцами отряда. Так я оказался на севере Амурской области в поселке Тындинский, ставшим в 1975 году городом областного подчинения.

 

Строители жили в особом, бамовском ритме

Фото из архива И. Шестака

 


- Чем запомнился первый год пребывания на БАМе?

- Появление на стройке в октябре 1974 года газеты «Байкало-Амурская магистраль», которую редактировал, и отправлением 17 декабря этого же года на будущую станцию БАМа Кувыкту первого десанта строителей. Происходящее выходило за рамки рядового события. Начиналось строительство великой магистрали. Так был сделан первый шаг строителей Центрального участка на пути к будущей стыковке БАМа.

- Планировалось с самого начала, насколько затянется стройка?

- Впереди сотни километров таежного безмолвия, когда и где сойдутся рельсы, одному богу известно. О возможной точке никто даже не заикался. Так уж получилось, что бригады монтеров пути Ивана Варшавского и Александра Бондаря встретились именно на разъезде Балбухта, названном по имени речушки, протекающей рядом.

- Вы редактировали газету, писали стихи, пьесы, руководили литературной студией «Звено», являлись членом различных общественных организаций, оргкомитетов, жюри, организовывали различные спортивные соревнования. Как вам удавалось везде успевать?

- На БАМе подобное удавалось многим. Я не исключение. Строители жили в особом, бамовском ритме. В годы брежневского правления БАМ оказался для тысяч людей своеобразной республикой со своим кодексом чести и законами. Здесь помощь друга, бескорыстие, взаимовыручка ценились дороже взяток и прочей моральной нечистоплотности, появившейся в наше время. Здесь родилось особое бамовское братство, которым я дорожу и горжусь.

Напомнить ветеранам и молодежи

- Но строительство БАМа закончилось. О ком вы писали потом?

- Писал о строителях железнодорожных линий Беркакит - Томмот - Якутск, Улак - Эльга, федеральной трассы «Амур» Чита - Хабаровск. Рассказывал о событиях, которыми жили люди на трассе и в Тынде. К 30-летию БАМа издал книгу «БАМ: километры эпохи». Потом увидела свет книга стихов и отрывок из пьес «У каждого из нас своя дорога».

- А грядущее 40-летие БАМа как отметите?

- Выходом книги «БАМ: братание одержимых». Ее страницы расскажут о первых годах стройки и последнем, стыковочном годе. Дело в том, что говорить о 40-летии с начала строительства БАМа, не рассказав о тех, кто прибыл в Амурскую область в 1972 году и привел в 1974 году стальную колею в Тынду, не гоже. Именно они, я считаю, первопроходцы великой стройки.

Кроме того, Тындинский муниципальный театр готовит постановку спектакля по моей пьесе «Таежная сюита». Хотим напомнить ветеранам стройки и молодежи о событиях тех лет посредством сценического воплощения отдельных событий, происходящих на стройке. Короче, работы полно, мало времени…

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Благовещенцев просят помочь в обустройстве теплого дома для бездомных животных

Волонтеры сообщают, что нужны строительные материалы, утеплители и физическая сила

В Китае строят копию «Титаника»

Правительство страны считает, что работы по созданию круизного лайнера затянутся на несколько лет, но люди надеются, что все будет готово уже в 2017 году

Встречи с дольщиками компании «Городок» будут записывать на видеокамеры

Проблемному застройщику предстоит каждую неделю отчитываться перед людьми о том, как продвигается строительство

Благовещенские дольщики: «Нам платить ипотеку и кормить детей»

Переговоры, прошедшие накануне между властью и участниками долевого строительства, ни к чему не привели

Владимир Путин решил закрыть Спецстрой

Достраивать космодром «Восточный» и другие крупные объекты страны вместо этого агентства будет Минобороны
1

Сейчас на сайте

105 981

объявление

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ