2x2 | Отдых | Приамурье покорили артисты хора Пятницкого

Приамурье покорили артисты хора Пятницкого

Отдых 09:15 | 13 сентября | 2013
Статья ««Мы вернулись к истокам»» из номера «Телеобъектив 2х2» №37 от 12 сентября 2013
Приамурье покорили артисты хора Пятницкого

«Мы коллектив XXI века, который идет след в след по пути, проложенному Пятницким», - уверена руководитель коллектива Александра Пермякова

- Александра Андреевна, ваш хор - один из самых ярких брендов нашей страны. Вы так считаете?

- У нас брендов в стране на самом деле очень немного. Это бренды, которые своей историей завоевали право называться брендом. Ну как мы можем не назвать… Что, ансамбль Игоря Моисеева - это не бренд? Это бренд! Краснознаменный ансамбль - это не бренд? Что, ансамбль «Березка» - это не бренд? Бренд! Хор Пятницкого - бренд. Оркестр имени Осипова - это бренд. Все! Я не беру классическую музыку, я не беру оперу, балет… Только коллективы своего жанра. 
 
Об истории хора и революциях
 
- Первый концерт хора Пятницкого состоялся 2 марта 1911 года. А еще в 1904 году был издан первый его сборник на средства географического общества при МГУ. Тогда в составе РГО был известный (сейчас уже забытый) музыковед Пасхалов, который в значительной степени поспособствовал, чтобы было профинансировано издание этого первого сборника «Песни Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний». Пятницкий приезжал в деревни, в Александровку, где знал прекрасно всех односельчан. Никаких конкурсов, как сейчас: собрал группу крестьян – и приехали. Вы думаете, что никто до этого не пел русскую песню? А акапелла Адренева-Славянского - выходили на сцену в мехах, в невероятных костюмах, кафтанах? А Плевицкая, которая пела перед царем, и он ей дарил бриллианты, выходила в богатейших одеждах, в украшениях? Наверное, по этому пути сейчас идут… Но Пятницкий - почему на него обратила внимание вся музыкальная общественность того периода - на сцену вывел простых, подлинных крестьян. И в этом была революция. Был у нас знаменитый коллектив Дмитрия Покровского. Это тоже была революция.

Фото автора
Огромный период - с 1911 до 1938 года - танцевальной группы не было, оркестра не было. У нас все программы сохранились. Если посмотреть программку 1914 года, там написано: «песня в сопровождении гармошки, жалейки с пляской». До 1938 года все делали артисты хора. И только потом произошла творческая революция в хоре Пятницкого: была создана оркестровая и плясовая группа. Не артисты балета - плясовая. И до конца 40-х годов в трудовых книжках было написано: «плясун», «плясунья», потому что плясали. И у нас все танцы - это не балетмейстерские работы. Они все расшифрованы. «Саратовская карачанка» - это подлинные танцы, которые мы собираем по крохам, по стране и расшифровываем их, редактируем, потому что они записаны очень давно. «Танец приленских ямщиков», где они прыгают, - это кадриль, записанная в 1894 году. Все, больше нет ничего, даже мелодийного ряда нет, чтобы музыку подобрать под этот номер. Были только движения, лексически был зафиксирован танец. Мы подняли всю историю всех кадрилей, в том числе прослушали всю музыку, даже фильм «Любовь и голуби» - там очень близко, и это нам помогло. 
 
Народная или авторская? 
- Огромный отрезок советского периода в хоре характерен исполнением авторских песен. Сегодня в программе 23 номера, из них только 2 авторских - Матвиенко «Конь» и попурри на песни советских композиторов. 21 номер - на основе подлинного народного материала в сценическом современном решении. А раньше было наоборот: на 21 авторскую - 2 популярных народных. Которые, кстати, тоже являются авторскими, хоть мы их считаем народными - и «Степь да степь кругом», и «Есть на Волге утес»… 
Когда мы вернулись к истокам, я подняла огромное количество - слава Богу, сохранились архивные материалы, видеозаписи, и мы перевели на «цифру» те восковые валики, на которые Митрофан Пятницкий записывал песни. Сейчас мы коллектив XXI века, который идет след в след по пути, проложенному Пятницким. У нас очень много подлинных песен. Например, рязанская «Как по горкам, по горам». Они брали стакан, бросали туда пуговицы - это была ритмическая основа. Мы называем это характерными областными особенностями. У нас все построено на подлинной основе, но в современном решении. Помимо того, что мы должны сохранить, мы должны популяризировать русскую народную песню. Поэтому у нас такая энергетика со сцены.
 
Артисты - универсалы
 
 - Мы работаем по системе Станиславского. У нас каждая фраза продумывается, анализируется: какое главное слово в предложении, где музыкальный акцент сделать, какой в каждом слове слог самый главный… И это очень сложная работа. И я рада, что зрители говорят, что хор имени Пятницкого - он хоть и крестьянский, но он очень современный. Вот, смотрите: «Девушки гуляют». Спросите, на каком языке пели. На русском. «Сыграй, роза» - да на русском! Это пензенский диалект, про который мы вообще забыли. Мы поем на диалекте, как фольклорный ансамбль. Творческая палитра хора настолько широка, что позволяет представить и популярную русскую песню, и подлинную русскую песню, и авторскую, и плясовую. Современный артист хора имени Пятницкого на сцене обязан уметь все: и петь, и одновременно плясать. У меня музыканты оркестра поют и танцуют, артисты танцевальной группы и поют, и танцуют, а артисты хора - да только что на ушах не стоят! (Смеется.) Это традиции хора.
 
О композиторах и фольклористах 
 
- Дмитрий Покровский в 70-80-е годы постоянно ездил в этнографические экспедиции, очень много материала собирал, записывал… А сейчас - есть ли смысл ездить? Кто живой еще остался, кто что-то помнит? 
 
- Вы знаете, сейчас с каждым годом, безусловно, это все сложнее. Но был огромный период, когда все пели авторские песни: Соловьев-Седой - гениальная музыка, Александра Пахмутова - прекрасные песни. Захаров, Левашов. Но! Вывеска висит «русский народный хор». К великому счастью, за все эти десятилетия, когда мы пели авторскую песню на сцене, по стране ездили экспедиции всех консерваторий, институтов, училищ и собирали. Ведь мы поем то, что записали эти экспедиции. И если сейчас заняться этим и исполнять, - тысячу лет всем русским коллективам петь и не перепеть. Столько материала собрано! Просто невероятное количество. 
 
Фольклористы - каждый специализируется в какой-то области. И они все равно пытаются все, что сохранилось, каким-то образом записать, зафиксировать, чтобы это осталось. Я же с потолка придумать ничего не имею права! Последняя песня - «Я на печке молотила». Думаете, я села и придумала? Я просмотрела все фольклорные ансамбли в записи - что они делают, как они это делают, как они это представляют, решают. Потому что моя задача - все это систематизировать и каким-то образом переложить на огромный коллектив с тем, чтобы это принималось зрителем. Поэтому я с чистой совестью пишу: «Я на печке молотила» - русская народная песня Алтайского края, «Ой, в Таганроге» - записана в Кемеровской области. Или «С по-над лесом» - это песня ростовских донских казаков. Я за каждую песню отвечаю головой. Если не мы - то кто? Мы не имеем права по-другому. Чтобы вы не пришли и не сказали: «Слушайте, орлы! Вы что нам тут показываете? Вам не стыдно?» Нам не стыдно. Где бы мы ни были.
 
О манере исполнения
 
- У меня были сомнения: годы прошли, наверное, хор изменился, изменился саунд - звукоизвлечение. Я ведь помню, как пели тогда. Но услышала именно тот звук… 
 
- Молодец, что заметила. Мне понадобилось несколько лет. Авторские песни - они влекут за собой определенное звуковедение. И когда в 1989 году меня назначили руководить хором, первое, что я сказала - мы возвращаем подлинное звучание. Вы знаете, как это было воспринято? Это была страсть! Когда я сказала: белым звуком, вперед, но тембристо и очень плотно - и звук Пятницкого. Дикция (поет «Ой, со вечора да с полуночи» - Авт.) - вы понимаете каждое слово, это традиции хора имени Пятницкого. Звук держим вот этим (показывает на диафрагму). У меня годы ушли на это! Потом, когда все в Москве опомнились, сказали, а что это со звуком? Потому что все забыли, как он звучит, настоящий-то хор. И первыми фольклористы завопили, кстати говоря: «А чего это вы поменяли звук?» Простите, я его не поменяла. Вы послушайте настоящий хор 30-х годов. Я его вернула к тому, что было. Потому что 30-е годы - это Золотой век в истории хора им Пятницкого! Молодец, ну не ожидала, что такой знаток тонкий. 
 
О культуре и жанрах
 
- Почему-то хоровая культура у нас как-то ушла? А ведь воспитание в рамках хоровых занятий совершенно меняет мировосприятие. Сейчас у нас этого нет, но есть в Германии, в Прибалтике…
 

Фото автора


 
- Очень развита хоровая культура в Скандинавии, да. В Прибалтике. Певческие поля там - на чем они построены? Там нет определенного хора, который поставили и он поет целый день. Там люди собираются, попел 5 песен - ушел, пообедал, пришел… Там сплошное движение, а люди присоединяются к хору и поют. Сейчас, к великому сожалению… Когда было в школе пение - хоть знали, что есть русская песня, что есть авторская, что есть песня такая, песня сякая… Сейчас этого нет. Сейчас это вообще просто-напросто этот жанр - я не говорю русского народного хора, нет. Жанр народного искусства - это в комплексе. Со сцены выпадают жанры катастрофическими семимильными шагами. У нас пропал жанр конферанса - у нас теперь ведущие. У нас пропал совершенно жанр эстрадного танца. Эсамбаев умер, Шубарин умер - все, жанр ушел, его просто нет. У нас танец - я не говорю русский, любой - со сцены ушел. Куда? В подтанцовку. Опять же в угоду попсе нашей. Говорят: «А зачем нам танец нужен? У нас всю дорогу все звезды, тот с подтанцовкой, этот с подтанцовкой - одни танцы на сцене. А зачем отдельно он нужен?» Почему? А потому что настолько беден музыкальный и текстовый материал того, что поют, что его нужно чем-то закрывать, чтобы визуальный ряд был. Поэтому на сцене на ушах стоят, на них костюмы невероятные, зритель смотрит, и мимо ушей уходит, о чем поют, какая музыка… Ритмическая основа есть? Децибелы зашкаливают? Все. Обратите внимание, у нас чтецкий жанр исчез. Сколько жанров ушло! Жанр теперь один - это эстрадное пение с подтанцовкой. И сейчас хор Пятницкого рвут на части именно потому, что нам эту тонкую грань между народностью и современностью удалось найти. Мы не проваливаемся. Мы можем идти после самой яркой звезды, и мы получаем аплодисментов больше, чем какой-то самый суперстар. 
 
Кто в резерве
 
- Толковых вокалистов, выпускников консерваторий много. Кто к вам идет и как к вам пройти? Откуда люди, кадровый резерв?
 
- Сейчас у нас на очереди 16 человек. Они - из Томска, например. Четыре девочки обзвонились. Господи, Боже мой! Ткни на карту России - отовсюду.
 
- В каком возрасте идут? Когда соображать начинают, что именно к вам хотят?
 
- Я беру с 14 лет. Для меня легче научить, чем пере-учить. Вот, например, сейчас Вика - ей 16 лет - самая молодая, первое сопрано. 
 
- Они в этом возрасте уже работают? 
 
- Не работают, а будь здоров, как работают! Они пашут! И чем моложе, тем лучше. 
 
- А мальчики? Голоса меняются…
 
- То же самое, но уже после мутации, конечно. 
 
- Музыкальное образование какое у них?
 
- Тоже очень хороший вопрос. Музыкальное образование. К сожалению, за последние годы уровень образования настолько упал, что я могу вам с полной ответственностью сказать, что они ко мне приходят очень-очень неподготовленными для профессионального искусства людьми. Они первые месяца три знаете, как стоят? Даже один аспирант, не буду учебное заведение называть, очень громкое, стоял, пока я ему не сказала: «Дим, когда мы от палки-то отойдем?» Он ответил: «Извините, школа мешает»… Лучше всего кабацкие музыканты-слухачи, которые могут играть все что угодно, хоть «Мурку», хоть «Барыню». Вы заметили - у нас нет пюпитров с нотами. Так же и хор разучивает все с голоса. Без нот, на слух.
 

Фото автора


 
О музыке
 
- Какую музыку вы слушаете для души? Не думаю, что это народная музыка 24 часа в сутки… 
 
- Вы глубоко ошибаетесь. Это, наверное, плохо, это болезнь, что ли, я даже не знаю… Да, я воспринимаю классическую музыку и народную, и все. Больше никакую!
 
- А этническую? Других народов, культур?
 
- Я люблю горловое пение. Тува. Это у меня вызывает особый интерес. Я не понимаю, для меня это великая загадка, каким образом формируется звук. Я просила - они и рот открывали, и что-то мне объясняли… Я понять до сих пор не могу - как это?! Запредельное что-то! А так… Ну какая музыка? Мы пришли утром - ушли вечером. На следующий день: утром - вечером, утром - вечером. Или на гастролях. Я внучке с 3 месяцев до года ставила хор имени Пятницкого. И она теперь признает только хор имени Пятницкого, детские песни не признает. 
 
- Так многие музыканты тишину любят слушать, например.
 
- …С тишиной сложно. У меня звонки, одни звонки. Я же не имею права отключать телефон… 
 
Понемногу обо всем
 
- Чем вы любите дома заниматься?
 
- Знаете, я квартиру люблю убирать. Не спеша что-то тереть… Люстру мыть люблю, она у меня хрустальная. 
 
Я человек старой закалки, и этот хай-тек ненавижу. Я люблю мыть люстры хрустальные… протирать мебель… зеркала… Да, при этом я мантры включаю…
 
- Читала, что вы изучали историю разных религий. Которая из них вам ближе всего по духу?
 
- Буддизм. Наиболее мне близко.
 
- А сама вы православная…
 
- Конечно! 
 
- Одно другому не мешает?
 

Фото автора


 

- Нет, близок мне буддизм, но я же этим не занимаюсь. Я сегодня прошла границу, мы вступили на русскую землю: «Слава тебе, Господи! Приехали!»   
 
- Александра Андреевна, чему бы вы хотели посвящать свое свободное время, когда оно есть?
 
- У меня нет ответа на этот вопрос. Потому что я не знаю. Во-первых, у меня нет свободного времени, его нет физически. А если оно есть, то… Для меня великое счастье - 5 минут ничего не делать. Вы спросили, какое у вас хобби? Лень. Просто лежать. У меня такого раньше не было. Всю жизнь была борьба за существование, потому что я из очень глухой тамбовской деревни приехала в Москву.
 
- Да вас даже тамбовской волчицей называют. Не обижаетесь?
 
- А чего мне обижаться! У нас тамбовский волк, и после Ряжска все переходят на тамбовскую «разговорину» - все говорят на местном диалекте, это нормально. И я очень благодарна - именно матери и всей своей деревне - за то, что они так воспитывали детей. Очень жестко, сурово, воспитывали борцов, понимаете? Потому что если бы на моем месте пройти 90-е годы с хором имени Пятницкого… Это лихая ситуация. 
 
- Очень интересно, как вы выжили в то время?
 
- Ну, хора Пятницкого в 89 году не было. Все разбежались. От него осталось 40 человек всего. Это включая плясунов, хоровиков, оркестр, бухгалтерию, сапожников - всех. Я пришла на развалины. И вот считайте, что современный хор Пятницкого - это вновь созданный коллектив. Понадобились годы, чтобы вновь его создать. 
 
- Как же вы его сохраняли именно в эти годы?
 
- Ну как сохраняла… Ездила с кошелкой по Москве - кто даст 3 копейки, кто даст 100 рублей. Денег-то тогда не было - кто что подаст. Платили вот такие деньги, нерегулярно. Такое время было…
 

Фото автора


 

Феномен хора

- Вы профессор, занимаетесь преподавательской деятельностью, даете мастер-классы…

- Когда есть время. Очередь стоит на 5 лет вперед. Я сейчас обязана это делать по одной простой причине. У нас воспитывают всех: хормейстеров, балетмейстеров, дирижеров, у нас не воспитывают только художественных руководителей. В одном русском хоре худрук музыкант - оркестр обыгрался, в другом хормейстер - хор обпелся. А чистых худруков нет. Вот я - чистый художественный руководитель, в чистом виде знающий народное искусство досконально. И моя профилирующая специальность - не поверите, какая: режиссер эстрады, эстрадно-массовых представлений, постановщик концертных номеров. Это ГИТИС, я закончила ассистентуру. Ведь сейчас номер никто поставить не может! У нас каждый номер поставлен. Вот «По диким степям Забайкалья». Вы думаете это просто так? Там каждая девочка каждый жест, каждый шаг знает, все сделано у нас, все сделано, все поставлено от и до. 
 
- Но это высший пилотаж - и петь, и танцевать, и двигаться одновременно…
 
- Я очень рано стала задумываться, что хор Пятницкого (мне так казалось) делает все не так. И у меня сложилось четкое видение в очень молодом возрасте, каким должен быть русский народный хор. И я пошла в ГИТИС. Я поняла, что мы просто поем. Поем 125 куплетов, 125 припевов - куплетно-припевный хор. Номера нет. И я ушла от этого, пошла на режиссуру. Даже музыкальную партитуру создать - это режиссер музыки должен быть, просчитывать до секунды, сколько идет припев, сколько идет куплет. Я все это просчитываю до секунд и режу по живому иногда. Музыканты иногда спорят - я говорю, что права. Сейчас уже не спорят. (Смеется.) В жанре русского народного хора недостаточно играть. Но когда люди пришли на оркестр им. Осипова слушать музыку чуть ли не с оркестровой партитурой, внимательно сидят и листают, и ждут, что сейчас пойдет соло на балалайке, или соло первого баяна, а здесь - жалеечка… Они приходят ради этого только. А мы - русский народный хор. 
 
Вот Швыдкой (очень умный дядька) много изучал хор имени Пятницкого, все говорил: «Я не могу понять ваш феномен. Почему весь зал рыдает и плачет? Я должен это понять!» И он окрестил жанр «народное музыкальное действо». А что? Народное гулянье на деревне - оно и есть народное музыкальное действо. Оно идет, и все, не предполагая ведущих. 
 
О режиме ЧС
 
- Перед отъездом из Москвы мы следили за тем, что здесь происходит, но как-то не придавали этому значения. И только прилетев сюда, мы поняли, что такое для нас чрезвычайная ситуация. Это влага. Влага стопроцентная! Полетели баяны, полетели гармошки, полетели балалайки, струны полетели, сели голоса у всех. Вот это мы ощутили на себе на физическом уровне. Но как бы мы себя ни ощущали, как бы что-то нам ни мешало, я очень счастлива, что концерты состоялись. 
О мастерстве и ответственности
 
- Мы работаем в формате non stop. Я не знаю, как примет нас публика. Когда мне говорят: «С каким вы настроением сегодня приехали? Чего вы ждете?» - я ничего не жду. У меня и настрой только один: чтобы хор имени Пятницкого выступил на высочайшем, очень профессиональном уровне. 
Я стою всегда в зале, как Змей Горыныч, зрителю это и не видно. Замечаю, что мы неправильно сделали здесь, что тут… Стою как контролер, который завтра, несмотря на овации зрителей, придет на очередную репетицию, и начнется анализ этого концерта. Я всегда говорю: «Господа, дорогие мои! Приходят люди, которые любят искусство, русскую песню, русский танец, русскую музыку. Они любят. На каком-то подсознательном уровне им это нравится. Они не знают, как надо и что надо. Профессионалов, может быть, пять человек на весь зал. Остальные не знают, а знаем мы. Поэтому не надо обольщаться овацией, не надо болеть звездной болезнью, поднимать нос кверху и говорить, что мы самые великие. В хоре Пятницкого такого нет». Это тяжкий каждодневный труд. Потому что мы ответственны перед страной и перед народом. Мы бюджетный коллектив, мы существуем на деньги налогоплательщиков. И поэтому для меня самое страшное, если из зрителей когда-нибудь кто-то подойдет и скажет: «Послушайте! Государство платит деньги. Вам не стыдно за то, что вы представляете на сцене?» Вот это будет самое страшное. 
 
О подлинности и «клюкве»
 
- Был такой момент 4 января этого года. На одном из радио была большая часовая передача о хоре, я много рассказывала. Позвонила одна женщина из Зауралья и говорит: «Александра Андреевна, вот вы говорите, что государство помогает, гранты… но что же хор так бедно одет? На головах платочки, сарафаны… Вот мы приходим на концерт, а там камни, стразы, парча, бархат! Ну что же вы так бедно одеты?» Я отвечаю, что такого вопроса боялась много лет. Народное искусство мы воспринимаем на современном этапе как какую-то развесистую клюкву, блестящую, прыгающую в невероятных костюмах с одной стороны, а с другой - выходят певцы и певицы, рвущие тельняшки на груди, с невероятными подголосками, криками-вскриками-охами-вздохами… Поверьте, то, что вы говорите - не соответствует действительности. Это подлинный народный крестьянский костюм - платочек на голове, сарафан и фартук. И мы изначально назывались - крестьянский хор имени Митрофана Пятницкого. Мы просто вернулись к своим истокам.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

В Китае снимут нового «Человека-амфибию»

В представлении китайского заказчика роль Ихтиандра должна исполнять девушка

Винни-Пух появится в полнометражной картине Disney

Повзрослевший Кристофер Робин вновь встретится с другом детства

Гражданин России Жерар Депардье сыграл роль Иосифа Сталина

Картина выйдет в национальный прокат 11 января 2017 года

«Я стала эвенкийкой уже после тридцати лет»

О жизни и сохранении традиций говорим с участницами кочующего фестиваля «Манящие миры. Этническая Россия»
2

Благовещенцам показали спектакль прямо на улице

А после показа под открытым небом научили всех зрителей заводным народным танцам
2

Сейчас на сайте

106 071

объявление

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ