2x2 | Общество | Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: «Будем думать о новом, о том, что жизненно необходимо сейчас»

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан: «Будем думать о новом, о том, что жизненно необходимо сейчас»

Общество 15:45 | 8 ноября | 2011
Автор: Анна Лиманская

- Вашим предшественником, архиепископом Гавриилом было сделано много на этом посту – он практически основал эту епархию. Какие традиции будут сохранены? Что будет нового?

 

- Мы обязательно оставим все самое лучшее, что было наработано. Но и будем думать о новом, о том, что жизненно необходимо сейчас, в наше новое время. Естественно, что наша святыня, Албазинская икона Божьей Матери будет путешествовать по всему краю, мы будем приносить икону на радость людям, для поддержки святого православия. Это было правилом и остается правилом нашей епархии.

Признаюсь, мне не только радостно быть на благовещенской земле, но и немножко грустно – я не ожидал, что на 220 тысяч человек в русском городе с богатой историей только один реально действующий соборный храм. Я услышал очень много просьб людей, особенно живущих в новых районах, о том, что немедленно надо строить храмы – маленькие типовые храмы для тех, кто не может добраться до церкви. Это люди в возрасте, это матери – кормящие, которые сидят дома с маленькими детьми. Им трудно ездить в центр. Поэтому наша первоочередная задача – продумывать, как нам строить храмы в новых районах или, по крайней мере, открывать там православные молельные дома. Тогда люди смогут исповедоваться, причащаться, проводить праздники.

Если говорить о Шадринском соборе… Храмы, которые исторически были в Благовещенске – а было их около двадцати – конечно, должны возрождаться. Шадринский собор по своей архитектуре очень красивый, но это соборный храм. А у нас сейчас нет кафедрального собора.

 Благовещенский храм, который называется сегодня кафедральным собором, не отвечает этим запросам – мы не можем проводить там большие праздники, отвечающие достоинству и чести православия. Нам нужно строить большой кафедральный собор, чтобы мы могли проводить там мероприятия православного городского значения. Я еще как архиерей могу поместиться со свитой в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы, но пригласить туда губернатора, администрацию города или других руководителей нужных, полезных организаций нашего города уже нет – им придется стоять на улице. Для большого города с населением 220 тысяч человек мы должны построить вместительный кафедральный собор. Это первоочередная задача, и на нее есть благословение Святейшего Патриарха Кирилла.

У нас в епархии маленькое количество храмов не потому, что они строятся только на пожертвования прихожан. К великому сожалению, были мало услышаны инициативные группы. Строить храмы – это не проблема нашего правительства. На своем личном опыте, до епископства, я убедился в том, что порой бедные люди даже больше помогают, чем те, кто имеет большой кошелек и возможности. Это грустно. Грустно, потому что у людей есть возможности – у организаций, даже у правительства и администрации города. Но многие не понимают, зачем строить храмы – считают, что это культовые сооружения, хорошая, красивая архитектура, что это всего лишь что-то для бабушек, для той категории людей, которая морально устарела и сейчас социально не значима для общества.

На самом деле, это неправда. Потому, что если у нас будет здоровое общество - а сегодня на этой ниве, в основном, работает церковь, православная церковь – мы большую часть социальных проблем обычным порядком решим. Духовность, культура – в первую очередь. Духовно здоровыми будут люди – у нас будут нормальные правители. Но, в основном, наши помощники, доброжелатели, жертвователи – простые люди.

Я надеюсь, что в ближайшее время я смогу подружиться с хорошими людьми, которые считают себя патриотами, которые любят свой город, переживают за его будущее, особенно за будущее молодежи.

- Удивило, что вы сказали, что у нас один действующий православный храм. А как же церковь Гавриило-Архангельского монастыря?

- Это очень уютный и хороший храм. Но проблемный – только потому, что, как вы все знаете, это исторически католическая церковь. Она в свое время очень выручила православие в нашем городе. Благодаря этому храму, у нас открылся первый - после советского времени - православный приход. Но надо быть честными – этот храм, костел в прошлом мы должны отдать христианам-католикам. Исторически, фактически это их храм. Вернуть его будет нормально и справедливо. Это будет не сразу – нас община католиков Благовещенска поставила в известность о том, что 11 ноября к нам приезжает католический епископ. Естественно, у нас состоится встреча – там и поднимем этот вопрос. Монастырь мы по этой же причине так же в ближайшее время переведем отсюда.

- Особенность нашего региона – в том, что у нас тут проживает много граждан КНР. Будете их обращать в православную веру?

- «Обращать» - это громкое слово. С гражданами КНР надо дружить. Мы добрые соседи, у нас давние дружеские отношения, слава Богу, они не прерывались. У нас, православных нет никакого такого желания всех быстренько сделать христианами и христианизировать всю Китайскую республику.  Вера – это дело личное, каждого человека. Мы должны, прежде всего, привести себя в надлежащий духовный порядок, показать себя, какие мы христиане. Прежде чем позвать в гости, надо быть хорошим достойным хозяином, показать, как ты живешь – достойно, честно, порядочно. Если это заинтересует кого-то, естественно, к нам подтянутся, захотят быть похожими на нас.

- Вы планируете полную открытость и доступность информации от епархии? Или будут ограничения? Как будете строить отношения с прессой, с народом?

- Мы будем открыты – насколько это будет возможно и нужно. Конечно, как и в каждой организации у нас есть проблемы, которые мы не будем спешить освещать. В области духовной, церковной есть такое понятие как «покаяние». Покричать, осудить, вынести грязь, как это бывает в светских организациях – у нас, в церкви такой практики нет и никогда не будет. Мы будем открыты, мы очень будем рады со всеми сотрудничать, но есть что-то личное, что-то организационное, что необязательно высвечивать.

Планируем мы общаться просто. У правящего архиерея будут приемные дни – вторник и четверг. Всегда можно будет прийти, попроситься на прием. А в остальное время можно обратиться к моим помощникам – это иеромонах Георгий, секретарь, и диакон Святослав, пресс-секретарь. Они ответственны за работу с общественностью.

Но очень бы хотелось, чтобы наши встречи проходили с пользой. Ни для кого не секрет, сейчас все очень увлекаются острыми интересными материалами, но они не всегда нужные и полезные для православных, да и вообще для людей. Бывает много «воды», да и просто напросто словесного базара. На такое мне бы не хотелось тратить свое время.

Я сейчас живу в гостинице – пока мои друзья помогают мне найти квартиру. Я мог бы разместиться в здании епархиального управления, но все помещения здесь мы решили отдать под епархиальные службы, отделы – например, отдел по работе с молодежью - чтобы можно было работать, принимать людей.  

Организуем работу епархиального управления, а еще, в ближайшее время, откроем несколько монастырей – необязательно в городе, здесь все-таки с недвижимостью проблемы. Скорее всего, это будет пригород – я уже поездил немножко по окраинам, где, я надеюсь, будет монастырь и не один.

Я пока не успел поездить по епархии, посмотреть монастыри в Зее и Тынде, познакомиться с насельниками, с теми, кто возглавляет эти монастыри.  Я был только в храме рядом с епархиальным управлением, а еще совершал богослужение в храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Признаюсь, я в восхищении – у нас очень хорошие люди, замечательные люди.  А меня у нас в Ленинградской области пугали,  говорили – ой, там… какое же это современное выражение есть… полный отстой? Или отходняк?

Я все думал – куда же я еду, всего 220 тысяч населения, неужели там и правда все глухо и мрачно? А приехал – нормальные люди, даже удивительно – почему вы не строите храмы? Двадцать первый век на дворе, столько возможностей!

В ближайшее воскресенье я буду служить в Тынде, в Троицком соборе, где располагается кафедра правящего архиерея – посмотрю на город, на людей, естественно, на людей, которые там служат. Потом поеду по другим населенным пунктам – прежде всего, городам. Но сейчас очень много административных дел, первое время буду работать, в основном, в кабинете.

- Говорят, вы собираетесь привезти в нашу область святые мощи. А можно узнать, какие?

- Мое большое человеческое счастье – быть наследником не больших денег, не какого-то состояния, а православных святынь. В 90-е годы мне были переданы части мощей, которые принадлежали покойному ныне митрополиту Гурию (Егорову). Его родственник отдал мне огромнейшую коробку с этими святынями.  Мои друзья, мои благодетели в свое время помогли мне совершить поездку за рубеж – в Италию, в Польшу, в Западную Европу. Я встречался с интересными людьми, с протестантами и убедил их поделиться святынями, которые есть в пределах их страны, города или прихода.

В ближайшее время мы привезем, например, частицы мощей святой мученицы Лючии – наверное, все слышали про нее песню? Святая Лючия, по-русски – Лукия имеет удивительную силу помогать исцелять глазные болезни. У нас, православных, она почитается еще и как избавительница от духовной слепоты. Еще будут мощи святого великомученика Евстафия Плакиды – он почитается и католиками тоже как покровитель семьи, охотников и работников лесного хозяйства. Мощи преподобного Сергия Радонежского, Александра Свирского и других интересных святых теперь будут у нас в городе.

- Как вы будете работать с молодежью?

- Мы намечаем интересные мероприятия для молодежи и детей – это обязательно выезды за город, вечера у костра, общение с природой. Надо разнообразить духовно-просветительскую работу – не все должно замыкаться на храме. Молитва, богослужение – это понятно, но очень хочется, чтобы молодые люди и дети видели, что мы не только молимся, но и трудимся, радуемся, радуемся окружающему нас миру.

Не за горами будут субботники. Скоро, возможно, и архиерей выйдет на уборку нашего города – а то, признаюсь, местами грустная ситуация, грязненько.

- Церковь и власть – насколько тесным должно быть сотрудничество? И должно ли оно вообще быть?

- Церковь в переводе с греческого означает «общество». Церковь – это люди, в первую очередь. Мне, например, очень трудно отделить государство от людей, потому что и государство – это люди. Поэтому мы должны сотрудничать. И в этом сотрудничестве необязательно, что все должны быть православными и сугубо  церковными. Мы должны дружить для нашего общего блага, для пользы людей верующих и неверующих, тем более что церковь сегодня – самый здоровый, процветающий и развивающийся институт.

- В нашей области очень сильно влияние новоявленных церквей типа «Нового поколения». Какую политику в их отношении вы будете проводить?

- Это все нужно предупреждать – не тем, что мы будем воинственно настроить против них, а тем, что мы будем воинственно настроены на себя. Нужно подтягиваться, уходить от безразличия, думать о чести, достоинстве, профессионализме, подстегивать нормальные здоровые чувства людей, напоминать о важных человеческих ценностях – патриотизме, культуре. Только тогда мы сможем остановить влияние этих людей. Большая часть тех, кто уходит в секты, их руководители – духовно нездоровые люди.

И они появляются потому, что мы плохо работаем, плохо переживаем за ситуацию в городе, в крае. Сейчас как – одного тянет в алкоголизм, другого - в наркоманию, третьего – еще в какие-нибудь страсти. А четвертому хочется духовности, хочется глоток свежего воздуха, он так бы хотел прийти в храм. У нас есть эти храмы? Нет.

- Расскажите о себе.

Я южный человек, сам себя называю солнечным. Я привык все время жить по солнцу – и подниматься, и ложиться спать. Меня очень радует, что здесь все-таки солнечный край. И природа точно такая же, как у нас в Одессе. Я родился в удивительно красивом месте под Одессой – это село называется Белка. У меня три брата, я безумно люблю своих родителей, они уже умерли, но я до сих пор чту их память.

Я пережил очень сложное советское время, был одним из «громких» верующих. Оперуполномоченные, детская комната милиции – все пытались меня перевоспитать. Мне с трудом дали доучиться 8 классов, с последнего экзамена меня выгнали с треском. Я его толком не сдавал – меня попросили прочитать молитву «Отче наш», с издевкой.  А я красиво прочитал эту молитву, и директор школы, который сидел в приемной комиссии, прогнал меня, и я ушел в город, в Одессу. Приходилось немножко прятаться от всех тех, кто меня доставал, как верующего юношу.  Я там продолжил вечернее среднее образование и поступил в училище – на плотника-паркетчика. Больше меня никуда не принимали. С большим трудом – только потому, что был плохой набор, а я был приличный – меня взяли, только сказали: «Веди себя хорошо, не обращай никого в веру свою». Я начал учиться, пообещал, что документы подвезу, но когда училище сделало запрос о моем образовании в средней школе, оказалось, что даже в классных табелях были вырваны листы, что меня вообще не было.

На родину я до недавнего времени ездил очень часто - с Божьей помощью, удалось построить там два храма и открыть женский монастырь. Там очень гостеприимные люди – настолько гостеприимные, что я иногда боюсь, что живым оттуда не уеду. Меня обычно провожают аж до конца Одесской области и на каждом перекрестке перекрывают дорогу, наливают «за здоровье» и каждый раз говорят: «Ну что же вы, батюшка, нас так обижаете, нас не любите?». Так хочется просто приехать на родину, но вот эти застолья, вот эта любовь… это очень тяжко. А надо быть человечным. У мамы моей была поговорка: «Будь приятен к людям». А вот эта приятность людям бывает большим, огромнейшим трудом.

Священником я хотел стать с раннего детства – потому что уже тогда видел проблемы людей, которых не мог решить ни председатель колхоза, ни глава администрации. Священники имеют силу, и власть, и авторитет гораздо большие, чем все остальные люди. Я стремился к этому с одной единственной целью – чтобы помочь своим родным, друзьям, односельчанам. 


Пресс-конференция с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом (аудио 1, 60:00)


Пресс-конференция с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом (аудио 2, 6:21)


Пресс-конференция с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом (видео 1, 4:32)


Пресс-конференция с епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом (видео 2, 1:10)

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)

1415

Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Сейчас на сайте

108 165

объявлений

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ