2x2 | Отдых | Дирижер Дальневосточного симфонического оркестра поделился секретами мастерства

Дирижер Дальневосточного симфонического оркестра поделился секретами мастерства

Отдых 09:30 | 27 декабря | 2013
Статья «Дирижер=философ+пропагандист» из номера «Телеобъектив 2х2» №52 от 26 декабря 2013
Дирижер Дальневосточного симфонического оркестра поделился секретами мастерства

Открытием фестиваля классической музыки «Амурская волна» стал дебют у нас главного дирижера и художественного руководителя Дальневосточного академического симфонического оркестра 35-летнего Тиграна Ахназаряна. После концерта нам удалось побеседовать с темпераментным и очень эрудированным музыкантом не только о музыке

Об оркестре
 
- Тигран, что у оркестра уже было, что можно дорабатывать и что нового вы привнесли в репертуар Дальневосточного симфонического? 
 
- Оркестр играл все симфонии, например, Бетховена, Моцарта, Чайковского. Дорабатываем стилистику, потому что это момент, который немножко хромал в оркестре именно по таким композиторам, классикам. Что привнес? Привнес усложненный репертуар. Мы открыли сезон «Фантастической симфонией» Гектора Берлиоза, которая очень-очень давно не звучала. И никогда не звучал балет «Петрушка» Игоря Стравинского. На предпоследнем нашем концерте мы представили полную версию балета. У нас на будущее еще есть произведения, очень сложные по мировым стандартам исполнения. Например, 4-я «Романтическая» симфония Брукнера заявлена. Я привнес такое усложнение, завышение планки, что необходимо для любого симфонического оркестра, чтобы мы не топтались на месте, так скажем. Технически. Я так оркестру и объявил, что после исполнения «Петрушки» все будет гораздо легче казаться с чисто технической точки зрения. Поэтому я работаю и над техникой оркестра, и над стилистическими моментами, над шлифованием стилистики таких композиторов, как Моцарт, Бетховен, Гайдн, наших - Чайковский…
 
- А как коллектив относится к вашим новшествам?
 
- Хорошо относится, во всем старается меня поддерживать. Сложно иногда приходится, потому что много требований. Возможно, сразу много. Чувствуется потенциал, перспектива коллектива, куда они могут еще и еще расти. Хочется, чтобы это было пораньше, поскорее.
 
- То есть ресурсы у исполнителей есть, правильно?
 
- Безусловно. И традиции есть, очень хорошие традиции, и исполнительская база есть - все для того, чтобы реализовывать то, о чем я сказал.
 
О репертуаре
 
- Вы уже рассказали, что есть в программе оркестра. А когда благовещенцы услышат все это?
 
- Бетховена, Чайковского?
 
- Да. Может быть, даже фортепианные концерты…
 
- Я спрашивал, что хочет услышать публика в Благовещенске, и мне сказали, что популярную классическую, в этот раз в обход симфоний… 
 
«К сожалению, в России очень много городов, где молодежь воспитывается на попсе, на массовой, но низкопробной музыке»
- Просто с детства еще помню, у нас традиционно приезжал хабаровский оркестр и играл в первом отделении, например, Пятую Бетховена, а во втором - Первый фортепианный концерт Чайковского. Примерно так. 
 
- А пианист кто?
 
- Вячеслав Соболевский. 
 
- Ну, у нас сейчас такого уровня солистов-пианистов, к сожалению, нет. 
 
- Думаю, если у вас в Хабаровске посмотреть по учебным заведениям, то найти можно…
 
- Настолько, чтобы Чайковского Первый концерт сыграл? Скорее я приглашу кого-то, чтобы мы вместе приехали. Вот мы открывали сезон с отличным пианистом, очень известным. Это Мирослав Култышев - победитель конкурса имени Чайковского. Он играл Третий концерт Рахманинова. Если вот такого уровня… Потому что хочется действительно чтобы был хороший солист, если играть тот же концерт Чайковского. Не просто так проиграть. Не получится хорошо. 
 
- Какое ваше любимое симфоническое произведение и что вы всю жизнь мечтаете сыграть?
 
- Банально отвечу, но это факт: я не имею права ничего исполнять, если я не люблю. Поэтому все, что я исполняю… а мой репертуар огромный, если по композиторам посмотреть: от Баха, Вивальди, Монтеверди до модерновых, я не раз исполнял впервые написанные произведения. Современная музыка тоже есть. Кардинально разная по технике исполнения, дирижирования. Этот универсализм должен быть. Хотя на западе не очень это принимают, каждый углубляется - кто-то в барочную музыку, кто-то в романтику, кто-то только в ХХ век, но я стараюсь все охватить, поэтому не могу отдельно отметить, их очень много - тех, кто для меня великий и какие конкретно опусы… Наверное, я бы ничего не выделил. Конечно, это все симфонии Малера, Брукнера, но это с годами, после сорока-пятидесяти, наверное… 
 
Музыка с детства
 
- Знаю, в какой семье вы родились. Для вас и ваших братьев судьба была предопределена, однозначно, это музыка - ни вправо, ни влево. Вы не разочаровались? Все-таки музыкой занимаются с раннего-раннего детства, и, как правило, этого самого детства у ребенка почти и нет.
 
- Вы знаете, как раз этот момент очень сложно у нас проходил, у всех трех братьев. Старший брат пианист, и было давление со стороны родителей - хотели, как лучше, а получился немножко психологический надлом. Он сейчас отличный педагог, живет в Германии, очень востребованный в Берлине, собирается пере­ехать в Мюнхен. Он сам отличный музыкант, у него много хороших учеников. Но надлом произошел, и он фактически оставил исполнительскую практику. Более тонко подошли ко мне и к младшему брату, тем более у нас большая разница в возрасте, и родители были уже более мудрые, когда воспитывали младшего. Да, сложно приходилось. Вы правильно сказали, что было предопределено: генетика и семейные традиции. Это так же, как кто-то основал шоколадную фабрику, и все его сыновья там…
 
- Династия.
 
- Да, музыкантская династия. И я почти уверен, не могу на 100 процентов сказать, что наши дети тоже будут продолжать… если, конечно, захотят, хоть чуть-чуть. 
 
- Во всяком случае, базовое музыкальное образование они стопроцентно получат. Правильно?
 
- Я думаю, да, конечно. Чтобы понимать До мажор, Ми-бемоль мажор…
 
- Да, хотя бы чтобы знать, что такое аллегро и что такое адажио, и вообще, быть человеком нормального европейского уровня.
 
- Совершенно верно. Как и разбираться и в живописи, и в поэзии, и в музыке - это все нормально для воспитания любого ребенка. 
 
Воспоминания и увлечения
 
 
Дирижер Тигран Ахназарян остался в восторге от благовещенской публики

Фото автора


 

- Чем вы увлекались в детстве и чем интересуетесь сейчас? Чему уделяете свободное время, когда оно у вас есть?
 
- В детстве я гонял на велосипеде, гонял машинки, прямо по полу, устраивал гонки сам для себя. Часами я мог это делать: из спальни кругом, через коридор, кидал по одной - какая быстрее дойдет до финиша. Маленькие такие машинки. Наверное, таким ребенком я и остался в плане машинок, потому что сейчас я с таким же увлечением отношусь к своей машине, которая уже большая. Вот такую машинку теперь с удовольствием гоняю. Вы знаете, почти каждый день, когда приезжаю к дому, с одной стороны, большая радость, потому что супруга ждет дома, тепло, уют, с другой - все-таки еще один круг хотелось бы проехать, остановиться на светофоре, куда-нибудь повернуть… Этот азарт к машинам до сих пор с детства у меня остался. Чем еще занимаюсь? Знаете, сейчас очень много времени поглощает интернет. Но я стараюсь полезное оттуда вытаскивать, потому что это очень опасная штука. (Улыбается.) Можно полезное искать, а можно затянуться, действительно, причем по-ужасному. Стараюсь это контролировать, чтобы польза была. Польза - например, найти интересное в YouTube, то, чего мы раньше найти не могли. Только книжки могли открывать, и только так находить что-то.
 
- И не факт, что нужные книжки могли найти. 
 
- Совершенно верно. А сейчас - практически все. Гениальная штука на самом деле, приобретение, если действительно правильно его использовать.  
 
Зачем дирижеру палочка 
 
- Не могу не задать еще один вопрос. Я сегодня заметила, что часть программы вы дирижировали палочкой, а часть руками.
 
- Вы знаете, у многих дирижеров именно так. Это момент в первую очередь удобства или неудобства и зависит от музыки, которой дирижируешь. Есть, условно говоря, более быстрая, ритмичная. Палочка - она как бы удлиняет руку дирижера, и достаточно мелких движений, палочка амплитудно движется, и гораздо виднее и яснее для музыкантов. Но есть кантиленная (напевная - Авт.) музыка, изнутри идущая, и палочка просто мешает в руке. И пальцами ты можешь «слепить» то, что палочка просто сковывает эту лепку пальцев.
 
- Как бы сыграть…
 
- Да. Это индивидуально, конечно. Я воспитанник как московской школы, так и ленинградской. Причем, можно сказать, основателя ленинградской дирижерской школы Ильи Александровича Мусина. У него очень многие дирижируют без палочки. Ярчайший пример его учеников - Валерий  Абисалович Гергиев. Он может как с палочкой, причем длинной, так и с совсем маленькой, и вообще без палочки. Он может весь спектакль провести без палочки. 
 
- Чаще даже видела без палочки.
 
- Да. Но это индивидуальный момент. Это зависит от того, что ты хочешь, как ты хочешь выразить, зависит от характера. 
 
Секреты мастерства 
 
- Тигран, вы стажировались у Курта Мазура. Какими-то профессиональными секретами он с вами поделился?
 
- Конечно, он делился. Это большая школа. Вообще, мне повезло с учителями, в том числе и с Куртом Мазуром. Как я уже сказал, азы у меня от московской школы - Эмина Левоновича Хачатуряна. Фактически базу я получил у него. И все это расцвело в Питере, меня раскрыл Илья Александрович Мусин, а уже какие-то штрихи красоты и мудрости придал именно Курт Мазур. Это было примерно 10 дней. Но 10 таких философских, морально очень сильно насыщенных дней. И каждый из моих друзей, которые там участвовали, а там было больше 20 участников этого мастер-класса, восприняли это по-разному. Кому-то нравилась практическая часть, занятия с оркестром, а мне гораздо больше нравилось его философское начало. Потому что это философ, это гуманист, великий гуманист в дирижерском искусстве. И вторая сессия после обеденного перерыва - это был только разговор. Он садился и просто с нами беседовал. Сначала монологом, потом вопросы, он отвечал… 
 
«Каждый коллектив - это очень сложный механизм, и очень разный. Есть понятие дирижер совместимый или не совместимый с оркестром»
Почему его считают выдающимся исполнителем в первую очередь бетховенских симфоний? Потому что то, как он мыслит, что он говорил, можно слушать с раскрытыми ртами, что мы и делали на самом деле. Он открыл какую-то новую глубину, вот это философское начало в музыке, моральное начало, гуманизм. Даже банально: почему нельзя кричать, орать, хамить музыкантам; почему надо иначе подходить и как надо добиваться, даже если ничего не клеится; как вытянуть из оркестра то, что находится в ядре. Ведь каждый коллектив - это очень сложный механизм, и очень разный. Есть понятие дирижер совместимый или не совместимый с оркестром. Даже гастролирующий дирижер. Есть универсальные дирижеры. У них нет такой линии - подойду или нет. Все знают, что если он подошел к оркестру… Такие, как Рикардо Мути, тот же Курт Мазур, Клаудио Аббадо. Герберта фон Караяна я не могу оценивать, потому что он любил работать только с двумя своими оркестрами. Хотя Венский филармонический - это не его оркестр, там никогда не было главного дирижера, но тем не менее в период правления Караяна в Берлинской филармонии по праву можно так же назвать Венский филармонический оркестром Караяна и Бернстайна. Бернстайн - один из таких же выдающихся личностей. Я недавно нашел запись, как Бернстайн репетирует с молодежью.
 
Настолько азартно! Настолько интересно! Какой он азартный изнутри, какая яркость присутствует! Пришел - вообще из ничего, к несостоявшемуся еще оркестру, и через час у него оркестр блистательно исполнял то, что вначале не давалось. 
 
Классика - молодежи
 
- Бернстайн вообще пропагандист, благодаря ему очень много молодежи потянулось к музыке. Вот и вы собираетесь практиковать такую деятельность, организуете открытые генеральные репетиции, давая простор молодежи. 
 
- Совершенно верно. К сожалению, в России очень много городов, где молодежь воспитывается на попсе, на массовой, но низкопробной музыке. Хотя я не против никакого жанра. Абсолютно не против. 
 
- Какие стили и направления, кроме классики, вам нравятся?
 
- Я все люблю слушать, любой жанр, если это интересно и если в этом есть хоть какая-то ценность. Я могу даже назвать имена в поп-культуре, которые для меня достаточно большие, не побоюсь этого слова - великие. В основном это западные, такие как Меркьюри. Это великий человек, безусловно, что даже об этом говорить. В джазе есть. Я могу даже не по пальцам сосчитать, сколько этих великих людей: Армстронг, Элла Фитцджеральд. Уитни Хьюстон, Майкл Джексон…
 
В любой культуре это все есть, но каждая культура стоит на своем, разном уровне. И любому молодому человеку, любому студенту нельзя упускать из вида, конечно, и классику. Конечно, кто-то полюбит классику, кто-то попсу, но хотя бы один раз надо посетить симфонический концерт и узнать, что это такое. А дальше это уже решение каждого. Я на лекториях об этом говорю: вы один раз придите на наши концерты. А потом - или полюбите, или это не ваше - вы уже сами определитесь. И лучше сходить не на один концерт, потому что программы разные. Придите на два разнохарактерных, сравните. Если все равно ничего не поняли - как говорится, не судьба. Но я думаю, таких очень мало, которые ничего не могут понять в симфоническом жанре. Потому что симфонический жанр - это тоже поп-культура на самом деле. 
 
- Просто другого времени…
 
- Другого времени и немножко другого уровня. Более глубокого и философского, о чем мы с вами и говорили. Это все надо раскрыть для таких молодых людей. 
 
Понемногу обо всем
 
- Любимый музыкальный инструмент.
 
- Все, которые приятны уху. 
 
- Хорошо. Нелюбимый музыкальный инструмент.
 
- Все, которые неприятны уху. (Смеемся.) 
 
- Какие семейные традиции у вас были в детстве и какие есть сейчас?
 
«В любом городе, в котором я бываю, я люблю прогуляться пешком. В Благовещенске тоже было время - прогулялись, посмотрели на Китай» 
- Обязательно собираться вместе, хотя сейчас это немножко сложно осуществить, но на какие-то праздники, дни рождения мы стараемся все равно. Знаете, я воспитывался в очень уютной семье. 
 
- Я не видела ни разу ни одной неуютной армянской семьи…
 
- Да, это в крови, и в сердце все это есть. Но тем не менее не все так хорошо среди всех армянских семей, у всех по-разному бывает. Но вот эта теплота - да, присуща нашей нации.
 
Любимый Питер
 
- Невероятно люблю Петербург, который мне очень многое дал. Люблю все эти «колодцы», все эти грязные, вонючие петербургские «колодцы». Очень сильно люблю! Также люблю эстетический Петербург.
 
Невероятно красивый Петербург. Встать в районе Петропавловской крепости, где Заячий остров, и наблюдать через Неву на Зимний дворец, на Эрмитаж, дальше - Кунсткамера, Ростральные колонны… - вот это величие Петровское, этот дух, он чувствуется. Поэтому Петербург особое место занимает в моей жизни. Еще и потому, что я там воспитывался. Может быть, субъективно? 
 
- Это город, с которым связаны лучшие годы жизни, можно сказать…
 
- Да, потому что был молодым, бывало, там по ночам - эти открытые мосты, с друзьями пойдешь, с пивом в руке - что скрывать? Было… От этого еще больше впитываешь город. 
 
В любом городе, в котором я бываю, я люблю прогуляться пешком. В Благовещенске тоже было время - прогулялись, посмотрели на Китай. Из Хабаровска так все не видно. А тут высотка стоит через 100 метров - и уже Китай! Компактный, уютный очень у вас город, это очень приятно, гостеприимный. Публика так принимала…
 
Не потоп, так землетрясение
 
- А вы застали наводнение в Хабаровске?
 
- Да не то что застал, я был буквально на фронте всего этого! К нашему подъезду прямо под окнами вода уже пришла, обещали, что она будет еще подниматься, но начала буквально от нашего подъезда уходить. Это была линия фронта нашей воды. Губернатор края в больших сапогах, как в ботфортах, выходил в прямой эфир у нашего подъезда. Честь ему и хвала. Как только выключали камеры, он бежал в эту огромную лужу и продолжал разбирать ситуацию - как помочь и что делать, дамба за дамбой, дамба за дамбой… Вы знаете, мне не впервой такие стихийные бедствия. Я 1988-й пережил - Спитак, Ленинакан, частично Ереван. Я был в Ереване в это время. Это очень-очень сложный период был для Армении. 
 
- Во время землетрясения там очень много людей погибло…
 
- Я просто не ожидал, что Амур может настолько разразиться!
 
Медики души и сердец
 
- Причем у нас программа начала составляться - не знал об этом, но так получилось, что Чайковский, «Буря» была в программе, «Фантастическая симфония» - фантастически вышел Амур из берегов, как-то все совпало, не знаю… Это тоже величие природы. 
 
Если трагедию отставить в сторону, конечно, очень тяжело переживали. Мы в филармонии специально провели с нашим оркестром благотворительную акцию для всех пострадавших, кто потерял жилище, для всех, кто помогал - МВД, МЧС, Минобороны, пожарные, скорая помощь - все были. С потухшими глазами люди пришли на концерт, а в самом конце было так, как было у вас сегодня. Они буквально не отпускали нас: «Браво, брависсимо!»… Это самое ценное для артиста. Ради этого мы не зря родились и находимся на этой сцене. 
 
- Вы не испугались?
 
- Не испугался, наоборот, какой-то патриотический дух поднимается и сила воли. Ты находишься рядом и видишь эту лужу… Я сам шел и фотографировал эти дамбы и думал, чем я могу помочь даже с такими сапогами по плечо. Я не знаю, как они называются, впервые увидел это в Хабаровске.
 
- Защитные костюмы.
 
- Да. Лодки тащат, в которых находятся пострадавшие… Мы думали, как помочь, и возникла идея благотворительного концерта. И мы тоже смогли, потому что мы тоже медики, только медики человеческой души и сердец.
 
Наше досье
 
Тигран Ахназарян, художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра.
 
В должность вступил в юбилейный, 75-й концертный сезон Хабаровской филармонии. Потомственный музыкант, родился в 1978 году в семье скрипача Сурена Ахназаряна и пианистки Гаянэ Ахназарян, ныне профессоров Московской консерватории. В 2000 году с отличием окончил Ереванскую консерваторию им. Комитаса по классу скрипки у своего отца и отделение оперно-симфонического дирижирования у Эмина Хачатуряна, в 2002 году - аспирантуру по оперно-симфоническому дирижированию. Младший брат дирижера, всемирно известный виолончелист Нарек Ахназарян - лауреат одного из Международных конкурсов им. Чайковского. Прежде чем возглавить Дальневосточный симфонический, Тигран прошел кастинг. Из нескольких дирижеров музыканты отдали предпочтение именно ему. 
 

 
Фото автора 
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL + ENTER

Сообщить информацию об ошибке

Наталья Алымова. - Начиная со второго квартала 2015 года, продажи новых квартир активно поддерживались государственными субсидиями, в то время как на рынке вторичного жилья наблюдался спад.

Доп. информация (не обязательна для заполнения)


Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Гость
Подписаться на комментарии
Чтобы комментировать от своего имени - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Мы рады, что Вы решили оставить свой комментарий на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

  • Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
  • В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
  • Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
  • Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

 

Читайте также

В АмГУ пройдет молодежный экономический форум «Рoссия и Китай: вектор развития»

Международный Форум направлен на привлечение интереса молодежи к экономическому развитию Дальнего Востока России и международному сотрудничеству с КНР

Бизнес-премия «Золотое яблоко» в соцсетях: яркие фото, комментарии и поздравления

Чем гости мероприятия делились на своих страничках во время церемонии награждения и после нее

600 человек стали участниками «#ИНСТАЮНОСТЬ2016»

Мероприятия прошло при поддержке Сбербанка и Комсомольского-на-Амуре авиационного завода

Портал 2x2.su разыгрывает билеты на представление шоу-театра «Котовасия»

Как скрасить семейный досуг и не платить ни копейки? Легко! Нужно лишь ответить на три вопроса
5

АмГУ станет площадкой проекта «Знания без границ»

2 декабря все желающие смогут посетить дистанционную лекцию известного ученого Ольги Сварник

Сейчас на сайте

104 553

объявления

Опрос
А вы поддержали бы законопроект о запрете увольнять ипотечников?
ВСЕ ОПРОСЫ
АРХИВ НОМЕРОВ