2x2 | Отдых | Дирижер капеллы «Возрождение»: «Коллектив меняется от поездки к поездке»

Дирижер капеллы «Возрождение»: «Коллектив меняется от поездки к поездке»

Отдых 12:05 | 28 ноября | 2014
Дирижер капеллы «Возрождение»: «Коллектив меняется от поездки к поездке»

О прославленном коллективе Амурской областной филармонии - академической хоровой капелле, которая в ноябре отметила свой 35-летний юбилей, о прошлом и настоящем нам рассказала его художественный руководитель Елена Беляева

Путь к успеху

- Капелла «Возрождение» сегодня - коллектив, который знают далеко за пределами области. Что принципиально нового было сделано вами?

- Могу сказать, что этот процесс занял несколько лет, если брать все то, что мы сегодня видим. За 10 лет моего руководства хор просто стал другим.

- Поменялся формат?

- Нет. Не то чтобы другой формат. Мы же даем и серьезные концерты. Проект «Возрождение» в музее», в котором каждый может найти что-то для себя. Человек любит духовную музыку - он приходит на соответствующую программу духовной музыки. Хочет послушать зарубежную классику мировую - приходит на концерт зарубежной музыки. Хочет услышать что-то такое, что было во втором отделении юбилейного концерта, шуточные песни - приходит на «Зимние посиделки», где мы поем Jingle bells и все в таком духе. У нас разные программы: мы можем петь и духовную музыку, и классику, и современную классику, что, кстати говоря, немаловажно, потому что ее на сегодняшний день в нашей Амурской области практически никто не исполняет, только хор «Детство».

В прошлом году министерство культуры и архивного дела впервые в истории хора выделило деньги специально для гастролей капеллы «Возрождение» по Амурской области. Мы были в Тынде, в Сковородино, в Райчихинске, в Бурее, в Архаре, мы были там, где вообще никогда не были.

- С какими серьезными хоровыми коллективами вы сотрудничаете? Может, обмениваетесь информацией, репертуаром…

- С 2008 года мы выезжаем на фестивали, и у нас есть возможность пообщаться и услышать те коллективы, которые сюда, в Благовещенск, никогда не доедут. Репертуар пополняется такими произведениями, как Ave, Maria Библа, которое впервые прозвучало на юбилейном концерте. Оно известно во всем мире, но здесь его никто не знал. И узнали только благодаря тому, что мы там, в Вене, на концерте услышали венгерский хор, подошли, попросили у них ноты, и они нам подарили - дирижер достал свой экземпляр. И такие встречи происходят постоянно. Из Питера мы вернулись с пачкой нот, которые подписывали нам авторы - с подписями, с личными пожеланиями. Композиторы сами подходили и говорили о том, что им понравилось наше выступление. У меня было общение с тремя-четырьмя композиторами Петербурга, которые хотели, чтобы именно наш хор исполнял их произведения.

Теперь, когда мы познакомились с маэстро Чернушенко (руководитель Петербургской певческой капеллы - Авт.), мне сказали, что я могу в любой момент приехать на стажировку и обогатиться нотной литературой и т.д. В Питере у нас был мастер-класс доцента Московской консерватории Соловьева, который после смерти Б. Тевлина руководит камерным хором консерватории. Он просто в восторге был от нашего хора, сказал, что получил огромное удовольствие от работы с нами. Люди удивляются, что в такой провинции, в такой глуши есть такие коллективы.

- Интересно, чего это они удивляются - у нас очень много высокопрофессиональных музыкантов…

- Да, но когда мы были в Харбине, там случайно попала хормейстер из Санкт-Петербурга. И когда у нее захотели взять интервью, у нее, кроме слова «неожиданно», никаких слов больше не было. Они до сих пор думают, что за Уральским хребтом живут только эскимосы да белые медведи, которые разговаривать не умеют, не то чтобы петь…

- …а недавно увидели мыло.

- Да. И поэтому, конечно, собственно в Питере наш хор просто произвел фурор - такой, что мы и сами не ожидали. Нас в Благовещенске не всегда так встречают, а там просто на руках носили.

- На Дальнем Востоке еще есть подобные хоровые коллективы?

- …Есть на Камчатке, он очень давно существует, они отметили 40-летие.

- Хор именно? Академический?

- Да. И у них никогда не менялся руководитель. Его фамилия Морозов. Он как его создал, так и руководит. Я их не слышала, у меня есть только диск с записями 20-летней давности. А сейчас не знаю, в каком состоянии этот хор. Но это действующий состав, приезжали в Хабаровск. Но ни в Хабаровске, ни во Владивостоке, ни в Биробиджане, ни в Якутии, нигде больше такого хора академического нет. Ни хора, ни капеллы, ни хорового ансамбля.

В Питере наш хор просто произвел фурор - такой, что мы и сами не ожидали. Нас в Благовещенске не всегда так встречают, а там просто на руках носили.


 

Об артистах

- Мне интересно, кто сейчас в составе капеллы? Кто эти люди?

- В основном, это музыканты.

- Музыканты откуда? С каким образованием?

- Разные. Есть несколько человек, закончивших наше музыкальное училище как вокалисты, вокальное отделение, есть пианисты, есть дирижеры, есть преподаватели именно музыкальных дисциплин. В основном, выпускники смежных специальностей, вокалистов и хоровиков - их не так много. Нет, я думаю, треть вокалистов, закончивших именно вокальное отделение либо училища, либо вуза, как Елена Голубева, которая закончила Московский институт культуры, вокальное отделение. Но есть несколько человек таких, у которых нет вообще музыкального образования, но! Я за них отдала бы пятерых с консерваториями.

- Слухачи…

- Да. Паша Кипаридзе, Андрей Лиманский, Оля Кулемзина (в «Итальянском салате» солировала). Это люди, у которых вообще нет специального образования - только музыкальная школа, и у Паши с Андреем - они прошли школу Нины Петровны Гуменюк.

Есть такие случаи, когда люди уходят, а потом возвращаются, потому что жить без этого не могут.

- Поняла, пединститут.

- В пединституте хор, и Андрей у нас поет уже более 10 лет, он пел еще в «Колоколах» при Гутниковой. Мы его с мужем привели в этот хор, и с того времени он поет. Я их, вообще, всех люблю! Всех, правда! Всех вместе взятых и каждого по-отдельности.

- Как удалось мужчин здесь «заякорить»?

- А потому что это им интересно, они сами приходят. Вот Косицын Паша - он уходил из хора несколько лет назад, сейчас вернулся. У нас есть такие случаи, когда люди уходят, а потом возвращаются, потому что жить без этого не могут. Это просто люди преданные.

О поездках

- Сколько раз в год у вас сейчас случаются гастроли? И куда?

- По-разному. В прошлом году министерство культуры и архивного дела впервые в истории хора выделило деньги специально для гастролей капеллы «Возрождение» по Амурской области. Мы были в Тынде, в Сковородино, в Райчихинске, в Бурее, в Архаре, мы были там, где вообще никогда не были. А вот в следующем году у нас запланирован, например, концерт в Хабаровске, в плане обмена - сюда приезжал симфонический, в обмен мы едем туда, они полностью все оплачивают, у нас будет концерт в Хабаровске в филармонии. И в Питере ко мне подошла дама из Владивостока и пригласила нас во Владивосток. Сейчас ведутся переговоры, и если все сложится… Поскольку мы выезжаем, о нас узнают, несмотря на то, что есть интернет и все остальное, люди просто не знают, что у нас есть хор.

- В интернете много всего, можно и заблудиться.

- Можно. Видимо, да. Но теперь уже нас начинают приглашать. В связи с тем, что у нас есть программа «Музыкальный круиз», которую мы выпустили в прошлом году, она просто всех взвинтила. Она на самом деле получилась настолько неординарной и интересной, что - и это впервые в нашей истории, - мы эту программу «катаем» уже второй год подряд, было более 10 прокатов. Для нас это нонсенс. Мы обычно делаем программу, 1-2 раза в филармонии показали и забыли, делаем новую. Вот это наша беда на самом деле, потому что все время приходится очень много нового петь. А «Музыкальный круиз» мы поем уже второй год, и он работает! И дальше будет работать.

Концерт в Харбине.


 

Быть востребованными важно

- Это коммерческий вариант, ничего плохого в этом нет.

- В принципе, да. Он интересный, он познавательный, сами артисты ведут концерт, они рассказывают о тех произведениях, о чем мы поем, об обычаях народов, о композиторах, какие-то изюминки… Это настолько интересно и детям, и студентам, и взрослым, и пенсионерам - от нуля до бесконечности. Все с восторгом отзываются. Ну и, конечно, последние два года, уже третий сезон подряд у нас ведутся занятия по актерскому мастерству. Это тоже для нас очень большой шаг вперед, потому что это помогло раскрепостить певцов на сцене настолько, что теперь все свободно себя чувствуют, и эта вот программа подстегнула. Наступил определенный момент, когда мы ехали в Австрию, когда я поняла, что мне нужно что-то вводить новое, кардинально менять мышление стереотипное.

- Чтобы было что предложить людям, чтобы они вас позвали.

- Да. Хочу сказать, что в последнее время у нас молодежь не только на сцене, но и в зрительном зале появилась. На проект «Ночь в музее» билеты раскупают так быстро, что приходится иногда концерты дублировать, потому что не все желающие попадают. Мы в прошлом году «Зимние посиделки» два дня подряд пели.

Столько музыки - зарубежной, которая поется в сопровождении… Мы этого всего не видим, не слышим, просто потому что у нас нет аккомпанемента.

- В денежном выражении это каким-то образом в плюс артистам?

- Никак практически, это очень невыгодно. Капелла «Возрождение» -
это коллектив, который очень нуждается в поддержке правительственной. Потому что это коллектив, который прежде всего направлен на просветительскую деятельность, и это имидж области, ее лицо. Такой коллектив большой не может быть на самоокупаемости, он просто умрет.

О мечтах…

- Насчет большого коллектива. Какой максимальный состав вы хотели бы видеть? И что бы вы с ним делали, если бы была такая возможность содержать хороший состав артистов?

- Мы об этом буквально на днях говорили с мужем. Я бы, может быть, хотела не то что хор увеличить, а может, какой-нибудь оркестрик бы заиметь…

- Камерный…

- Да, хотя бы камерный. Мы страдаем от того, что мы все делаем акапелльно. Это, конечно, круто. Никто не спорит. Но, ребята, мы могли бы гораздо больше делать, репертуарчик был бы поразнообразнее, и мы могли бы такие вещи делать…

- Например, какие?

- Ой! Те же русские романсы.

- Но это народный оркестр скорее.

- И камерный можно, в принципе. Какие-то кантаты, мессы… Извините, мы тут обеднены настолько, что мы этого всего ничего не можем… Столько музыки - зарубежной, которая поется в сопровождении… Мы этого всего не видим, не слышим, просто потому что у нас нет аккомпанемента. Рояль - опять же, не везде. В какой-то клуб поедем - там рояля нет. Мы давно отказались от концертмейстера, нам практически невыгодно. Ладно, в филармонии мы выкатим рояль раз в год, а в деревню любую приезжаешь… естественно, мы работаем акапелльно, это очень тяжело. Поэтому я не то что увеличила бы состав, пусть он остался бы таким, какой он есть на сегодняшний день…

Нужна какая-то подпитка. Нужно хорошо выглядеть, нужно хорошо питаться, потому что труд певца по энергетическим затратам приравнивается к труду грузчика..

…и труде

- Сейчас 24 участника, да?

- Да. Ну, пусть их было бы до тридцати, главное не это. Главное, чтобы эти люди чувствовали себя защищенными, чтобы у них была какая-то уверенность в завтрашнем дне. Это труд. Это дико тяжелый труд. Это очень тяжелый труд. У нас трех-четырехчасовые репетиции, все это на ногах, практически каждый день…

- Они еще на каких-то основных работах?

- У нас две трети хора - штатные сотрудники, трудовые книжки лежат в областной филармонии, но при этом они вынуждены подрабатывать, потому что на зарплату артиста хора в нашей стране не прожить. Хочу сказать, что это проблема не Амурской области, это проблема в государственных масштабах, проблема всей страны, и пока наше государство не повернется лицом к культуре, до тех пор мои артисты будут по ночам подрабатывать, чтобы успевать побывать на всех концертах, которые хотят зрители услышать и увидеть. Это, конечно, очень тяжело. По большому счету, сегодня они отстояли огромный концерт, а завтра многие из них, вместо того чтобы отдохнуть, пойдут на работу. Это касается всего, то же самое было, когда приезжал симфонический оркестр (из Харбина - Авт.). Мы субботу-воскресенье провели в филармонии, потому что в субботу была репетиция, а в воскресенье концерт, а в понедельник они все побежали куда-то еще работать, и у них просто нет выходных дней, это очень тяжело. При этом, конечно, они молодые, выносливые, но мы же понимаем, что это бесконечно продолжаться не может… Нужна какая-то подпитка. Им нужно хорошо выглядеть, им нужно хорошо питаться, потому что труд певца по энергетическим затратам приравнивается к труду грузчика. Это очень сложно. Очень тяжело.

Из Питера мы вернулись с пачкой нот, которые подписывали нам авторы - с подписями, с личными пожеланиями.


 

Традиции и новаторство

- Хотелось бы поговорить о Надежде Валентиновне Гутниковой, основателе и первом руководителе капеллы. Что она вам передала, чему научила?

- Я, конечно, у нее многому научилась в том плане, что человек она целеустремленный. Если Надежда Валентиновна ставила какую-то цель, то она ее добивалась. Захотела спеть «Колокола» - она разбилась в лепешку, она это сделала. Еще - подход к концертным программам, когда это все не просто академически «объявили - спели, объявили - спели», а какие-то стихи, какие-то слова… Этому я научилась, а с другой стороны, сейчас я это уже переработала. Но, опять же, она работала, создавала коллектив в двадцатом веке, а я приняла его в двадцать первом. Соответственно, мне пришлось просто перестроиться. Перенастроиться. Потому что появился интернет, жизнь ускорилась на несколько витков, и, конечно, приходится семимильными шагами не просто идти, а бежать вприпрыжку. Но, безусловно, всегда буду вспоминать с огромным теплом, с уважением и с любовью. И только так.

Новое далось непросто

- Сначала я съездила с хором «Детство» на хоровую олимпиаду, посмотрела, как проводятся международные состязания, послушала много чего, много чего для себя взяла и целенаправленно уже готовилась к Праге. И после того как мы заработали золотой диплом, тогда уже пошла немножко другая история. Тогда мы начали смело выходить на новый репертуар.

- Появился маячок, на который вы равняетесь, да?

- Да. Это очень здорово, что мы выезжаем, потому что коллектив от поездки к поездке меняется настолько мощно!

- Они же видят и слышат другое…

- Да. Это очень много значит. Помню, первый шок у них был в Шаосине, когда мы были на олимпиаде. Там существует определенный порядок. Это сейчас мы уже можем выступать в категории чемпионов, потому что у нас есть первые места на международных соревнованиях. А тогда у нас опыта еще такого не было, и я, честно говоря, побоялась туда влезать, мы пошли в открытую категорию.

В открытой категории мы спели, я говорю: «Так, садимся сейчас в автобус и едем слушать чемпионов в своей категории». И когда мы сели в зал и все чемпионы один за другим стали выходить и петь… Это был такой улет, что они все были вжаты в кресла, говорили: «И так можно?!» - «А вы думали…» Тогда они просто увидели, что можно по-другому, можно отбросить эти папки, в которые стояли всю жизнь, уткнувшись лицами, ничего не видя. Безусловно, мы работаем с папками, это просто юбилейный концерт и репертуар соответствующий. Но в этом понимании - все «движухи» было очень сложно сделать, это же координация. Та же «Порушка-Пораня» - в первый раз, несколько лет назад, был ад кромешный! Мы не могли ни топнуть, ни хлопнуть.

- Казалось бы, наоборот, у музыкантов с этим все в порядке…

- Ничего подобного, никакой координации между головой, руками и ногами не было абсолютно! Это сейчас все легко и естественно. А тогда это было очень тяжело, когда это все начиналось. Сейчас эта «Порушка» просто взрывает зал…

 


Фото из личного архива Елены Беляевой.

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Амурские бизнесмены-музыканты устроят концерт

Известные в городе предприниматели, ветераны арт- и джаз-рока докажут, что бизнес творчеству не помеха

В Китае снимут нового «Человека-амфибию»

В представлении китайского заказчика роль Ихтиандра должна исполнять девушка

Портал 2x2.su разыгрывает билеты на представление шоу-театра «Котовасия»

Как скрасить семейный досуг и не платить ни копейки? Легко! Нужно лишь ответить на три вопроса
5

Винни-Пух появится в полнометражной картине Disney

Повзрослевший Кристофер Робин вновь встретится с другом детства

Гражданин России Жерар Депардье сыграл роль Иосифа Сталина

Картина выйдет в национальный прокат 11 января 2017 года

Сейчас на сайте

106 740

объявлений

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ