2x2 | Общество | Готовы ли амурские власти к национальным и религиозным конфликтам?

Готовы ли амурские власти к национальным и религиозным конфликтам?

Общество 09:15 | 31 октября | 2013
Автор: Виктор Соболев
Статья «Культ и власть» из номера «АиФ-ДВ» №44 от 30 октября 2013
Готовы ли амурские власти к национальным и религиозным конфликтам?

Доктор философских наук Андрей Забияко рассказал о националистической и религиозной обстановке в Приамурье

Амурские власти пока не сталкивались всерьёз с межнациональными и межрелигиозными проблемами, поэтому и держат их на заднем плане. Но насколько власть готова к возможному обострению этих проблем? Ощущения готовности нет, утверждает Андрей Забияко, доктор философских наук.

Госдума РФ приняла изменения в ряд законов, по которым губернаторы и местные власти будут лично отвечать, вплоть до увольнения, за межнациональные и межконфессиональные конфликты в своих регионах. Теперь им вменяется в прямые обязанности поддержание ситуации мирного сосуществования между национальностями и верованиями на подведомственной территории.
 
Кабинет или церковь?
 
- Теперь нам ждать появления в местном правительстве министерства по межнациональному и межконфессиональному согласию?
 
- Трудно сказать, будет ли вообще какая-то структура. Процессы, которые идут в нашем обществе, ясно показывают, что необходимость в новых решениях возникла. С другой стороны, мы знаем из заявлений руководства, что административный аппарат нуждается в сокращении.
 
- Как совместить одно с другим?
 
Главное, на мой взгляд, не создание или реформирование «структур», а подбор кадров. Этническими и религиозными проблемами должны заниматься люди, профессионально подготовленные к серьёзной аналитической, правовой деятельности в этой области. Специалисты, способные не только реагировать на происходящее, но и прогнозировать развитие событий. Сейчас, например, системным сбором информации о религиозной ситуации в Амурской области, её анализом в нашем управленческом аппарате не занимается никто. Мы сейчас не говорим о правоохранительных органах, у них своя специфика. И нам, религиоведам, не поступало предложений от власти провести, скажем, мониторинг. Но если нет полной объективной информации, как можно эффективно управлять? Черпая знания и эмоции из СМИ, частных разговоров, личного опыта? К сожалению, сейчас часто именно личный опыт и предпочтения движут политиками разного масштаба. Нововведения в законы направлены именно на преодоление личных предвзятостей в области этнических и религиозных отношений. К примеру, недавно я побывал в кабинете одного из сотрудников областного минюста. Половина стены, стол и сейф были плотно завешены и заставлены религиозной символикой и атрибутикой. Куда я попал - в кабинет чиновника или в домовую церковь? После введения изменений демонстрация личных вероисповедных предпочтений госслужащим в официальной обстановке и деятельности становится незаконной.
 
- И как власть должна по-новому строить систему отношений с этническими сообществами и религиозными организациями?
 
- В первую очередь нужно преодолевать сложившиеся стереотипы. Остановимся на религии. В силу разных причин в нашем обществе в начале 90-х годов возникла иллюзия, что религия - это панацея от духовных болезней и культурных деформаций. У власти возник соблазн назначить некоторые религиозные организации «по ведомству» духовного здоровья, благотворительности, культуры, а самой заняться управлением экономикой и прочими практическими делами. Фактически власть на многие годы, в том числе и в Амурской области, устранилась от работы в области межконфессиональных отношений, надеясь, что силовые структуры, когда надо, устранят какие-то частные крайности. Однако жизнь подтвердила, что религиозные сообщества могут нести как заряд позитивной активности, так и деструктивный потенциал. Мы все очевидцы разрастания сферы влияния религии в нашем обществе. Вместе с этим возникали и разрастались такие проблемы, о которых мы ничего не знали или которые успели прочно забыть, например религиозный экстремизм.
 
Власть и общество долгое время искали новые ценности и этноконфессиональные вдохновляющие идеи. Однако сложить их в общую национальную идею так и не получилось. Нововведения в законы показывают, что власть готова вносить коррективы и ставить во главу угла не этноконфессиональные предпочтения отдельных сообществ или людей, а гражданское согласие. Может, в этом и есть наша национальная идея.
 
- Но различные религии на территории Приамурья пока мирно сосуществуют?
 
- Относительно мирно. По крайней мере, дальше локальных конфликтов дело не заходит. И эти, по сути, не конфронтационные отношения важно сохранить. Ведь в Приамурье идут те же процессы, например миграционные, что и по всей России. У нас тоже постепенно растёт число приезжих из Средней Азии, Кавказа. Многие из них мусульмане. Немало мусульман и среди тех, кто давно здесь живёт. Пока отношения с ними складываются конструктивно. Хотя потенциально конфликтные проблемы есть и в деятельности некоторых религиозных сообществ, и в массовой психологии амурчан.
 
- И что делать в этой ситуации?
 
- Важно эффективно регулировать и обоснованно прогнозировать деятельность этнических и религиозных сообществ, чтобы конфликты не возникали и не обострялись, чтобы сообщества хотя бы внешне проявляли уважение к другим группам, их традициям, формировали культуру межрелигиозного диалога. Это трудно. Заметим, что власть этим в части межконфессиональных отношений всерьез пока даже не занималась.
 
 
Религии в Приамурье сосуществуют относительно мирно

Фото РИА Новости


 

Бочка с порохом

- Что собой представляет межнациональное и межконфессиональное разнообразие области?
 
- Наш регион в чём-то напоминает США по способу заселения. Кстати, переселенческая политика помогла, как и в США, освоить наш край. Этого нельзя было бы сделать благодаря лишь одной группе.
Заселяться наши территории начали достаточно поздно - уже сложившимися в культурном, в том числе религиозном, конфессиональном, и этническом отношении группами. Они хоть и сближались, но сохраняли свою самобытность. Кроме русских, в частности казаков и русских солдат, Амурский край заселялся ссыльными после восстаний поляками (хотя были и добровольные переселенцы), евреями, украинцами, татарами и т. д. Были и те, кто здесь жил или переселился - эвенки, дауры, маньчжуры, китайцы. Сюда бежали от фактического геноцида со стороны Японии корейцы. Да и японцев здесь было немало.
 
В конфессиональном плане большинство составляли православные, в том числе старообрядцы. Рядом с ними жили католики, иудеи, мусульмане, а также духовные христиане (так называемое «старорусское сектантство») - духоборы, молокане. Так что многообразие действительно существовало - и этническое, и религиозное. И, как правило, это существование не переходило в конфликтные фазы. За этим тщательно следила местная власть. Она была заинтересована в развитии нашего региона как части России, ведь затем сюда и присылали администраторов. Чиновники понимали, что сидят здесь как на пороховой бочке. И чтобы она не взорвалась, нужно было регулировать отношения между народами.
 
- А теперь власти за этим не следят?
 
- Сейчас на уровне федеральных и региональных властей нет, или слабо просматриваются, стратегии жизни нашего общества в условиях этнического и конфессионального разнообразия. В Амурской области это как-то оправдывается тем, что наши власти попросту не сталкивались всерьёз с такими проблемами, как массовый этнический радикализм, религиозный экстремизм или деструктивные секты. Поэтому эти проблемы и задвигают пока на задний план. Но вопрос в том, насколько власть готова к возможному обострению этих проблем. У меня нет ощущения, что готова.
 
- В прошлом году в школах, в том числе амурских, ввели предмет «Основы религиозных культур и светской этики». По-вашему, это на руку укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений?
 
- Хорошо, что детей уже с младшего школьного возраста начинают учить уважению к этническим и религиозным традициям. Но мы не можем ждать, пока дети вырастут и придут на госслужбу. Сейчас надо выстраивать систему образования и переподготовки, чтобы получить качественную работу госслужащих в таких сферах, как межэтнические и межконфессиональные отношения. Одними угрозами увольнения многого не добьёшься, иначе благие решения законодателя так и останутся на бумаге.
 
Досье 
 
Андрей Павлович Забияко родился 1 октября 1961 года в Благовещенске. Окончил пединститут по специальности «История», аспирантуру философского факультета МГУ, потом там же - докторантуру. С 1999 года работает в АмГУ, заведующим кафедрой религиоведения. Профессор, доктор философских наук. Главный редактор журнала «Религиоведение».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

В российских школах может появиться курс «Православная культура»

Голосование по поводу нового предмета для школьников завершится 30 ноября

Владимир Путин просит поскорее принять закон о бездомных животных

Глава государства подчеркнул, что проблема жестокого обращения с ними получила в стране большой резонанс
1

В России за опасное вождение предлагают штрафовать на 5 тысяч рублей

Правительство Российской Федерации вносит в Госдуму соответствующий законопроект

Минюст предложил арестовывать у должников единственное жилье

Противники этой идеи уверены, что квартира неплательщика может превратиться в коммуналку с несколькими хозяевами
5

Парень, из-за которого случилась драка возле АОКБ, вышел из комы

Юноша практически не говорит и не ходит. Впереди его ждет долгий курс реабилитации

Сейчас на сайте

107 228

объявлений

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ