2x2 | Отдых | Борис Кузнецов: Амурская гражданская авиация сегодня на грани развала

Борис Кузнецов: Амурская гражданская авиация сегодня на грани развала

Отдых 10:51 | 31 июля | 2013
Автор: Виктор Соболев
Статья «Крылья Свободного» из номера «АиФ-ДВ» №31 от 31 июля 2013
Борис Кузнецов: Амурская гражданская авиация сегодня на грани развала

 

Амурская гражданская авиация сегодня на грани развала, констатирует Борис Кузнецов, ветеран амурской гражданской авиации. 50 лет жизни Борис Иванович отдал работе в Свободненском аэропорту.
 
В настоящее время Кузнецов является начальником службы по наземному обеспечению полётов авиаотряда Амурской авиабазы. Недавно за профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд ветеран авиации получил благодарственное письмо губернатора области.
 
Деньги? Только после Олимпиады…
 
- Борис Иванович, вроде бы своя авиация у нас есть, а почему своих авиакомпаний нет?
 
- Распад СССР похоронил многие воплощения и задумки, в том числе в авиации. Распалась самая крупная в области компания «Амуравиа», в ней работали 1400 человек. Было примерно 46 самолётов Ан-2, по-моему, три Ту-154; самолёты Л-410 и Як-40, вертолёты Ми-8 и Ми-2.
 
Но мы, инициативная группа лётчиков - Олег Макаров, Виктор Лукутин, Геннадий Близневский и я, около двух лет подряд ежедневно обивали пороги областной администрации. Хотели только одного - сохранить малую авиацию. Нам пошли навстречу - мы забрали в свой Свободненский аэропорт пять самолётов Ан-2 и два или три вертолёта. В настоящее время у нас 11 самолётов и пять вертолётов. Перевозим пассажиров по маршрутам Благовещенск - Свободный - Февральск - Экимчан, Благовещенск - Свободный - Октябрьский - Зея. Кстати, в Зее тоже наши самолёты и люди по 10 - 15 дней находятся - работают вахтовым методом. Там они выполняют пассажирские рейсы по всему Зейскому району.
 
Кроме того, в наших обязанностях лесопатрульные полёты по всей области. Года три назад по лесоавиационным работам мы обслуживали ещё и весь Хабаровский край. У нас даже было в подчинении звено в Улан-Удэ.
 
Наконец, большое нам подспорье - заказные рейсы. К примеру, в прошлом году очень часто наши вертолёты летали вдоль нефтяной трубы ВСТО, доставляли грузы, преимущественно из Хабаровска.
 
- С 2009 года действует программа по развитию амурской авиации до 2020 года. Вы увидели какие-то улучшения за прошедшие три года?
 
- Эта программа поддерживает только северные аэродромы и взлётные площадки - Тында, Зея, Экимчан, в эту же систему должны включить Февральск. Но ведь там никакой инфраструктуры, даже самолётов нет. Зато есть кого перевозить, особенно в сезон распутиц. Давали бы летать чаще - не трясли бы реформами.
 
- Ну а как с программой по авиации в целом?
 
- Она сегодня свёрнута, хотя, помню, эту программу принимали ещё в первое президентство Путина. По этой программе в Свободном к 2005 году аэропорт должен был быть вот такой (показывает большой палец).Собирались построить взлётно-посадочную полосу. У нас же «подушка» уже лежит - для Ту-154 строили, только заасфальтировать остаётся. На это выделяли 70 млн рублей. В итоге денег мы так и не увидели. А сейчас нам говорят: пока Сочинская олимпиада не пройдёт, мы никаких денег не получим.
 
Молодёжь рвётся на пенсию
 
- Насколько остро стоит проблема с обучением пилотов?
 
- После развала 1991 года мы с Макаровым пилотов собирали со всего Дальнего Востока и Сибири. Ребята получали определённый налёт часов и уходили в большую авиацию. Жаль, конечно, было ребят терять, зато сейчас по всему миру летают, приветы шлют.
 
Сейчас набор лётного и технического состава по Дальнему Востоку проводится в Хабаровске, в центре подготовки работников гражданской авиации при малом аэропорту. Кстати, центр возглавляет всё тот же Олег Макаров. Здесь же, при центре, и приёмные комиссии, и медкомиссии.
 
Набор на Амурскую авиабазу сегодня небольшой. В этом году к нам в Свободный из лётных училищ пришли четыре человека. Из них двое - узбеки. Но мы им вполне доверяем - хорошие парни.

Самолёты Ан-2 сейчас выполняют пассажирские рейсы по территории Амурской области. Особенно они важны для жителей северных районов Приамурья. 

Фото: Виктор Соболев

Самих училищ по России осталось всего три, а при Советском Союзе было восемь. Раньше и Свободный называли кузницей кадров большой авиации Дальнего Востока. Теперь молодёжи у нас практически нет. Ещё и наше новое руководство задумалось: «А зачем нам столько экипажей? С апреля по октябрь идёт пожароопасный период - вот на это время будем заключать контракты, а остальное время пусть гуляют, где хотят».
 
Конечно, ругать молодёжь неохота. Но вот мы, старики, до сих пор работаем с удовольствием, несмотря ни на какие трудности. А вот, к примеру, приходит пацан из училища, ещё работать не начал, а уже спрашивает: «Во сколько лет на пенсию?».
 
- В самолётном парке тоже «молодёжи» не предвидится? Ан-2 уже устарели по всем параметрам?
 
- В настоящее время нет такого самолёта, который может заменить Ан-2! Да, сейчас есть множество модификаций - Ан-2МС, Ан-2-100 и т. д. У этих модернизированных вариантов больше скорость, мощнее двигатель. У самолётов различные назначения - грузопассажирские, пассажирские, сельскохозяйственные, лесопожарные, десантные. Но по взлётным характеристикам лучше самолёта, чем Ан-2, нет. В соседнем с нами Китае сейчас 6000 Ан-2, на Кубе - 600, причём 400 из них заказывали в Новосибирске.
 
- Самолёты только в Москве ремонтируют?
 
- Да, каждые три года. Раньше в Хабаровске это делали: три часа полёта - и там. Но местный завод закрыли, а в Москву в собранном виде перегонять очень дорого, «горючка» стоит 117 тысяч рублей за тонну. Поэтому приходится разбирать самолёт и на фурах перевозить. А топливо финское - в России его уже не производят. Хотя, к примеру, в Комсомольске завод хоть сейчас 1000 тонн готов выпустить на заказ. Но мы столько не потянем самостоятельно. Вот если бы сгруппироваться или с Хабаровском, или с Владивостоком…
 
Есть вариант брать горючее в Сиэтле с нефтяных танкеров по 32 тысячи рублей за тонну. О таком варианте областному правительству докладывали. Но там решили, что это далеко. А вот из Финляндии близко, выходит? Есть вариант ещё ближе - Хэйхэ, там есть аэродром. Но кто за «растаможку» возьмётся?
 
Дальневосточники - стойкие
 
- Каким вы видите будущее амурской авиации?
 
- Сначала небольшой праздничек устроим. В этом году в августе исполнится 15 лет нашему авиаотряду и 80 лет - Свободненскому аэропорту. Ну а перспективы… Всё в деньги упирается. Вот нам предлагали взять Ан-28, б/у. По России их всего 11. Но мы посчитали по деньгам на ремонт, на обслуживание… Не потянем. У нас третий год живёт идея два самолёта Л-410 хотя бы в лизинг взять.
 
Вопрос был почти решён, но всё, как всегда, повисло. Сейчас опять пытаются вопрос поднять, но с финансами вечные неувязки.
 
В зарплате много теряем, особенно на лесопатрулях. Сейчас так законодательство устроено, что если ничего нигде не горит, лётчик ничего не получает, хоть и торчит за штурвалом.
 
- За свою карьеру вы налетали 20 тысяч часов. Случались ли какие-то аварии в воздухе? Что вам помогало в такие моменты?
 
- Да, приходилось садиться в чистом поле с отказавшим двигателем, но машину ни разу не угробил. И пассажиры были живы-здоровы, тьфу-тьфу. А помогают всегда спокойствие и выдержка. Летом 2011 года наш самолёт под командованием Владимира Котенко совершил аварийную посадку на Гилюй. Но спасли 11 пассажиров, никто не растерялся, не пострадал. И ребята-пилоты ордена Мужества получили. Дальневосточники - стойкие лётчики.
 
Если и погибали люди в малой авиации, то из-за человеческого фактора - слабость, ошибки, невнимательность. Под Экимчаном есть гора Брюс. В неё дважды самолёты врезались, и двигатели при этом были в норме. Коварное место.
 
В нашем аэропорту в этом году уже три инцидента было. Последний - в мае, самолёт прямо на нос встал. Провалилось при разгоне колесо, чиркнул оземь винтом - и готово.
 
Вот наш бывший пилот Коля Кириллов (в кабинет входит невысокий мужчина. - Авт.), у его самолёта на взлёте в п. Майский отказал двигатель. Сели, опрокинулись вверх ногами, но люди все целы.
 
Вылезли, открыли пассажирам. Машина загорелась. Пассажиров по инструкции отвели от машины на 100 метров, а один бросился к самолёту - там у него деньги были спрятаны. Но авария произошла не по вине Коли, так что летал он дальше. А потом снова «встал на нос» - уже в Свободном. И после этого сам ушёл - на пенсию.
 
- В вашей семье кто-то ещё служит гражданской авиации?
 
- Мой сын - командиром на Боинге-757, летает по всему миру, каждый день новое место. Дочь шесть с половиной лет работала бортпроводницей на Як-40, Ту-154, ушла после всё того же 1991 года. Но зато в авиацию собирается мой внук, сейчас он упорно изучает английский язык.
 
Досье
 
Борис Кузнецов родился в городе Свободном 25 января 1940 года. В 1963 году окончил Сасовское лётное училище, в 1982 году - академию гражданской авиации в Ленинграде. В Свободном с должности второго пилота на самолёте Ан-2 дослужился до начальника аэропорта Свободный. Награждён орденом «Знак Почёта», нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта». За сохранение малой авиации в Амурской области получил почётное звание «Заслуженный работник транспорта РФ».

 

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Именем погибшего в Сирии пилота Олега Пешкова назвали бомбардировщик

За его штурвалом будет летать заслуженный военный летчик РФ, полковник Юрий Грицаенко, под командованием которого служил Пешков

Росавиация потратит почти 500 млн рублей на реконструкцию аэропорта в Зее

Распоряжение о выделении денег подписал премьер-министр Дмитрий Медведев

СМИ: российские авиакомпании продолжают работать в минус

В первом квартале 2016 года сумма операционных убытков отечественных авиаперевозчиков составила 24 миллиарда рублей

С помощью беспилотника в Приамурье поймали троих поджигателей

Летательный аппарат помог обнаружить людей, нарушающих правила пожарной безопасности в лесу
5

Пилота отстранили от работы из-за пристрастия к селфи

Мужчина создал страничку в соцсети, куда перед каждым полетом выкладывал свои снимки на борту самолета

Сейчас на сайте

104 228

объявлений

Опрос
Сколько готовы потратить денег на новогодние праздники?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ