2x2 | Общество | Евгений ЕРЕМИН: «Читать должно быть вкусно!»

Евгений ЕРЕМИН: «Читать должно быть вкусно!»

Общество 15:50 | 16 ноября | 2011
Автор: Анна Соколова, специально для портала 2х2

«Русский язык сегодня и завтра» - тема пятой Ассамблеи Фонда «Русский мир», которая в этот раз прошла в Санкт-Петербурге.  Мероприятие собрало интеллектуальную, духовную и политическую элиту со всего земного шара, чтобы поделиться идеями популяризации нашего языка в мире. Уникальной методикой «спонтанного стихосложения», которая учит русскому языку иностранцев,  поделился на Ассамблее и наш соотечественник - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры филологического образования международного факультета БГПУ Евгений Еремин.

- Евгений Михайлович, расскажите, как Вы оказались на Ассамблее Русского мира?

- Дело в том, что наш университет сотрудничает с филиалом «Русского мира» во Владивостоке. Директор этого отделения Александр Зубрицкий  знаком с моей методикой. В прошлом году он пригласил меня на научный семинар, где я встретился с преподавателями пяти местных университетов и рассказал о своей работе. Тогда же Александр Николаевич предложил мне  оформить методику в грант. Подавали мы в фонд две заявки - еще один грант был на открытие русских центров в китайских университетах. Выиграли оба гранта. Хотя, например, от  МГУ было четыре заявки, из которых субсидию получила только одна. Это говорит о том, что на Амурскую область, на периферию стали обращать внимание. А все почему? Потому что результаты нашей работы не эфемерны – их можно потрогать руками. Мы открываем русские центры, и работа там дает свои результаты.

- Какие вопросы в этот раз обсуждались на Ассамблее?

- Главная цель Фонда «Русский мир» - пропаганда русского языка во всем мире, а также поддержка различных методик, помогающих это сделать. Все, кто работает над грантами, собираются на этой ассамблее – это общий праздник. В этот раз на мероприятии было представлено 75 стран – вся Африка, Европа, Азия… И все присутствующие говорили на русском языке! И все были объединены одной идеей! Девиз самого мероприятия  – «время говорить по-русски». Проводилось много круглых столов, я попытался хоть по полчаса, но побывать на всех. Особенно запомнились темы: «Русский язык сегодня» и «Русский язык в СМИ». Отношение к проблеме русского языка в современном мире разделилось на два противоположных крыла. Одни исследователи считают, что сейчас происходит дебилизация языка. Мол, все ушли в «твиттеры» и больше, чем за 140 знаков, мысль выразить не могут. Или говорят на так называемом «олбанском» языке с нарочито неправильным написанием слов, с ненормативной лексикой. Здесь звучала мысль о том, что наш язык нужно спасать. Другие же исследователи, наоборот, считают, что наш язык не нуждается в спасении. Он сам себя вылечит, как живое существо,  как самовосстанавливающаяся структура - тот же «олбанский» уже уходит из употребления, становится немодным.  

- А проблемы преподавания русского языка и литературы в школе на Ассамблее  затрагивали?

-  И об этом поговорили. Некоторые выступающие зачитывали различные ляпы из школьных сочинений, показывающих, что дети не понимают, о чем пишут. А Людмила Вербицкая, президент Санкт-Петербургского государственного университета, маститый преподаватель, сказала: «Я 34 раза перечитывала «Войну и мир», и каждый раз я понимаю: ее на надо давать в школе – рано».

Понимаете, не  самих классиков нужно убирать из программы, а их непосильные школьникам произведения. Ведь главная задача уроков – привить любовь к чтению. У меня, например, она была привита сказками, книгами про индейцев. А все эти приключенческие книги проходят мимо школьников. Представляете, сейчас в четвертом классе изучают «Золотого жука» Эдгара По. Зачем???  Я его в седьмом-то классе со страхом читал, дрожал весь. Создается ощущение, что списки для чтения составляют люди, далекие от психики школьников.

-  Как работает Ваша методика спонтанного стихосложения, почему с ее помощью можно лучше понять русский язык?

- Начну с такого примера. В «Алисе в стране чудес» Льюиса Керолла есть момент: главная героиня хочет разрезать пирог, чтобы угостить гостей, но отрезанные куски снова собираются вместе. Заяц говорит ей: «Зазеркальные пироги другие – их нужно сначала раздать, а потом резать».

Русский язык в школе тоже преподают кусками, а не цельно, разделяя его на грамматику, стилистику, фонетику… За этими кусками мы не видим целого. Отделяют русский язык и от литературы. Считается, что русский - наука для умных, а литература – это как пение или рисование. Часто те, кто имеет пятерки по литературе, имеют двойки по русскому. К примеру, мои сочинения читали вслух в классе как пример, но по русскому у меня была тройка. На самом же деле эти науки неразделимы, это инь и ян.

С помощью методики я пытаюсь своим студентам дать распробовать всю вкусность языка. Ведь мы учим язык не для того, чтобы знать грамматику, а чтобы говорить, творить и чувствовать. Они сначала становятся поэтами,  начинают мыслить на русском языке, а только потом изучают его по частям. Я сначала раздаю пирог, а потом его разрезаю.

- Как проходит процесс стихосложения у китайский студентов?

- В каждом классе я назначаю дежурного. Его задача – назвать какое-то слово, архетипичное, – мама, родина, любовь… Затем все начинают писать минисочинение на эту тему. Я не проверяю ошибок, пускаю студентов в свободное плавание. К примеру, тема – отец. Студент пишет: «Отец  - он любит, но он строгий, мама гладит по голове, а отец молчит». Я говорю: «сокращайте, убирайте ненужное, оставляйте важное». И так получается моностих: «Любовь отца молчалива». Ребята чувствуют минималистичность, эссенцию слова, познают его вкус и ценность. А когда это происходит, они выбрасывают из лексического гардероба все лишнее.

У меня часто спрашивают, как они могут знать такое и чувствовать на втором году обучения, если еще грамматику не изучили. А я и сам не знаю, просто происходит чудо…

У нас еще одна проблема – никто не читает книги. Если раньше были очереди в библиотеках и книжных магазинах, то сейчас книги валяются на помойках. Есть куча методик, а ребята не любят читать. Я делаю так, чтобы любили чтение, чтобы вкусно было. Чтобы ребята лучше поняли произведение, заинтересовались им, я использую драматизацию. Изучаем мы «Барышню-крестьянку». Вот переводят они по слову, ничего не ясно. Я предлагаю студентам: «А давайте покажем кино!». И мы инсценируем, как встретились герои, как Лиза переодевалась… Ребята смеются, им интересно, что же произошло дальше и как развивался сюжет в книге.

- Как Вашу методику восприняли на Ассамблее?

-  Наша тема была встречена с большим интересом! Я получил более 40 визиток, визитница стала «пузатой», есть предложения списываться с Африкой, Ирландией, Германией. И в почтовом ящике уже много писем от людей, которые хотели бы ознакомиться с методикой. Даже появилась идея международного стихотворного конкурса. Конечно, об этом рано пока говорить. Но даже просто идея дает огромный стимул для дальнейшей работы. За спиной вырастает не одна пара крыльев.

- А как к Вашей  методике относятся китайские преподаватели?

- В Китае – жесткая методика зубрежки, там фристайла нет. Между преподавателями и студентами - огромный ров. Преподаватели говорят: «Давайте мы сами сначала послушаем, а потом уже студенты». Я им говорю: «Могу начать лекцию и рассказывать сложные вещи: о герменевтике слова, о его внутренней культуре… Или сразу начнем писать стихи?» Они удивляются: «Как писать стихи? Как Пушкин?» - «Нет, как простой человек, который влюбился».

  

- Приведите, пожалуйста, примеры стихотворений китайских студентов.

- Время – лист наждачной бумаги,

  Оно полирует воспоминания без угла,

  Но имеет глянец.

****

  Скучать, как чашка чая – во рту горько,

  но когда вы пили, во рту сохранялось сладкое.

 (…)

  Скучать – вид счастья.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)

840

Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Сейчас на сайте

106 845

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ