2x2 | Общество | Строитель БАМа: Мои коллеги до сих пор живут в бараках

Строитель БАМа: Мои коллеги до сих пор живут в бараках

Общество 09:45 | 19 сентября | 2013
Автор: Виктор Соболев
Статья «Магистраль перспектив» из номера «АиФ-ДВ» №38 от 18 сентября 2013
Строитель БАМа: Мои коллеги до сих пор живут в бараках

Руководитель одного из первых комсомольских отрядов строителей магистрали Владимир Мучицын рассказал, как проходила работа над масштабным проектом


- Обидно, что многие мои коллеги, ветераны БАМа, до сих пор живут в бараках во временных посёлках, - говорит Владимир Мучицын.

В преддверии 40-летия начала строительства БАМа мы поговорили с Владимиром Васильевичем о том, чем отличается магистраль в планах от магистрали в реальности.
 
Папка Косыгина
 
- Как для вас началось строительство БАМа?
 
- К тому времени я был каменщиком четвёртого разряда, руководителем лучшей комсомольской бригады Волго-Вятского территориального округа. Бригада за свои заслуги собрала семь знамён, от знамени горкома комсомола до знамени ветеранов войны. Когда ЦК партии утвердил почётный знак «Молодой гвардеец пятилетки», наша бригада забрала 11 таких звёздочек из 58 на 33 тысячи комсомольцев по всему Союзу.
 
В 1974 году после воззвания Брежнева на БАМ мы тут же пишем коллективное письмо прямо в ЦК комсомола, минуя все горкомы и обкомы. Но из нашей бригады в 18 человек отпускают лишь восемь. Согласно постановлению ЦК, в каждой области, республике формируют отряды по 15 человек. В общей сложности представители 48 национальностей участвовали в строительстве.
 
Я стал комиссаром горьковского отряда. Едем в Москву на общий сбор. Глав отрядов сначала выдернули в ЦК комсомола доклады зачитывать. А потом повезли к Алексею Косыгину, Председателю Совета Министров СССР. Спрашивает он нас, как настроение, как дела. Потом даёт мне как комиссару красную папку: «Внутри три конверта. Будут проблемы с питанием, оборудованием и т. д., пиши мне - любого министра сниму».
 
После этого нас сразу в самолёт - в Иркутск. Здесь половина отряда уехала на Северобайкальск начинать оттуда ветку БАМа. Остальные разделились уже в Сковородино. Одни поехали в Шимановск строить комбинат стройиндустрии. Часть людей уехали в Тынду. Впоследствии именно над ними Москва взяла шефство. Говорили, - мол, Тында будет, что ли, филиалом одного из районов Москвы.
 
Сразу сформировали два строительно-монтажных поезда. Первый занимался строительством непосредственно Тынды, второй - подготовкой трасс будущей магистрали: рубили тайгу, делали проходы. В тайгу отправили молдаван, латышей, литовцев. А на строительство города - наш горьковский отряд, ярославский, азербайджанский, чеченский.
 
- Как вас встретила амурская земля?
 
- Очень красиво было! Приехали мы третьего мая - в Москве жарища, а здесь поднялись на сопку в Соловьёвске - снег, багульника пропасть, сплошь краснота! Когда Пахмутова сюда приезжала, посмотрела, они потом с Добронравовым песню сочинили - «Где-то на сопках багульник цветёт».
 
- Было тяжелее, чем ожидалось?
 
- Поначалу, конечно, было очень тяжело. Весь стройматериал до последнего шурупа приходилось возить из Сковородино - 170 км по сопкам. Были трудности. Те же молдаване, которые в тайгу уходили, так мёрзли в своих палатках, что иной раз поутру приходилось кипятком волосы от палатки отлеплять.
- Папкой Косыгина воспользовались?
 
- В первых двух письмах попросили новую технику, дали нам две тысячи единиц. В третьем попросили организовать отдых для детей, которые на БАМе рождались.
 
- Попасть на БАМ мог любой?
 
- Когда БАМ объявили комсомольской молодёжной стройкой, попасть туда можно было только по направлению от комсомола. Но была и обратная сторона этого - около 90% приехавших не имели рабочих специальностей и квалификации. В нашем отряде из 870 человек с профессией и практикой работы было лишь около 50.
 
И снова БАМ
 
- БАМ в планах сильно отличается от реального?
 
- Ну, вы сравниваете строительство и эксплуатацию. БАМ должен был снять нагрузку с Дальневосточной железной дороги. Перестройка всё разрушила. Сегодня если и начинать эксплуатацию БАМа, то не то что с нуля, но с организации жилого комплекса. Но с 90-х годов до где-то 2005 года строительный комплекс области полностью угробили. Сегодня его вроде и начали потихоньку возрождать, так своего кирпича взять негде. Стали нам строить китайцы, с большими браками. А все стройматериалы снова приходится везти, на этот раз из Благовещенска.
 
Обидно, что мои коллеги, которые пришли на БАМ 40 лет назад, до сих пор живут в бараках во временных посёлках. Вот был у меня парень азербайджанец, стропальщик четвёртого разряда, два ордена получил на строительстве БАМа - 30 лет прожил в бараке. Мы, ветераны, собирались на 30-летие - я как узнал, пошёл в мэрию: «Вы что творите?». В течение часа нашли четырёхкомнатную квартиру! А чего не найти - процентов 30 жилья в Тынде пустует.
 
 
 БАМ должен был снять нагрузку с Дальневосточной железной дороги
 
Фото: РИА Новости

 
- Правительство РФ собирается строить у нас БАМ-2. Нужен ли он нам?
 
- БАМ изначально строился на перспективу - на вторую ветку. Мы можем со временем и на былые показатели выйти, только всё будет зависеть от финансирования и желания РЖД, их заинтересованности. Они должны увидеть перспективу эксплуатации БАМа. Перспективному взгляду можно поучиться у прошлых руководителей. Когда в 1969 году китайцы напали на Даманский полуостров, Министр обороны Дмитрий Устинов сказал: «Китайцам хватит 10-15 дней, чтобы перекрыть ДВЖД, поэтому мне нужна дорога севернее» - то есть этот самый БАМ. А если ещё раньше в историю заглянуть, я лично видел книгу 1814 года, в которой есть проект трёх железных дорог, одна из которых также предполагалась на месте нынешнего БАМа. А третья должна была пойти по полярному кругу на Аляску, которая в то время была нашей. Я видел проект 66-километрового моста через Берингов пролив и удивлялся, - во как о перспективе думали!
 
- Нашлись бы сегодня энтузиасты, как тогда, чтобы строить БАМ-2?
 
- Однозначно да! Если, конечно, будут приличные условия. Сегодня наша молодёжь в какой-то степени застывшая. Она устала от безработицы, у неё есть перспективы. Но сегодня нет самого главного участка производства - профессиональных техучилищ, где готовились рабочие кадры - каменщики, слесари, водители, сварщики. Сегодня молодёжи с образованием ниже среднего податься некуда, отсюда безделье, хулиганство, наркомания, пьянство, воровство. А всякие лжеактивные люди этих ребят привлекают к себе.
 
- Но готова ли молодёжь внутренне к рывку, к напряжённому труду?
 
- Чтобы она была готова, нужно, во-первых, хорошее политическое сознание - то есть для чего это делается? Во-вторых, под это дело нужна хорошая производственная база. Но сегодня как таковых инженеров, в том числе техников, нет. Из институтов и техникумов только «корочки» выпускаются. Практики никакой, а теория на очень низком уровне. А ведь я видел, 11 лет преподавая строительные специальности, что ребята, особенно из сёл, чуть не плача бегут на практику. Поэтому сегодня важно возродить студ-отряды.
 
- Но ведь есть сегодня в области большая стройка - космодром. Однако там БАМовского размаха не видно…
 
- Насколько я знаю, там широко развита монополистская система. Москва - и заказчик, и подрядчик. Главное на этой стройке - финансовая сторона. Всё хотят подешевле, с откатами, и для этого нанимают гастарбайтеров, бичей, людей без рабочих специальностей.
 
Самое плохое - там нет проектно-сметной документации, работают с голого листа. То ли проект скрывают, то ли он не готов. Правильно власти говорят: на стройке нужно посадить и заказчика, и подрядчика для чёткой координации действий. Во времена БАМа у нас там постоянно сидели два замминистра, при главке свой проектный институт - всё рядом, никуда метаться не нужно.
 
Досье
 
Владимир Мучицын родился 11 октября 1946 года во Владимировской области. В 1980 году заочно окончил Хабаровский институт железнодорожного транспорта по специальности «инженер-строитель». Строительство БАМа закончил в должности заместителя гендиректора шимановского комбината стройиндустрии. 11 лет преподавал в ДальГАУ, был проректором по строительству. Имеет весь комплект наград комсомола, лауреат Премии Ленинского комсомола. Имеет почётный знак ЦК ВЛКСМ, один из двух на Дальнем Востоке. Был участником разработки медали за БАМ. Сейчас на пенсии, занимается жилстроительством.
 

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)

0  
Alter Ego
22 сентября в 12:05
В статье имеется грубая ошибка. Книга с проектами железных дорог по Дальнему востоку не могла выйти в 1814 году. Ведь первая железная дорога была построена в 1825г. А Приамурье вообще не принадлежало а то время Российской империи. Не надо вводить в заблуждение людей такими грубыми ошибками
Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Строитель БАМа: «Меня подбил ехать друг»

Сергей Мухопад рассказал, с чего начинался крупномасштабный проект, кто принимал в нем участие и на какие привилегии могли рассчитывать люди, благодаря которым появилась магистраль

В Чите арестован за подкуп начальник Забайкальской железной дороги

За решеткой Валерий Фомин проведет два месяца, пока будет вестись следствие

Двое мужчин пытались снять шпалы в районе Благовещенска

К счастью, их вовремя заметили и остановили транспортные полицейские
1

Бамовский поселок остался без автомобильного сообщения с Тындой

Жители одного из населенных пунктов вынуждены добираться до районного центра на поезде, других вариантов у них попросту нет

В Тындинском районе селевой поток сошел на железную дорогу

Происшествие на перегоне Чильчи - Ункур вызвало задержку в движении грузового поезда

Сейчас на сайте

104 268

объявлений

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ