2x2 | Отдых | Амурчанин слушал наброски первой советской рок-оперы

Амурчанин слушал наброски первой советской рок-оперы

Отдых 11:20 | 8 августа | 2013
Автор: Иван Фёдоров
Статья «Дружба в системе и вне системы» из номера «АиФ-ДВ» №32 от 7 августа 2013
Амурчанин слушал наброски первой советской рок-оперы

Самый известный дворник Благовещенска Сергей Нифашев в молодости дружил с Алексеем Заливаловым - автором первой рок-оперы Советского Союза «Пир во время чумы» по стихам Пушкина

11 августа исполнится год, как умер талантливый человек со множеством регалий. Это Алексей ЗАЛИВАЛОВ, 55-летний питерский музыкант, композитор, аранжировщик, актёр, скрипач-импровизатор, продюсер, телеведущий.

С шести лет до 21 года Алексей Георгиевич дружил с Сергеем НИФАШЕВЫМ, самым известным городским дворником Благовещенска и активным блогером.

Разные близкие

- Когда я был маленьким, мои родители жили в городе Зеленогорске Ленинградского района, - рассказывает Сергей Олегович. - Заливалов же жил в самом Ленинграде, а сюда его привозили на всё лето отдыхать. Заливалов рос без отца и как-то подсознательно нуждался в мужском общении. Так мы с ним и сошлись, мой отец стал ему родным, как-то даже он собрал Лёшке отличный велосипед. Алексея растили мать и две бабушки, так что каких-то мужицких дел он делать не умел. Зато женщины уделяли много внимания его музыкальному воспитанию. Мальчик серьёзно занимался музыкой с пяти лет. Мать и бабушки хотели, чтобы Лёша стал скрипачом в симфоническом оркестре (в 1983 году Алексей окончил Ленинградскую консерваторию. - Ред.). А я его всё дёргал: «Пойдём землянки рыть!»

Позже Нифашевы перебрались в город. Они устроились в новостройке, а Заливалов обитал в старой части города. Причём не где-нибудь, а по легендарному адресу - Фонтанка, 101. Здесь был исторический дом Олениных, построенный в 1828 году. А. Н. Оленин, крупный государственный деятель, обладал разносторонними интересами в области культуры, был президентом Императорской Академии художеств и директором Публичной библиотеки, художником, археологом. По преданию, в комнатах этого дома в своё время бывал Александр Пушкин. В ХХ веке исторический дом был разделён на коммуналки - людской муравейник.

Если маленький Нифашев таскал маленького Заливалова рыть землянки, то в отрочестве уже Алексей таскал Сергея в легендарное кафе «Сайгон». Сам Заливалов говорил об этом времени так: «Сайгон» 60 - 70-х был явлением… Было особенно здорово войти в эту компанию, будучи 15-летним школьником. Я общался с людьми взрослее себя, с поэтами, художниками или считающими себя таковыми… Уже в 15 лет я понимал, где я живу. Уже тогда я познакомился с творчеством Солженицына, Галича - он стал домашним поэтом. Мы для себя определяли эти годы как безвременье…»

Но его друг Нифашев не был в восторге от «сайгоновской» публики. Всё-таки друзья были слишком разными: Сергей был человеком системы - всегда аккуратно подстрижен и одет, в дальнейшем поступил в Ленинградское высшее военно-политическое училище войск ПВО и окончил его, кстати, с отличием. Заливалов был человеком вне системы. В его патлатой голове сидели рок и тяга к богемной жизни. Но зато его место в жизни ещё с детства было предопределено. Обладая природным артистизмом и музыкальностью, он поражал окружающих. Как-то разыграл целую пантомиму о молодом неопытном хирурге, который не знает, как повернуться, роняет инструменты. Мать Нифашева частенько говорила об Алексее: «Парень далеко пойдёт».

Роком по чуме

 

Именно в таком виде Сергей Нифашев приглянулся жене Алексея Заливалова, который потом нравился всей стране в роли барда Александра Галича.

Фото: Личный архив С. Нифашева

В начале 70-х Заливалов как-то привёл домой паренька и сказал Нифашеву: «Познакомься, он талантливый парень, перевёл на русский «Иисус Христос - суперзвезда». Жанр рок-оперы в Союзе ещё не привился. Как признаётся Сергей Олегович, вид пацана-переводчика его удивил - уж больно он был аккуратным, без патл. Потом паренёк ушёл, а Заливалов вдруг говорит: «А я сам рок-оперу сочиняю - хочешь, наиграю?» Товарищ говорит: «Ну, давай». Алексей начал показывать какие-то куски, наброски; сам пел арии, рассказывал, что за чем идёт. Впоследствии это стало первой рок-оперой Советского Союза - «Пир во время чумы» по стихам Пушкина. Но Нифашев ничего особого сказать не мог - он не жил этим, не горел. Уже позже, когда в 1977 году Ленинград всколыхнула рок-опера «Орфей и Евридика» группы «Поющие гитары», Нифашев понял масштаб идеи Заливалова.     ­

Я писал про тогдашнее зачумлённое общество и про пир молодёжи, которая ничего не делает, никуда не стремится, - рассказывал в одном из интервью Заливалов. - Тогда же я познакомился с Эриком Горошевским, у которого была студия «Глобус» при Доме архитектора. Эрик поставил «Шинель» Гоголя, «Любовь дона Перлимплина» Лорки - очень красивый спектакль. Я писал впервые музыку к этому спектаклю, привёз его в консерваторию, показал на экзамене и получил пятёрку. Это были первые мои работы для сцены, и, конечно, они меня в театр здорово окунули…

Но скоро два товарища расстались. Пожалуй, самое яркое вспоминание перед этим грустным событием - свадьба Нифашева, на которой Заливалов был его свидетелем, играл на скрипке. Но сам Нифашев понравился жене Заливалова - аккуратный, перспективный, политически грамотный. Жена начала шпынять Заливалова, ставить ему в пример его товарища. С этого момента постепенно друзья друг к другу охладели. Да и Нифашев отправился на Дальний Восток - за романтикой. Спустя годы то мать Нифашева пыталась позвонить Алексею, то Сергей - матери Заливалова. Но встретиться друзьям так и не довелось. Заливалов стал знаменитым, работал в кино и на ТВ. Для 14 художественных фильмов он написал музыку, в 22 фильмах снялся как актёр.

Самая известная роль Заливалова - бард Александр Галич в фильме Михаила Швейцера «Как живёте, караси?» Заливалов сотрудничал как композитор и актёр с кинематографистами Петербурга, Одессы, Франции, Америки, Италии и Англии; делал цикл телепередач «От форте до пьяно». Успехи своего друга юности Сергей Нифашев наблюдал уже со стороны, за сотни тысяч километров от Ленинграда.

- Я завидовал ему, - признаётся Сергей Олегович в конце разговора. - Завидовал оттого, что я был в системе, жил правильно, но мои успехи в политуправлении никому не были нужны и не будут нужны. А Заливалов плевал на систему и достиг потрясающих результатов.

Кстати

В 90-х Сергей Нифашев работал корреспондентом одной из амурских газет. В этой должности он несколько раз встречался с поэтом и композитором Александр Розенбаумом, писал о нём. Позже Розенбаум выпустил биографическую книгу «Бультерьер». Писать самому о себе Александру Яковлевичу было некогда. Поэтому он собрал газетные интервью разных лет и изданий. В список попали и материалы Нифашева с благодарностью от Розенбаума за честность.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)

0  
Alter Ego
08 августа в 15:08
"- Я завидовал ему, - признаётся Сергей Олегович в конце разговора. - Завидовал оттого, что я был в системе, жил правильно, но мои успехи в политуправлении никому не были нужны и не будут нужны. А Заливалов плевал на систему и достиг потрясающих результатов." Я не знаю, кто такой Заливалов, но знаю Нифашева. Так что пусть Сергей не расстривается :)
Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

Полезный досуг для тех, кому за...

Неважно, сколько вам лет, ведь найти занятие по душе в свободное время можно в любом возрасте

Благовещенку оштрафовали на 2 млн рублей за пиратские диски Елены Ваенги

Предпринимательница выплатит крупную сумму денег за торговлю контрафактной продукцией

Сергей Шнуров о скандальной выставке Фабра: «Живодерства я не увидел»

Лидер группировки «Ленинград» посетил Эрмитаж и рассказал, что провокационность экспозиции с животными сильно преувеличена
7

Эрмитаж не закроет скандальную выставку с мертвыми животными

В музее уверяют, что художник Ян Фабр, наоборот, хотел привлечь внимание к проблеме бездомных кошек и собак
13

Пользователи Сети назвали позором выставку Эрмитажа с мертвыми животными на крюках

На фоне резонансного случая с живодерками в Хабаровске подобную экспозицию посетители музея посчитали пропагандой насилия
85

Сейчас на сайте

102 894

объявления

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ