2x2 | Общество | Какой была амурская авиация до перестройки?

Какой была амурская авиация до перестройки?

Общество 10:00 | 6 февраля | 2014
Автор: Виктор Соболев
Статья «Подрезаны крылья» из номера «АиФ-ДВ» №6 от 5 февраля 2014
Какой была амурская авиация до перестройки?
У авиации в области была славная история, грандиозные перспективы, но таким же грандиозным было крушение всех надежд
 
Девятого февраля отмечается День гражданской авиации. Гости номера «АиФ - ДВ» - ветераны Благовещенского объединённого авиаотряда (БОАО) Геннадий Плотников, экс-главный энергетик электротехнической службы обеспечения полётов отряда, хранитель музея гражданской авиации БОАО, и Виктор Тарасов, в прошлом заместитель гендиректора БОАО.
 
Нищий гений
 
Ветераны назначают встречу в «штабе» - двухэтажном кирпичном здании в благовещенском посёлке Аэропорт. В здании находится музей гражданской авиации - две комнатки, битком набитые стендами. Из предметов авиации самые любопытные - винт и турбина самолёта Л-410, деревянный клееный винт самолёта Як-12, приборная доска, двигатель в разрезе, «чёрный ящик» самолёта Як-40, женский и мужской манекены в форме пилотов, кое-какие приборы связи, а ещё почётное знамя, при котором хоронили особо отличившихся пилотов. Но основные экспонаты - сотни фотографий будней амурской авиации и её героев. Летопись покорения воздуха пишет Геннадий Плотников, согбенный за компьютером, как настоящий монах Пимен. Музеем он занимается с 2006 года, это его главное дело в настоящее время. Такую любовь и преданность своему делу ещё поискать… Увы, оценить это практически некому - посетители в музее редкость. Хотя им такое могут рассказать…
 
Самым страшным для работников авиации была потеря жизненных ориентиров
- Вот первое, что я показываю, - Плотников тянет меня к стенду у самого входа. - Всемирно известно, что авторы первого летательного аппарата - братья Райт, 1903 год. Ничего подобного! Первым (говорит гордо, как истинный патриот России. - Авт.) был россиянин Александр Можайский в 1883 - 1884 годах. Впервые в мире он сформулировал основной закон аэродинамики и практически доказал его применение в самолётостроении. Лишь через 11 лет подобный закон опубликовал Отто Лиенталь. Так что именно Россия стала родиной мировой авиации, а Можайский - первым авиаконструктором. Проект высоко оценила комиссия под председательством Дмитрия Менделеева. Но под давлением наёмной иностранной агентуры и царских чиновников повторная перекомиссия добилась отклонения результатов, перечеркнув колоссальные труды, личные финансовые затраты учёного. Можайский умер в нищете, а император Александр III потерял мировой приоритет российской науки.
 
Амурские ветераны-авиаторы воспринимают эту историю как личную трагедию. Они ведь и сами такие - жизнь, молодость и силы положившие для любимого дела и с болью переживающие нынешний кризис России.
 
- Вот моя боль, - Плотников показывает схему стратегического планирования п. Аэропорт, которую он восстановил по памяти. - В идеале посёлок задумывался как целый городок для работников авиации (сегодня в посёлке семь жилых домов. - Авт.). В итоге около ста объектов брошены или остались на бумаге. Мечтой остался искусственный водоём для отдыха - с рыбалкой, лодочной станцией. Малый водоём для детей, ныне никому не нужный, заилился. Брошен заложенный в 1975 году парк Победы.
 
Падение с высоты
 
Начало амурской авиации - весна 1933 года, когда в область привезли три самолёта У-2, потом ещё семь. В 1940-м самолётов было уже 140. Перед войной японцы напали на Маньчжурию, оккупировали Сахалин, Курильские острова… В общем, Благовещенский аэродром от греха подальше перебазировали в Свободный. Обратно его вернули в конце 50-х, когда пошёл новый виток развития авиации. Построили деревянное здание аэровокзала, но уже в 1965-м возвели новое. В очередной раз о новом здании задумались в начале 80-х.
 
- По планам к 2000 году уже должен был работать целый комплекс Благовещенского авиапредприятия, - рассказывает Геннадий Плотников. - К аэровокзалу должны были пристроить зал прилёта, складские помещения, грузовой терминал, наладить контейнерную перевозку грузов. Мы начали строить новую взлётно-посадочную полосу длиной почти три тысячи метров. Покрытие было непромерзаемым - по югославской технологии. Каждый год мы получали машины. К началу 90-х у нас было 120 самолётов. Як-40, Л-410, Ан-2, вертолёты… На аэродроме от техники тесно было. По области работали 39 аэропортов, и в каждый летали самолёты…
 
А потом перестройка - всё рухнуло. Благовещенский авиаотряд сначала

 

От славного авиационного прошлого у Виктора Тарасова (слева) и Геннадия Плотникова остались лишь музейные экспонаты

Фото автора

раздробился на мелкие предприятия, а к концу 90-х прекратил своё существование. Два года Геннадий Плотников работал в ликвидационной комиссии - всё имущество распродавали за долги.
 
Но самым страшным для работников авиации была потеря жизненных ориентиров. Бывало, зарплату больше года задерживали, но никто не ныл. Люди верили, что отгрохают свой авиакомплекс, гордились работой на одном месте, хранили это место: «Перебьёмся - на картошке протянем!» И верили властям: вытащат! Сегодня верить некому.
 
Развал авиаотряда - один из самых трагичных периодов жизни и Виктора Тарасова. Именно на него, замдиректора авиапредприятия, имеющего в подчинении три тысячи работников, возложили обязанность по сокращению штата. Мужики молчаливым строем писали заявления - понимали неизбежность. А женщины - в слёзы. Целыми днями очереди плачущих женщин...
 
- Вот как нас добивали, - рассказывает Тарасов. - Брали мы авиатопливо в Ангарске, грубо говоря, по 100 рублей за тонну. Вдруг появляются посредники из наших же, амурских. Организуют свою контору, заключают договор с Ангарском, закупают у них по 100 рублей, а нам продают за 150 рублей. Разницу - в карман. На нашем развале многие карманы набили.
 
Пожалуй, самым зрелищным символом катастрофы являются оставшиеся со славных времён два самолёта Як-40. Стоят они на территории Благовещенского аэровокзала, что называется, под забором, ржавеют. Кто хозяин - неизвестно, машины никто не охраняет.
 
Небо вместо моря
 
Но тот же Тарасов не мог не попасть в авиацию - судьба, хоть и случайная.
 
- Бредил-то я в детстве морем, - вспоминает Виктор Васильевич. - Мой двоюродный брат со службы в Порт-Артуре в подарок мне привёз тельняшку. Я её до дыр затаскал, даже пришил изнутри к рубашке. Но вот как-то пошёл за компанию с другом на медосмотр - друг хотел поступить в местный аэроклуб. Прошёл комиссию и я - для интереса, мол, если пройду, значит, и на флот годен. Прошёл и успокоился. Но потом побывал на ознакомительном полёте… и изменил морю, навсегда прикипев к авиации. Такая ширь открылась, так дух захватило от свободного полёта! Такая же эйфория была только тогда, когда с парашютом прыгал. Правда, для поступления в училище пришлось попотеть. Народу очень много - конкурс огромный, по 40 - 50 человек на место. Сейчас никто в авиацию не идёт, летать некому. Я не вижу молодых пилотов. А нам обещают, что за штурвалы в России сядут негры и арабы. Я категорически против - надо заново открывать свои лётные училища и обучать своих лётчиков. Иначе катастрофы, подобные казанской, будут происходить всё чаще.
 
Налетал Тарасов за свою воздушную жизнь более 13 тысяч часов - это очень много. Патрулировал с пожарными леса, возил на полевые работы геологов, бурильщиков, спасал людей при наводнениях, даже помогал милиции искать с воздуха беглых преступников. Работал день и ночь. Но любовь к своему делу его же и выбросила из профессии - надорвал сердце, был списан. Сегодня бывший авиатор охраняет «штаб» бывшего объединённого отряда. Когда-то здание купила московская топливная компания - хотели здесь сделать или гостиницу для прилетевших, или общежитие для пилотов. Но дело не пошло, здание стало убыточным, и решили его москвичи продать местным предпринимателям, но и продажа не пошла. Сегодня здесь арендуют помещения парикмахерская, местный ЖЭК, инспекция по безопасности полётов и музей гражданской авиации. Что со зданием будет - бог его знает.
 
С музеем отдельная история. Его вообще негде было размещать, и во многом благодаря Геннадию Плотникову удалось получить комнату в «штабе». Москва, в качестве исключения, даже освободила музейщиков от арендной платы. Но вечно здесь сидеть вряд ли получится - когда-нибудь «штаб» всё-таки продадут. Куда деваться тогда музею, никто не знает.
 
Досье
 
Геннадий Плотников родился в 1934 году в Забайкалье. С 1954 по 1982 год окончил пять авиационных и электротехнических училищ. Работал по шести инженерным специальностям. Почётный ветеран БОАО. Награждён медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота».
 
Виктор Тарасов родился в 1939 году в Московской области. В 1963-м окончил Кременчугское вертолётное училище. Службу в авиации прошёл от второго пилота вертолёта до командира вертолётного отряда. Пилот 1-го класса. В 2001 - 2011 годах преподавал автодело в Благовещенском межшкольном учебном комбинате. Награждён медалями «За доблестный труд», «За строительство БАМа», «90 лет гражданской авиации России».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Куда благовещенцам отправиться на ноябрьские праздники: 5 вариантов

Портал 2x2.su составил свой топ интересных мест, куда можно запросто махнуть на несколько дней за новыми впечатлениями
4

В Приамурье разместят силы новой дивизии бомбардировщиков

Авиационное соединение будет насчитывать несколько десятков военных самолетов

Из Тынды в Хабаровск начали летать самолеты

Первый авиарейс между городами состоялся 3 октября

Благовещенцы фотографируются в музее с бюстом Александра Козлова

Скульптуру губернатора Приамурья сделал известный российский скульптор Александр Бурганов

Что скрывает чердак Амурского краеведческого музея

Новая выставка в одном из самых исторических здании города поражает не только экспонатами, но и местом их презентации

Сейчас на сайте

107 201

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ