2x2 | Общество | Евгений Смолин: «Наши знания - это опыт старшего поколения»

Евгений Смолин: «Наши знания - это опыт старшего поколения»

Общество 09:45 | 14 марта | 2014
Евгений Смолин: «Наши знания - это опыт старшего поколения»

Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года» рассказывает о современных детях, их родителях и о том, как заинтересовать ученика предметом

Евгению Смолину, преподавателю истории и обществознания из школы № 12, всего 25 лет. А за плечами уже такое огромное достижение, как победа в конкурсе педагогического мастерства. Но при первом же разговоре с Евгением понимаешь, в чем секрет: у молодого педагога горят глаза, когда он рассказывает о своей профессии и о детях, которых учит. И эта искра не может не передаться другим.

- К профессии учителя сейчас неоднозначное отношение: бесспорно, это благородный труд, но, с другой стороны, и миллионов здесь не заработаешь, и день ненормированный, и дети не всегда понимают, для чего им школьные знания … Вас это не испугало?

- Ну почему же не испугало? Страх неизведанного, особенно когда ты впервые заходишь в класс, присутствует, наверное, у каждого… И я, естественно, волновался: а как меня воспримут дети, будут ли они внимательно слушать или, наоборот, захотят сорвать урок? А почему выбрал именно профессию учителя? Мне нравится сам процесс передачи знаний от меня ученикам. В этот момент я чувствую, что могу чему-то научить, подтолкнуть, воспитать патриотизм, гражданственность и другие хорошие качества. И я вижу, что у меня это хорошо получается: и по работам, которые пишут ребята, и по тому, как они говорят и проявляют свою гражданскую позицию. Значит, я чего-то добился в своей профессии.

- Ваша молодость - это плюс в общении с учениками или минус?

 - Тут все зависит от класса. Старшеклассники поначалу воспринимают меня как ровню себе. Бывало даже, что говорили: «Ну и что, что вы учитель? Вы старше нас всего на десять лет, почему мы должны вас слушать?» В таких случаях приходится объяснять, что возраст - не показатель и не уважать человека только за то, что ему 25 лет, а не 35, - это неправильно. Ученики понимают это, и порой те самые ребята, которые когда-то так предвзято относились к возрасту, становятся моими ближайшими помощниками.

- Евгений, расскажите о достоинствах и недостатках профессии учителя.

- Огромный плюс - это постоянное общение и, конечно же, позитив, который излучают дети. От него и ты сам заряжаешься, он избавляет от плохого настроения. Минусы? Наверное, ненормированный рабочий день. Уроки-то заканчиваются, а работа - нет. Дома приходится проверять тетради, готовиться к следующей теме и т. д. Друзья мои это понимают, а, к примеру, родители, как представители другой сферы деятельности, - нет. Им хочется, чтобы дома я отдыхал.

- Современные дети, ваши ученики, они какие?

- Они мобильны во всех смыслах, легки на подъем, постоянно ищут какую-то информацию в интернете, переписываются в соцсетях. Современные дети хорошо знают свои права, но, к сожалению, не всегда исполняют обязанности. Тянутся к информации - причем к любой! Порой мне приходилось даже останавливать урок, чтобы ответить на какие-то каверзные вопросы. Позже я понял, что конца этим вопросам нет, поэтому теперь говорю: «Что-то интересует - задержитесь после урока, я на все отвечу».

Есть такие мамы и папы, которые отдают свое чадо в школу и думают, что на этом их воспитательная миссия закончена. 

- Как вы относитесь к таким вот «каверзным» вопросам?

- Положительно, конечно. Ведь это значит, что ученикам интересен мой предмет, что они хотят знать больше, чем я могу дать за 40 минут. Но дело в том, что часто дети не разбираются, где правда, а где вымысел. Приходится объяснять. Я стараюсь, чтобы к выводу они пришли сами. Все-таки взгляды на некоторые моменты и в истории, и в современности неоднозначны, я рассказываю о том, как какой-то эпизод воспринимают разные люди, но навязывать точку зрения, которой придерживаюсь я, не пытаюсь.

- Очень важно зародить в школьниках интерес к предмету, объяснить, для чего нужны эти знания и как они помогут им в будущем. Как вы объясняете это своим ученикам?

- Тут опять же все зависит от возраста. Думаю, мои слова о том, что это поможет избежать ошибок в будущем, вряд ли возымеют действие на пятиклассника. Для них важнее то, что история - интересный предмет. Это я и стараюсь показать, и постепенно ребята втягиваются в изучение предмета. Основные проблемы возникают с седьмыми-восьмыми классами, в этом возрасте у детей снижается интерес к учебе, возникают проблемы подросткового возраста. Здесь я делаю упор на ЕГЭ и ГИА, которые им вскоре предстоит сдавать. А вообще, необходимо показать каждому, что хорошая учеба в школе - это ступень в получении хорошего высшего образования, престижной работы… Многие это понимают, старшие классы иногда приходится мотивировать на изучение предмета и на хорошую учебу своим собственным примером. Я стараюсь показать, насколько мне это интересно, и если я для них пример, они идут за мной.

- Усваиваемость предмета зависит от его изложения: историю можно преподать как голые факты, а можно как увлекательный рассказ. Как вы преподносите материал?

- Любая информация, даже если она написана интересно и доступно, как сказка, запоминается не полностью. Ученики в силу своих особенностей запоминают лишь 30 процентов того, что я им даю. И если он дома не повторит материал, то, как бы интересно я ни рассказывал, к следующему уроку он вспомнит лишь пять процентов. Поэтому я стараюсь разнообразить методы подачи - чтобы не только учитель говорил, но и дети работали. Конечно, рассказываю и об интересных фактах. Они«цепляют» ученика и заставляют взяться за уроки дома, а на это современные школьники, к сожалению, тратят все меньше и меньше времени…

- Евгений, давайте поговорим о конкурсе «Учитель года», победителем которого вы недавно стали. Почему решили участвовать?

- Мне захотелось посмотреть, что я из себя представляю как учитель, взглянуть на других, поделиться опытом и перенять его.

- Конкурс состоял из нескольких этапов, один из которых - мастер-класс. Расскажите о нем, пожалуйста.

- Я проводил классное собрание, где присутствовали и родители, и дети. На нем мы обсуждали проблему общения между поколениями. Для начала посмотрели фильм, который настроил всех нас на нужный лад. Затем я попросил и взрослых, и детей ответить на вопросы. К примеру, вопрос для родителей звучал так: «Вы доверяете своему ребенку и считаете, что он говорит вам правду?» Многие ответили положительно. Но в то же время ученики на вопрос: «Всегда ли вы говорите родителям правду?» в большинстве дали отрицательный ответ. И нам предстояло разобраться, почему дети не всегда стремятся быть искренними в общении с родителями. Мы проводили тренинг, где по ролям строили диалог, на его основе делали выводы.

Если честно, для меня моя победа была шоком. Я до сих пор в шоке! 

- С родителями вообще легко общаться?

- С теми, кто заинтересован в успехах своего ребенка и прикладывает к этому собственные силы, - да. Но есть такие мамы и папы, которые отдают свое чадо в школу и думают, что на этом их воспитательная миссия закончена. И если вдруг с ребенком что-то случается, то виновата школа. Воспитание сына или дочки многогранно, и школа - это лишь одна грань. Хотелось бы, чтобы взрослые об этом не забывали.

- Один из самых ответственных моментов в конкурсе - открытый урок. На какую тему вы проводили занятие?

- Я вел урок по обществознанию на тему «Демократические выборы и политические партии». Мы работали с интернетом, изучали разные определения, рассуждали, для чего нужны политические партии, вывели алгоритм, по которому строится любая политическая партия, рассмотрели ее признаки. Позже я попросил вытащить по одной бумажке, где были написаны названия партий, и ребята готовились к выборам на местном уровне, представляя каждый свою партию.

Эта тема шла у нас по календарно-тематическому плану, мы в подготовке должны ему следовать. Такая тема показалась наиболее выигрышной. Мы ведь живем в демократической стране, необходимо знать, для чего нам демократия. У нас есть множество прав, но беда в том, что мы часто ими не пользуемся. Я нередко слышу фразы: «Выборы? Зачем они нужны? Мы не пойдем на выборы! Мы проголосуем ногами». А затем эти же люди жалуются на то, что в их стране что-то не так. Но ведь ты сам не выполнил свой гражданский долг, не попытался что-то изменить - так почему критикуешь? Не стоит забывать, что самая первая трактовка демократии - «власть народа». А если народ отказывается осуществлять эту власть, то какие могут быть обиды? И я учу ребят тому, чтобы они это не забывали и выполняли свой гражданский долг. На этом уроке они поняли, что партия должна прежде всего защищать интересы своих избирателей. Возможно, в будущем, когда они станут депутатами, а быть может, создадут свою собственную партию, не забудут о том, что надо уважением относиться к избирателям.

- И вы, и те педагоги, что заняли второе и третье места, довольно молодые учителя…

- Если честно, для меня моя победа была шоком. Я до сих пор в шоке! Но когда я услышал свое имя и имена других победителей, я очень обрадовался… Почему победили молодые педагоги - я не знаю. Быть может, молодежи легче подстроиться под быстро меняющийся мир. Но наши знания - это опыт старшего поколения, учителей школьных и вузовских, наставников… Все знания - от них, ну а мы только стараемся обновить эти знания.

- У вас, как у преподавателя истории, наверняка, есть кумир из числа известных политических деятелей?

- Выбирая кумира из прошлого, я стараюсь видеть не только его сильные стороны, но и недостатки. Возьмем, к примеру, Петра Первого. Он прорубил «окно в Европу», сделал Россию европейской страной. Но, с другой стороны, крепостное право во времена его правления обрело крайне жесткие формы, была создана сильная власть царя, который не считался ни с кем - ни с Думой, ни с Сенатом, ни с Советом… Поэтому, выбирая себе кумиров, этот принцип историзма необходимо соблюдать, оценивать личность по эпохе и по его различным чертам. Иван Грозный завоевал и присоединил к стране огромные территории, но опричнина, террор были большими минусами его политики. Но в сравнении с тем, что в это время творилось в Европе, жертвы Ивана Грозного будут не такими многочисленными. Да, нас часто пугают и Петром Первым, и Иваном Грозным, забывая, что это далеко не самое страшное, что творилось в то время в мире.

- Евгений, спасибо за интересную беседу. Желаем вам достойно представить Благовещенск на областном этапе конкурса «Учитель года».

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

В США преподавательница усыновила своего любимого ученика

Врачи диагностировали у женщины порок сердца, который не позволял ей иметь своих детей

Самые высокие зарплаты ноября: 10 «дорогих» амурских вакансий

Оказывается, чтобы неплохо зарабатывать, не надо уезжать из Благовещенска
1

Полезный портал 2x2.su объявляет «вкусный» конкурс

Редакция начинает прием фотографий любителей сладкого
2

Андрей Плутенко: АмГУ - курс на инженерное образование

Семь вопросов ректору главного инженерного вуза Приамурья

Благовещенских сантехников признали лучшими в стране

Игорь Шурыгин и Денис Смирнов победили на чемпионате по профмастерству «Лучший сантехник. Кубок России»
5

Сейчас на сайте

106 076

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ