2x2 | Отдых | Благовещенскую публику поразило мастерство 27-летнего концертмейстера

Благовещенскую публику поразило мастерство 27-летнего концертмейстера

Отдых 10:15 | 13 декабря | 2013
Статья «Универсальный концертмейстер» из номера «Телеобъектив 2х2» №50 от 12 декабря 2013
Благовещенскую публику поразило мастерство 27-летнего концертмейстера

Несмотря на позднее начало музыкальной карьеры, Станислав Серебрянников добился уникальных результатов

Амурских слушателей, пришедших на концерт трех теноров во время фестиваля «Амурская волна», поразило мастерство концертмейстера Станислава Серебрянникова. Действительно, пианисты фонда Давида Гвинианидзе «Таланты мира» - удивительно талантливые и интересные музыканты. Станислав, например, еще и переводчик с английского, который помог пообщаться с мексиканцем Алехандро Олмедо. Но оказалось, это далеко не все.

Пианист, вокалист, дирижер
 
- Станислав, расскажите, пожалуйста, как вы попали в этот проект и вообще, с чего все начиналось…
 
- Я начал заниматься музыкой очень поздно - в 12 лет. Меня взяли в музыкальную школу, и я отучился там всего два года, поле чего поступил в колледж. Но на самом деле я не хотел поступать и идти в музыку. У меня был вариант пойти на физмат, а еще я очень любил химию. Но отец с моего детства хотел, чтобы я этим занимался, потому что он сам окончил музшколу, любил и любит это дело. И он настоял, и я поступил. Но, в общем, я даже не поступил, просто человек, который был зачислен последним, отказался платить, а это было платное место в колледже Московского государственного института музыки им. А. Шнитке, бывшем училище им. Октябрьской революции. После колледжа я окончил этот же вуз, учился у одного и того же педагога - профессора Александра Викторовича Моздыкова. Спасибо ему большое - он сделал из меня то, что я сегодня собой представляю. И еще я учился в Московской консерватории на вокальном и дирижерском отделениях - это мои второе и третье образования. Первое - фортепиано. 
 
- Вот это да!..
 
- Собственно, как я попал в фонд «Таланты мира». Меня порекомендовал президенту фонда Давиду Гвинианидзе мой друг, солист «Геликон-оперы» Дима Скориков. Они сидели вдвоем в офисе фонда, Дима позвонил мне и спросил, нужна ли мне работа. Я сказал, что не отказываюсь никогда от предложений. Он рассказал о фонде, о концертах. А я в то время уже работал в музыкальной школе, в колледже и в вузе - преподавал фортепиано, работал концертмейстером. В общем, занятость была полная. Я сказал, что могу рассмотреть это предложение, он передал Давиду, Давид позвал: «Приезжайте, я вас послушаю». Слушали не только меня, слушали многих концертмейстеров. И после Давид мне позвонил: «Я буду с вами сотрудничать». Вот, собственно, так я и попал в фонд. 
 
- Получается, что, кроме того, что вы классный пианист, концертмейстер, вы еще можете быть неплохим вокалистом, а еще и дирижером-хоровиком…
 
- Нет, у меня оперно-симфоническое дирижирование, но оно включает в себя и хоровое. Потому что только хоровое дирижирование не дает возможности дирижировать оперно-симфоническим оркестром, оперой… Там специфика своя.
 
- И сколько же вам лет?
 
- Двадцать семь.
 
- Очень много вы приобрели к этому возрасту. 
 
- Я надеюсь…
 
Концертмейстер - это…
 
 
Концертмейстер должен быть единым целым с исполнителем, уверен Станислав Серебрянников

Фото Евгении Зотовой


 
- Если учесть, что в 12 лет только начали музыкой заниматься, это просто супер. Как вы считаете, на ваш взгляд, концертмейстер - это кто? Человек, сидящий за роялем? Или с баяном, который просто подыгрывает, аккомпанирует? 
 
- Я за то, чтобы поднимать концертмейстерское искусство. Концертмейстер должен быть единым целым с исполнителем, будь то певец, будь то исполнитель на струнном, духовом инструменте - любой исполнитель - он должен являть с ним единое целое. То есть это не должен быть, извините за выражение, лабух, который отдельно сидит и играет иногда верные ноты и попадает иногда в правильный ритм. Это должен быть ансамбль. Концертмейстер должен быть дирижером, потому что он - либо друг исполнителя, либо враг. Он может как помочь, так и завалить исполнение полностью, причем сам того не понимая. Поэтому это очень важный человек. А на вопрос о том, кто главный, я не могу ответить. Нет таких понятий – «главный» (солист) и «подыгрыватель» какой-то.
 
- Звуковую картину-то создают вместе.
 
- Да. Или, наоборот, какой-то роскошный пианист-солист - и кто-то что-то там подпевает… Нет. Такого не должно быть. Это всегда видится, слышится, чувствуется. Публика не дура, публику не обманешь. 
 
Акустика или электроника? 
 
- Вы концертируете по разным городам и весям. Думаю, не везде попадаются нормальные инструменты. Я еще нас не считаю, есть и хуже гораздо. Какой выход? Вы приезжаете, а там дрова стоят. Что делать?
 
- Я вам скажу так. Я не первый, кто ездит по городам, и далеко не последний, я думаю. И посмотрите, как жили все наши народные и заслуженные артисты - те же Галина Павловна Вишневская, Мстислав Ростропович, царство им небесное… Они приезжали в те же города. Рихтер, Гилельс, Воскресенский играли на тех же инструментах. И почему я не могу этого делать? А какой выход? Я приезжаю в город давать концерт. Мне что - отказываться? Бывают плохие инструменты, бывают хорошие, бывают - за которыми не следят, бывают еще и электронные инструменты. 
 
- А с такими ситуациями вам часто приходится сталкиваться?
 
- Когда мне в первый раз пришлось играть на электронном инструменте, это было полноразмерное электронное пианино, я сначала был в шоке. Тогда это был гастрольный тур с нашим президентом Давидом Гвинианидзе. И он мне сказал: «Что делать? Придется». А для меня это действительно было шоком, потому что я не знал, что такая ситуация может быть. Сейчас я уже знаю. Я не был готов. Но я сыграл. Это не к тому, что я себя ставлю в один ряд с великими, которые тоже это делали, а к тому, что надо - значит надо. Если ставят синтезатор в три октавы, тут возникнет вопрос, это действительно будет очень сложно. Если ставят полноразмерный инструмент - это другое дело, но специфика совершенно иная. Но любой, даже самый затхлый настоящий инструмент - это настоящий инструмент. Я предпочитаю его электронному. Но не везде есть такая возможность. Значит, работаем…
 
Равнение на…
 
- Скажите, пожалуйста, есть ли концертмейстеры, которые для вас могут служить идеалом? Вообще такие есть сейчас? Кто это?
 
- Начну немножко издалека… Я очень люблю концертмейстера, который работал с Дитером Фишером-Дискау, это Джеральд Мур. Если говорить о концертмейстерах прошлого… Я придерживаюсь такой политики: «не создай себе кумира» - хотя поучиться мы друг у друга можем всему. Но есть люди, которые внесли такой вклад в развитие концертмейстерского искусства! Это, допустим, покойный Важа Николаевич Чачава. Человек, который нас на такой уровень поднял! 
 
- Они с Образцовой как одно имя звучали. 
 
- Да, и она работала только с ним, у нее не было другого концертмейстера. Это, допустим, мои педагоги Игорь Леонидович Котляревский и Елена Будимировна Багратова - они не столь известны, потому что не выступали в свое время, они преподают в основном. Джеральд Мур - человек, который написал книгу о концертмейстерском искусстве. Ее стоит почитать, потому что очень много умных мыслей написано именно по делу, именно по сути. И конечно, если послушать, как он играет, или посмотреть видео - есть очень интересные моменты переложений, очень интересно. Из ныне живущих - мне очень трудно сказать, потому что в последнее время мне хватает нашего творчества, того, что я в этом кручусь. Я очень мало слушаю и не совсем в курсе того, что сейчас происходит. В основном, то, что я слышу в исполнительстве, - это плохо, к сожалению, потому что люди не понимают, в чем суть именно исполнительства, как воздействовать. Ведь музыка, искусство - это воздействие на психику, не на слух. И люди этого не понимают. Хорошо, если выполняют, но исполнения очень мало. 
 
Ноты забирают энергетику
 
- Заметила интересную тенденцию. Концерт наполовину состоит из классической музыки, а у вас на пюпитре нет нот. Вы свободно, полуимпровизационно играете, в этой фактуре вам легко, вы как рыба в воде. Это всеобщая тенденция? Тенденция именно таких концертов?
 
- Игра без нот? 
 
- Кстати, ваш главный концертмейстер фонда Владимир Родионов приезжал с президентом фонда, когда баритоны выступали. И тоже играл свободно, без нот…
 
- Вы не зря вспомнили. Володя Родионов очень хороший концертмейстер. Его можно слушать, можно учиться, да.
- Такой же, кстати, Александр Сариев, он с Аллой Баяновой несколько лет назад приезжал.
 
- Конечно, владение фактурой, владение инструментом - это не то что тенденция. Это просто… во-первых, я очень быстро запоминаю. Один-два раза вижу ноты - и все. Запоминаю не только нотный текст, но и нюансы. А во-вторых, они просто мне мешают. Я считаю, что если ты исполняешь по нотам, то там, в этих нотах, твоя энергетика и заканчивается. Надо исполнять без нот. Почему, если солист поет без нот, концертмейстер должен играть по нотам? Мне это непонятно.
 
- Интересная логика. Имеет право быть. 
 
- В принципе, я хочу это новшество ввести, чтобы концертмейстеры играли без нот. 
 
- У вас в каком-то, может, отдаленном педагогическом будущем такая идея есть?
 
- По концертмейстерскому делу пока нет. У меня есть закладки работы по психологии восприятия. Я просто на эту тему хочу писать кандидатскую и докторскую.

 

Стали свидетелями интересного события? Поделитесь! +7 (968) 246-25-97
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)

0  
JordanTync
13 апреля в 10:39
Между нами говоря, по-моему, это очевидно. Я бы не хотел развивать эту тему. ---- новинки музыки
Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Московский юрист раскрыл подробности скандала вокруг ОКЦ и Свинки Пеппы

Подать иск в Арбитражный суд Амурской области юридическая фирма, защищающая интересы правообладателя, планирует в ближайшие дни
6

Скандал со Свинкой Пеппой: в ОКЦ Благовещенска рассказали свою версию

Правообладатель мультсериала намерен получить от культурного учреждения миллион рублей
4

«Я этого не заказывал», или За какие услуги в кафе можно не платить

Как поесть и отдохнуть в Благовещенске не переплачивая, выяснял корреспондент портала 2x2.su
4

Где победители «Золотого яблока» хранят свои награды

В поисках заветных статуэток полезный портал 2x2.su заглянул на полки и шкафчики в офисах призеров

Агрохолдинги и представители властей обсудят инвестиционные сельхозпроекты ДФО и Сибири на международном форуме

Ежегодное мероприятие соберет порядка 350 руководителей крупнейших производств, фермерских хозяйств

Сейчас на сайте

87 761

объявлений

Опрос
Как вы отмечаете Масленицу?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ
Наши партнеры