2x2 | Общество | Чему не учат в школе?

Чему не учат в школе?

Общество 17:12 | 22 февраля | 2012
Автор: Милана Ежова, «Попутчик»

 

О качестве сегодняшнего школьного образования не рассуждал только ленивый. Но больше всех эта тема беспокоит тех, кто пытается из вчерашнего недоучки сделать специалиста в той или иной области.

- У поступающих чувствуется нехватка знаний по базовым предметам - математике и русскому языку, - посетовал в частном разговоре один из преподавателей благовещенского вуза. - Такое ощущение, что уровень подготовки в школе падает. То ли это из-за сложных экспериментальных программ, результатов которых пока не видно, то ли из-за ЕГЭ - когда акцент делается на правильное заполнение тестов… Не знаю.

Детей не учат учиться?

В первые годы обучения слабо подготовленные студенты отсеиваются, то есть до 4-5 курса доходят не все. К тому же исчезает родительский контроль за подготовкой к занятиям. Но педагоги отмечают не столько пробелы в знаниях, сколько не особое желание и умение учиться.

- Когда-то в Советском Союзе нас учили учиться. А сейчас этому школьников никто не учит. Дети не виноваты, видимо, предполагается, что они сами должны уметь, - отмечает заведующая кафедрой гуманитарного образования Амурского областного института развития образования кандидат педагогических наук Евгения Воропай. - Школьная программа сложная, а мотивация у ребенка к старшим классам довольно специфическая: поступить в конкретный вуз. Часть готовится сдать ЕГЭ, часть - поступить с этими результатами. А вот подойдут ли такие выпускники вузу - большой вопрос.

Мы в пятом десятке…

Результаты международных исследований публикуются на сайте Центра оценки качества образования www.centeroko.ru. Так вот, российские школьники начальных классов по качеству чтению и пониманию текста, по данным исследований PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), уверенно занимают лидирующие позиции, то есть первые-вторые места. Чего не скажешь о 15-летних учениках - здесь мы уже в пятом(!) десятке (см. «Интересно»). Причем по уровню не только читательской, но и естественнонаучной и математической грамотности.

- То, чему мы сейчас учим, соответствует второму уровню - это восприятие информации в чистом виде, то есть классический сегодняшний ЕГЭ. Хотя ЕГЭ тут ни при чем. Школьники не могут работать с трудными текстами, где есть неочевидная информация, где есть разные точки зрения, где надо уметь это извлекать и анализировать, - продолжает Евгения Владимировна. - Я бы, например, в вузах первый курс сделала как подготовительный, чтобы научить студентов работать с источником информации, научить письменному научному стилю, навыку обрабатывать информацию. Потому что самая главная проблема на сегодняшний день - студенты не умеют воспринимать и перерабатывать информацию.

Все из-за интернета?

Возможно, в этом есть еще вина компьютерных технологий и интернета. Зато студенты-первокурсники очень хорошо умеют скачивать информацию из Сети. Правда, перерабатывать ее они не в состоянии.

- Тенденция эта прослеживается. Если раньше при написании тех же рефератов студент затрачивал время на поиск нужных книг и публикаций в библиотеке, переписывал и, как следствие, запоминал, то теперь другая картина, - подтверждает секретарь приемной комиссии БГПУ Виталий Ямковой. - Но у нас в университете теперь отслеживают скачивание, это не так сложно - увидеть грамматические и стилистические ошибки материалов из интернета.

Студентов стараются приучить к конспектированию, пересказу, только чтобы у человека хоть что-то осело в голове…

Кто как учится?

Интересно, что студенты государственных и негосударственных вузов к освоению учебных программ подходят по-разному.

- По своему опыту, за время работы в разных вузах я заметила такой парадокс. В негосударственном вузе нет стипендии, не предоставляется общежитие, обучение только платное. Студент пытается сразу начинать трудовую биографию, не сидеть на шее у родителей, он быстрее и легче адаптируется к условиям работы. И к учебному процессу подходит очень избирательно - ходит только на те лекции, которые, как он считает, ему нужны, пригодятся ему в работе или бизнесе, задает конкретные вопросы, «лишней» информацией не загружается, - рассказывает Евгения Воропай. - Объективно - это плохой студент, много пропускает. Но из таких не очень успешных студентов получаются очень успешные бизнесмены. Таких примеров у меня достаточно.

Интересно

На каком мы месте

По данным международных исследований PISA(Programme for International Student Assessment), которые проводятся Организацией Экономического Сотрудничества и Развития раз в три года, пятерка лидеров по уровню грамотности среди 15-летних школьников выглядит так:

Читательская

грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная

грамотность

Шанхай (КНР)

Шанхай (КНР)

Шанхай (КНР)

Корея

Сингапур

Финляндия

Финляндия

Гонконг

Гонконг

Гонконг

Корея

Сингапур

Сингапур

Тайвань

Япония

Россия занимает соответственно 43, 38 и 39 места.  В исследовании принимали участие 65 стран, из России - 213 образовательных учреждений из 45 субъектов. По данным сайта www.centeroko.ru

Какая бывает грамотность

Читательская – способность человека  понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Математическая – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)

366

Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Сейчас на сайте

106 232

объявлений

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ