2x2 | Общество | Попасть в амурское село Ураловку можно только по воде

Попасть в амурское село Ураловку можно только по воде

Общество 10:28 | 7 августа | 2014
Автор: Иван Федоров
Фото соцсети
Фото соцсети

В одном из прошлых номеров «АиФ - ДВ» мы писали о том, что в Ураловском сельсовете Шимановского района, как выяснилось, главы меняются чаще других - четыре за последние полтора года.

Волки на улицах

В районном избиркоме пояснили, что в селе нет никаких перспектив, вот и бегут главы. «А как туда добраться, посмотреть, как люди живут?» - спрашиваю. - «Только по реке, а постоянной переправы нет».

И всё-таки побывать удалось. Будучи в июне в Шимановске, я дозвонился до Ураловского сельсовета. На мою удачу, Юрий МАРЧУК, глава села, собирался в город за покупками.

В доверху забитой продуктами, лекарствами, хозтоварами, бензином для моторки машине Юрия Алексеевича мы поехали в п. Чагоян, что на берегу Зеи. Оттуда предстояло почти час добираться на катере до Ураловки.

Большую часть добра Юрий Алексеевич вёз для своего магазина. До избрания главой Марчук был предпринимателем. Им он остаётся и сейчас, написав заявление об уходе. Но об этом позже.

А вот панорама того места, куда мы едем. В составе сельсовета два села - Ураловка и Кухтерин Луг, который также расположен на берегу реки. Согласно переписи, в Ураловке 250 - 270 человек, а по факту - более 300. В прошлом году селу стукнуло 100 лет. Теперь уже не проверишь, но вроде как век назад здесь шёл пароход «Урал» с переселенцами по Столыпинской реформе. То ли пароход сел на мель, то ли просто выгрузил людей и ушёл, то ли был среди переселенцев наиболее активный человек по фамилии Уралов, но, в общем, люди здесь остались. В селе долгое время была перевалбаза Октябрьского леспромхоза Зейского района. Жили и работали в Ураловке полторы тысячи жителей. Сюда постоянно ходили баржи и пароходы с продуктами, в большие склады муки завозили на целый год. Теперь мужикам здесь трудиться негде, кроме маленького пожарного поста. Те, кто половчее, ездят по вахтам. Раньше сельчане держали много скота - коров, баранов, коз. Теперь на всё село пять коров да кое-где куры.

В местную школу (с 1966 года капремонта не было) 1 сентября пойдут человек 13 - 15, и то в этом году хотят школу в девятилетку перевести. Доучиваться детям предлагают в Нововоскресеновке - в другом конце района. А сейчас и такие слухи ходят: оставят в школе начальные классы - и свободен.

Ещё дышит в селе детсад на десять детишек, в этом году пойдут человек семь. От больницы осталась амбулатория, которую хотят заменить фельдшерским пунктом. Ездит сюда на наёмной лодке чагоянский фельдшер, но при серьёзной болезни останется лишь помереть.

Трудности здесь и с питьевой водой. Большинство колодцев либо пересохли, либо обвалились. Местная водокачка на ладан дышит. Полдня качаешь жижу цвета какао, прежде чем более-менее чистая вода потечёт, и ту надо отстаивать. В селе ещё ключ размывает деревенскую свалку, и всё это стекает в Зею. А что оттуда в скважину попадёт? Район присылает водовозку, но вода в ней втридорога.

В селе Кухтерин Луг жизнь ещё плачевнее. В 10 - 15 дворах доживают свой век 23 человека, сплошь старики. По улицам волки бродят.

Однажды серые с одного двора утащили привязанную на цепь сторожевую собаку. Дома друг от друга стоят за полкилометра, а то и за километр. Травой всё по уши заросло, и, высыхая каждый год, она становится порохом. Полыхнёт - и старикам останется или гореть, или бежать 1,5 - 2 км - в Зею нырять.

Чтобы снять деньги, сельчанину нужно потратить 1000 рублей на лодку туда-обратно, 400 рублей - на автобус до Шимановска и обратно. Итого 1400 рублей. А зарплаты 5000 - 6000 рублей. Поэтому глава сельсовета каждый раз едет в город с целой пачкой карт.

Река жизни и смерти

Наиболее масштабная из общих бед - отсутствие транспортного сообщения с внешним миром. Автодорог здесь никогда не было, малая авиация сдулась, остаётся лишь река, но организовать перевозки так и не могут. Зимой люди на свой страх и риск ездят на машинах по льду. Бывает, ехать приходится по стёкла в воде или нырять в ямы с водой от просевшего льда. Юрий Марчук рассказал, что однажды под лёд ушла машина с семьёй внутри. В марте - апреле во время ледохода Ураловка вовсе отрезана от внешнего мира.

Одно время по Зее ходило небольшое судёнышко «Рубин», но всего лишь один сезон. Потом появился паром «Хлебороб», он 12 часов шёл. А если попадёшь в туман, то можно было и заночевать на реке. Но тогда опоздаешь на автобус Чагоян - Шимановск, а ведь потом ещё вернуться надо. Опоздал - ищи лодку-попутку, поездка в один конец стоит 500 рублей. Сейчас в распоряжении сельсовета семиместный катер «Амур-2», в который каждый раз набивается 16 пассажиров.

- В этой ситуации непонятна позиция главы района Сергея Алипченко, - продолжает Юрий Марчук. - Он, с одной стороны, требует возить пассажиров, а с другой - совершенно не даёт денег ни на ремонт, ни на бензин. В итоге вожу людей на собственной лодке. Но Зея - река несудоходная, а значит, по ней запрещено возить пассажиров за плату.

Ураловцы от этой неразберихи мало того что чувствуют себя островитянами, так ещё и в деньгах солидно теряют. Вот пенсии в село доставляют, а зарплаты у всех на банковских картах, а банкомат - в Шимановске. Чтобы снять деньги, сельчанину нужно потратить 1000 рублей на лодку туда-обратно, 400 рублей - на автобус до Шимановска и обратно. Итого 1400 рублей. А зарплаты 5000 - 6000 рублей. Поэтому глава сельсовета каждый раз едет в город с целой пачкой карт.

- В общем, мне всё это надоело, я написал заявление и ушёл, - заканчивает Юрий Алексеевич. - Районные депутаты взывали к моей сознательности, но я не хочу. Из-за главы района и все прошлые руководители сельсовета уходили - повод задуматься.

Село затопить?

В Чагояне к катеру подошли мужчина с женщиной. Ольга (фамилию женщина попросила не называть) исполняла обязанности главы сельсовета перед избранием предшественника Марчука - Сергея Дружинина. По дороге в Ураловку она вкратце рассказала о своей работе в администрации, которая совпала с наводнением 2013 года:

- По ночам никто не спал, каждый час из домов с фонарями выходили смотреть, как поднимается уровень воды. Была такая световая гусеница в темноте. Всего четыре семьи пострадали от наводнения, остальные - от сильных дождей. Мы потом сутками ходили по дворам, фотографировали повреждения, возили из района комиссию. Нас всё спрашивали: «Какая у вас там вода, если вы на сопке стоите?» А почему в других сёлах, где до реки было километр или больше, людей признавали пострадавшими, выплачивали по 30 - 50 тысяч рублей, а мы, живущие на берегу, и по «десятке» не все получили? Мы же ничего не знали! Режим ЧС по району у первых у нас объявили - 31 июля, но только после 10 августа мы узнали, что пострадавшим вообще какие-то деньги дают. Никакой гуманитарной помощи не было - или мы её просто не видели? Как оказалось, к селу трижды прилетал вертолёт. Люди видели, как из него какие-то баулы таскали в магазин, который главе района принадлежит. Господи, последний вертолёт здесь был 13 лет назад - меня беременную по случайности захватили в Благовещенск рожать.

Магазин главы района ураловцев особенно раздражает. Оформлен он на жену главы, она живёт и торгует здесь же, в Ураловке.

- Этой семье невыгодно, чтобы здесь торговали другие, и выгодно, что у нас нет транспортного сообщения, а иначе все же в город рванут, - говорит Юрий Марчук. - А так, что бы Алипченко ни привёз, даже гнильё, даже по бешеным ценам, всё раскупается. В общем, Ураловка - это даже не остров, а резервация районных властей…

Кстати, некоторые ценники из магазина семьи Алипченко уже в Ураловке нам продиктовал экс-глава сельсовета Сергей Дружинин (сам магазин уже был закрыт) - первый, кого мы встретили после высадки в селе. Итак, цены: литр молока - около 80 рублей, литр подсолнечного масла - 120 рублей, килограмм колбасы - 245, литр майонеза - 140 рублей, фрукты - по 150 рублей. А пенсия у людей в Ураловке в основном 7000 - 8000 рублей.

- Выживать здесь уже сил нет, уехать бы отсюда, - признаётся Елена Петровец, экс-глава сельсовета, предшественница Дружинина. - Вот ходили разговоры о скором строительстве Нижне-Зейской ГЭС, карту даже показывали... По этой карте Ураловка полностью попадала в зону затопления. Был разговор о переселении ураловцев в Малиновку, потом в Петруши. Но со временем разговоры утихли, про ГЭС вроде забыли…

Справка

- Да, ураловцам обязаны обеспечить транспортную доступность, но это неправда, будто администрация района ничего для этого не делает, - комментирует Сергей АЛИПЧЕНКО, глава Шимановского района. - Мы ежегодно пишем в пассажирский и торговый порты Благовещенска, в клуб юных моряков, в речное училище с просьбой организовать перевозки. Но кому-то лицензия нужна, кому-то - пристань. Речное училище вроде соглашалось, но они готовы перевозить по Амуру, а на перевозки по Зее другие требования, оборудование и т. д. Только к сентябрю возможно оформить все необходимые документы, так что и в этом году мы остаёмся без перевозок. С другой стороны, например, во Владивостоке специалисты сначала говорили, что маломерные суда сейчас вообще не имеют права перевозить пассажиров. Потом вроде как согласились, что можно, но судном должен управлять капитан с рабочим стажем не менее пяти лет.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Полицейского из Зеи, погибшего в перестрелке, посмертно наградили орденом Мужества

Тараса Соколюка наградили за самоотверженность, мужество и отвагу. Указ об этом подписал Владимир Путин

В Приамурье просроченные конфеты едва не попали в детские новогодние подарки

Специалисты изъяли некачественную «кондитерку», которая предназначалась для сладких презентов малышам

На семь часов задерживается рейс «ВИМ-Авиа» Благовещенск - Москва

Из аэропорта Домодедово самолет вылетит с опозданием из-за непогоды в столице

В Благовещенске автобус № 12 вернули на старый маршрут

Теперь общественный транспорт снова пойдет по привычным дорогам - через улицы Зейскую и Лазо, а потом до Краснофлотской
4

В Благовещенске при столкновении двух авто пострадали пассажиры

Два человека получили травмы из-за того, что один из водителей не выбрал безопасную дистанцию и врезался в чужую машину

Сейчас на сайте

104 255

объявлений

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ